Комплексное клинико-педагогическое обследование зубочелюстной системы и ротовой полости.
презентация к уроку по логопедии на тему

Евсикова Татьяна Геннадиевна

Обследование детей является важнейшей часть работы с ребенком-логопатом. Практикующие логопеды чаще всего сталкиваются с нетяжелыми, но достаточно выраженными анатомическими деформациями зубочелюстной системы, ротовой полости, глотки. Эти негрубые дефекты  являются одной из причин  появления недостатков фонетического строя речи или осложняющие имеющиеся звкопроизносительные расстройства у детей. Такие дефекты всегда являются фактором осложняющим процесс артикуляции, но не всегда являются первопричиной звукопроизносительных расстройств. Поэтому логопед должен быть особенно внимателен при формировании заключения о структуре речевого дефекта в целом и о механизме нарушения звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped.docx633.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – Детский сад № 114»

                        Комплексное клинико-педагогическое обследование

                                зубочелюстной системы и ротовой полости.

 

Составила: логопед – Евсикова Т.Г.

                                                2014г.  г.Сыктывкар

                                        Введение.

Обследование детей является важнейшей часть работы с ребенком-логопатом. Практикующие логопеды чаще всего сталкиваются с нетяжелыми, но достаточно выраженными анатомическими деформациями зубочелюстной системы, ротовой полости, глотки. Эти негрубые дефекты  являются одной из причин  появления недостатков фонетического строя речи или осложняющие имеющиеся звкопроизносительные расстройства у детей.         Такие дефекты всегда являются фактором осложняющим процесс артикуляции, но не всегда являются первопричиной звукопроизносительных расстройств. Поэтому логопед должен быть особенно внимателен при формировании заключения о структуре речевого дефекта в целом и о механизме нарушения звукопроизношения.

Обследование артикуляционных органов.

Прикус – особенности соотношения смыкания верхней и нижней челюсти.

1Нейтральный прикус – прикус при котором соотношение боковых зубов обоих челюстей не нарушено, но имеется неправильное смыкание передних зубов.

2. Дистальный прикус  -  заднее положение нижней челюсти относительно верхней.

3. Мезиальный прикус – переднее положение нижней  челюсти относительно верхней.        
4. Прямой прикус – прикус при котором отсутствует перекрытие верхними резцами нижних и наблюдается краевое смыкание верхних зубов.

5.Открытый прикус – имеется вертикальная щель между зубами: во фронтальном отделе – передний фронтальный открытый прикус, в боковом отделе – одно или двусторонний боковой открытый прикус.

6.Глубокий прикус – увеличение перекрытия верхними резцами нижних.

7.Перекрестный прикус – внешнее или внутреннее отклонение зубной дуги относительно верхней в боковом направлении.

Зубы.

При осмотре зубов обращают внимание на особенности строения, форму, размер, местоположение зубов в зубном ряду (наклон. Поворот вокруг оси, двойной ряд зубов).

Зубы бывают:

-редкие

-мелкие (микрогнатия)

-очень крупные (макрогнатия)

-неправильной формы

-расположены вне челюстной дуги

-сверх комплектные зубы

-отсутствие зубов

-диастемы

Язык:

 Осмотр языка позволяет определить

-нормальный размер

-макроглоссия

-микроглоссия

-уздечка нормальной длины и строения

-уздечка короткая (укороченная)

-толстая (утолщенная)

-наличие послеоперационного узла

Мягкое небо:

 Осмотр мягкого неба позволяет определить что оно бывает:

-внорме

-куполообразное

-высокое (готическое)

        -низкое, плоское

        -наличие расщелины, ее характер: сквозная -несквозная, односторонняя,           двустороняя, полная -неполная, субмукозная.

Губы:

При обследовании губ отмечаем:

        -нормальные

        -тонкие

        -утолщенные

        -укорочение верхней губы

        -расщелина верхней губы

        -наличие послеоперационных  рубцов

        -короткая (укороченная) уздечка верхней губы

        Носоглотка, ротовая полость, глотка:

        При обследовании следует обратить внимание на

        -полипы

        -аденоиды

        -опухоли

        -искривления-

        -гипертрофия носовых раковин

        -увеличение парной небной миндалины

Обследование произвольной мимической моторики.

При обследовании мимической моторики отмечаем:

-мимика живая, выразительная, отражающая эмоциональное состояние.

-мимика невыразительная, лицо гипомимичное, маскообразное, отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре.

1.оценка уровня развития функции мышц лица и выявление неврологического синдрома в мимической моторике.

Отмечаем:                                                                                        - -состояние тонуса лицевой мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма).

-гипомимия (недостаточность мимической моторики)

-сглаженность насогубных складок

-оральные синкенезии

-ассиметрия лица

-гиперкинезы лица

-сохранность функции

        2.Обследование компонентов  произвольных мимических движений.

