Конспект интегрированного коррекционного занятия по развитию словаря в процессе изобразительной деятельности "Этажи леса"
план-конспект занятия по логопедии на тему

Заякина Ольга Александровна

В структуре данного занятия отражена интеграция изобразительной деятельности и занятия по развитию лексико-грамматических категорий. В процессе сюжетного рисования происходит развитие словаря детей по теме "Деревья, кустарники".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_konspekt_syuzhetnoe.docx898.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного коррекционного занятия по развитию словаря в процессе изобразительной деятельности.

Вид рисования: сюжетное. 

Тема: «Этажи леса».

Цель: развитие словаря детей по теме «Этажи леса»; обучение детей сюжетному рисованию по теме.

Задачи:

  • образовательные: закреплять знания детей о диких животных и их жилищах; расширить и закрепить уже имеющиеся знания детей о деревьях и лесе; закрепить представления детей о дифференциальных признаках деревьев; познакомить детей ярусами леса;
  • технические: развивать умение детей рационально располагать рисунок на листе; закрепить умение детей пользоваться простым карандашом и стирательной резинкой при построении рисунка; продолжать учить детей работать цветными карандашами;
  • коррекционно-развивающие: обогащать, уточнять и активизировать словарь детей; развивать у детей умения отвечать на вопросы полными ответами; развивать у детей умение аргументировать свой ответ; развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение; логическое мышление); развивать общую и ручную моторику; развивать длительный плавный выдох;
  • воспитательные: воспитать интерес к занятию; экологическое воспитание; формировать у детей адекватную оценку.

Развитие словаря:

  • обогащение: этажи леса, дубрава, хвойный, смешанный.

Пояснение значений новых слов осуществлялось при помощи иллюстрации, подбора родственного слова, через описание и контекст.

  • уточнение: нижний, средний, верхний, берлога, логово, нора, дупло.

Уточнение значений слов осуществлялось при помощи показа иллюстраций, подбора родственных слов; через описание и контекст.

  • активизация словаря осуществлялась посредством повтора, вопросов, комментирования детьми своих действий; классификации предметов; составления словосочетаний и предложений с отрабатываемыми словами; словесного отчета о выполненной работе.

Материал для педагога: картинный материал (картина «Этажи леса»; картинка «Дикие животные», «Жилища животных»; карточки «Деревья).

Оборудование для педагога: доска, магниты, указка.

Материал для детей: простой карандаш, ластик, цветные карандаши.

Оборудование для детей: альбом.

Ход урока

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Вводная часть:
  • Орг. Момент

  • Вводная беседа

   Здравствуйте, дети! Меня зовут Ольга Александровна, сегодня я буду проводить с вами занятие, мы с вами будем рисовать. Теперь внимательно посмотрите: у всех ли на столе лежит альбомный лист и цветные карандаши.

Итак, я вижу, вы все готовы, поэтому мы начнем наше занятие.

   Ребята, вы уже знаете много разных животных и птиц: домашних, диких, животных и птиц, живущих в северных странах, животных и птиц, живущих в жарких странах.  

   Сейчас  я проверю, каких животных вы знаете, я буду вам загадывать загадки, а вы слушайте внимательно!

Серый, голодный по лесу рыщет,

Добычу ищет?

   После каждого ответа детей,  демонстрировалась картинка.

Бурый и лохматый,

Неуклюжий, косолапы?

Рыжая, проворная,

По веткам ловко скачет,

В дупле орешки прячет?

Что за зверь такой лесной,

встал как столбик под сосной?

Кто стоит среди травы,

уши больше головы?

   В лесу живет много разных животных, это и волки, и лисы, и зайцы, и медведи, и ежи и т.д. А кроме животных в лесу еще живут птицы. И у каждого животного и птицы есть свой дом. Например, лиса живет в норе, а медведь?

Берлога – это дом медведя, делает ее медведь под упавшим деревом, затем настилает ветки, затем берлогу засыпает снегом, там медведь и проводит зиму.

   А где же живет волк?

А логово – это дом волк, волк устраивает свой дом в кустарниках  или в пещерах.

   А где живет заяц?

   Правильно, зайцы  живут под кустом, он заляжет под куст, прижмется так, чтоб его никто не видел.

   А где же живет белка?

Дупло – это домик белки, который находится в дереве.

   А где живут птицы?

Правильно, птицы вьют гнезда из тоненьких веточек деревьев.

   У каждого животного, у каждой птицы есть свой дом, например, волк живет в логове, медведь – в берлоге и т.д. И у всех этих животных и птиц есть один большой общий дом – это лес.