Отмечаем:

-способность к удержанию мимической позы

-способность к переключению

-равномерность работы мышц

-объем движений

-тонус мышц

-точность движений

-синкенезии

Ребенку предлагается  16 проб  для обследования произвольной мимической моторики.

1.сморщить лицо

2.вытянуть лицо в длину с раскрытым ртом (удивление)

3.поднять брови

4.нахмурить брови

5.Слегка сомкнуть веки

6.прищурить глаза

7.попеременно закрывать правый и левый глаз

8.одновременно закрыть и открыть глаза

9.зажмуриться

10.попеременно зажмуривать левый и правый глаз

11.сморщить нос

12надуть щеки

13.надувать то правую, то левую щеку

14.попеременно надувать щеки (полоскание зубов)

15.втянуть щеки

16.втягивать то левую, то правую щеки

        Обследуем артикуляционную моторику.

Характеристики артикуляции:

-артикуляция четкая, движения активные, точные, дифференцированные, воспроизводятся в полном объеме.

-артикуляция смазанная, сжатая, нечеткая, страдает дифференциация и точность движений , которые воспроизводится не в полном объеме, снижение амплитуды движений артикуляторных органов.

        Выводы о состоянии артикуляции можно  сделать при оценке уровня развития функции мышц артикуляционных органов и выявление неврологического синдрома. Отмечаем:

-сохранность функции

-состояние тонуса мышц (норма, дистония, гипотония, спастичность)

-подвижность (норма, недостаточна, строго ограниченна).

-неврологический синдром (отсутствует, спастический парез,гипеокинезы,апраксия,тонические нарушения типа регидности)

-состояние глоточного и небного рефлекса (норма, повышен, понижен)

-саливация (норма, усиливается при определенных условиях, постоянная)

        При обследовании компонентов артикуляционных движений отмечаем:

-способность к удержанию артикуляторной позы

-способность к переключению

Равномерность работы мышц

-объем движений

-тонус мышц

-темп движений

-точность движений

-дифференциация движений

-двигательные замены

-синкенезии

        Приемы обследования.

Губы.  Приемы:

1.крепко сжать губы

2.сложить губы для свиста

3.поднять углы рта попеременно

4.поднять верхнюю губу

5.поднять нижнюю губу

6.одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю

7.улыбка,  трубочка, улыбка-трубочка

8.произнести без голоса – а, у, и ы

        Таким образом, мы отмечаем

-тонус губной мускулатуры (спастичность, гипотония , дистония, норма)

-подвижность (малоподвижные, недостаточно подвижные, норма)

-наличие или отсутствие ассиметрии

        Обследуем движения языка. Приемы:

1.лопаточка (5-7 секунд на нижней губе)

2.иголочка

-лопаточка-иголочка

4.высунуть язык поднять его  к носу

5.помещать широкий язык поочередно то на верхнюю, то на нижнюю губу

6.движения языка влево, вправо

7.движения языка от левого угла рта к правому

8.движение языка по правой губе слева направо

9.лодочка (приподнять боковые края0

10.чашечка

11.лошадка

12.присосать язык к небу

 Эти приемы позволяют отметить

-тонус язычной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма)

-подвижность (строго ограничена, недостаточна – ограничен объем, снижена амплитуда ,норма)

-наличие гиперкинезов

-наличие тремора

-девиации (отклонения в сторону)

        Обследуем движения нижней челюсти. Приемы:

1.широко открыть рот

2.плавно закрыть

3.имитировать жевание

4.подвигать нижней челюстью влево, вправо, вперед. Назад

        Таким образом, отмечаем

-подвижность нижней челюсти (строго ограничена,недостаточна – объем движений неполный, амплитуда движений снижена)

-наличие смещения челюсти в состоянии покоя, при закрытом рте, при широко открытом, в движении.

                Правильное логопедическое обследование детей с нарушенным звукопроизношением ,сочетающиеся с деформациями строения органов артикуляции позволит логопеду понять причину нарушения и точно спланировать коррекционную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с нарушением слуха

Методики обследоввания, адресованные детям с нормой развития, не могут быть использованны при обследовании ребенка с нарушением слуха. В настоящее время одной из методик комплексного психолого-педагог...

консультация для воспитателей "Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений"

Многие ученые едины в оценке существующих классификаций. По их мнению, они дополняют друг друга и нацеливают специалистов на решение общих задач.Преимущество диагноза, поставленного с учетом двух клас...

Презентация "Диагностическая методика для комплексного коррекционно-педагогического обследования"

В презентации представлены диагностические методики для обследования звукопроизношения, уровня развития слоговой структуры, уровня развития связной речи, развития фонематических представлений....

Ортодонтические проблемы у детей дошкольного возраста. Взаимосвязь аномалий зубочелюстной системы с нарушениями звукопроизношения у детей

Произношение каждого звука - это сложный акт, требующий точной координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализаторов. Самым тесным образом звукопроизношение связано ...

Клинико- педагогическая классификация нарушений речи

Клинико- педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но ведущая роль отводится психолого- лингвистическим критериям....