   Сегодня мы будем рисовать лес (демонстрируется плакат, на котором изображен лес).

 

   Здравствуйте!

   Дети проверяют свою готовность к занятию.

   Дети отвечают, аргументируя свой ответ.

 

   Дети отвечают, аргументируя свой ответ.

   Дети отвечают, аргументируя свой ответ.

  Дети отвечают, аргументируя свой ответ.

   Дети отвечают, что медведь живет в берлоге.

   Волк живет в логове.

   У зайца нет норы, он живет под кустом.

   Белка живет в дупле.

   Птицы живут в гнездах.

II. Основная часть:

  • Анализ объекта

  • Физкультминутка

  • Пальчиковая гимнастика

  • Построение рисунка

  • Самостоятельное выполнение рисунка

Но, прежде чем мы начнем, необходимо будет познакомиться с лесом.

   Леса бывают разные.

   Ребята, какой бывает лес? Если в лесу растут одни ели, то это какой лес?

   Ребята, а как же будет называться лес, в котором растут только ели, пихты, сосны? Такой лес называется хвойный, давайте произнесем это слово хором.

   А если в лесу растут только березы, то это какой лес?

   

   Если в лесу растут только сосны, то это какой лес?

   А если растут в лесу только дубы? Такой лес называют дубрава, повторите за мной «Дубрава».

   Затем выборочно педагог у детей спрашивает,  что такое дубрава.

   Посмотрите внимательно на картинку, на ней вы видите различные растения: большие пушистые ели, высокие сосны, белоствольные березы, могущественный дуб, как же мы назовем такой лес?

   Если в лесу растут разные деревья, то такой лес называется смешанным, давайте повторим все вместе.

   А теперь поиграем в игру, вы вытягиваете карточку, смотрите, что на ней нарисовано, называете дерево, и говорите как будет называться лес, в котором растут только эти деревья.

   Далее педагог выставляет картинки парами: ель и сосна (береза и дуб). И просит назвать, как будет называться данный лес. Затем выставляет все картинки.

   Лес – это большой дом, многоэтажный дом (педагог предъявляет картинку). И у этого дома есть свои этажи. Самый верхний – это деревья: сосны, дубы, ели, березы. Средний этаж – это маленькие деревья – кустарники. И нижний этаж – это трава и цветы. Есть еще подвал в этом доме, в этом подвале спрятаны корни растений.

   А сейчас я буду показывать на картинке различные растения (травы, кустарники, деревья), а вы назвать этаж.

   На каждом этаже есть свои жители и у каждого жителя есть своя квартира.    

   Итак, кто же живет на самом верхнем этаже?

   

   А где, в какой «квартире» живут птицы?

   А в какой «квартире» живет белка?

   А кто же живет на среднем этаже?

   На среднем этаже, на кустах живут некоторые птицы, например, дрозд, соловей.

   А кто же живет на нижнем этаже?

Затем педагог просит назвать «квартиру» каждого животного.

   А вы знаете, кто живет в подвале, чей дом находится под землей?

      Итак, давайте посмотрим, что у нас вышло. На верхнем этаже в гнездах живут птицы, в дупле белка. На среднем этаже живут в гнездах птицы, на нижнем этаже различные животные (перечисляются животные и их жилища). И в подвале тоже находятся домики некоторых животных (перечисляет).

Ребята, а теперь немного отдохнем. Зайки белые сидят и ушами шевелят,

Вот так, вот так, - и ушами шевелят.

Зайкам холодно сидеть,

Надо лапки им погреть.

Вот так, вот так, - надо лапки им погреть.

Зайкам холодно стоять,

Надо зайкам поскакать.

Вот так, вот так, -

Надо зайкам поскакать.

   А теперь сделали глубокий вдох, поднялись на носочки, выдох, согнулись в туловище и отпустили руки.

   А сейчас подготовим наши пальчики к рисованию. Я буду называть имена пальчиков, а вы должны их разгибать. Теперь задание усложняется, будем выполнять быстрее.

   Ребята, вы должны нарисовать лес, на вашем рисунке должны быть деревья верхнего этажа. Какие это деревья?

   Ребята, чтобы правильно нарисовать сосну, необходимо вспомнить какая она (педагог указывает на дерево, нарисованное на картине)?

   Вспоминаем, какой дуб (педагог указывает на дерево, нарисованное на картине)?

   

   А какая же береза (педагог указывает на дерево, нарисованное на картине)?

   Теперь вспоминаем, что у ели ветки опущены вниз, она вся в иголках (педагог указывает на дерево, нарисованное на картине).

   Что будем рисовать на среднем этаже?

   Кустарники низенькие растения и у них нет толстого ствола как у больших деревьев, кустарники состоят из маленьких веток (педагог указывает на дерево, нарисованное на картине).

    Что будем рисовать на нижнем этаже?

   Когда будете рисовать траву, не забываем, что она самая маленькая.

   А теперь вы должны нарисовать лес, в вашем лесу обязательно должны быть и верхний этаж с большими деревьями (это могут быть любые деревья: береза, сосна, ель), средний этаж с маленькими кустарниками, и нижний этаж с травой. Еще вы можете в своем лесу нарисовать жителей леса и их жилища.

   Хорошо подумайте, что бы вы хотели нарисовать и начните.

     Если в лесу растут только ели, то это еловый лес.

   Дети предлагают свои варианты ответов.

   Дети хором, а затем по отдельности произносят слово.

   Если в лесу растут только березы, то это березовый лес.

   Если в лесу растут только сосны, то это сосновый лес.

   

   Дети повторяют.

   

   Дети отвечают.

   

   Дети предлагают свои варианты.

   Дети повторяют хором, а затем по отдельности.

   Дети выполняют упражнение (дуб – дубовый лес; ель – еловый лес; береза – березовый лес и т. д.).

   Дети отвечают.

 

   Дети называют этажи леса.

 

   На самом верхнем этаже живут птицы, белка.

   Птицы живут в гнезде.

   Белка живет в дупле.

   Дети предлагают свои варианты ответов.  

   Дети перечисляют животных: заяц, медведь, волк.

   Дети называют.

   Дети выполняют физкультминутку.

   Дети выполняют упражнение.

   Деревья верхнего этажа – сосна, ель, береза, дуб.

   Сосна – это высокое дерево, у сосны всего несколько веток на самой верхушке.

 

   Дуб большой, могущественный, с толстым стволом, с пышной кроной, ветви подняты вверх.

   Березка наоборот, тоненькая, стройная, белоствольная.  

 

   На среднем этаже будем рисовать кустарники.

 

  На нижнем этаже будем рисовать траву, цветочки.

   Дети приступают к работе.

   Дети рисуют.

III. Заключительная часть:

  • Подведение итогов (заключительная беседа)

  • Выставка и анализ детских работ

   Ребята, что сегодня вы рисовали?

   А какой бывает лес?

 

   Ребята, а ведь лес – это дом для животных. Какие животные живут в лесу. На каком этаже?

   Сколько этажей у леса? Как называются этажи?

   

   Затем педагог выборочно спрашивает детей о том, что они нарисовали (при необходимости задаются стимулирующие речевую деятельность вопросы).

   Педагог выставляет детские работы.

   Ребята, а чей рисунок вам нравится больше всего? Почему?

   Педагог совместно с детьми анализирует работы, корректно указывая на имеющиеся достоинства и недостатки.

   Ребята, сегодня вы хорошо старались, молодцы!

   

   Сегодня на занятии мы рисовали лес.

   Лес бывает разный: хвойный, смешанны, дубрава, березовый, еловый и т.д.

   Дети называют животное, его жилище и этаж.

   У леса три этажа: нижний, средний, верхний.

   Дети рассказывают, что они нарисовали, какой у них лес, какие этажи, какие нарисованы животные и их жилища.

Дети называют, аргументируя свой ответ.

Картинный материал, используемый на занятии:

1. Картинный материал «Дикие животные»:

               

2. Картина «Этажи леса»:

C:\Documents and Settings\TEMP.PC2009\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\P1040684.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного коррекционного занятия по развитию словаря в процессе изобразительной деятельности «Этот загадочный мир».

В структуре данного занятия отражена интеграция изобразительной деятельности и занятия по развитию лексико-грамматических категорий. В процессе коллективного сюжетного рисования происходит развитие сл...

Конспект интегрированного коррекционного занятия по развитию словаря в процессе изобразительной деятельности "Гжельская роспись"

В структуре данного занятия отражена интеграция изобразительной деятельности и занятия по развитию лексико-грамматических категорий. В процессе декоративного рисования происходит развитие словаря дете...

Конспект интегрированного коррекционного занятия по развитию словаря в процессе изобразительной деятельности "Городской транспорт"

В структуре данного занятия отражена интеграция изобразительной деятельности и занятия по развитию лексико-грамматических категорий. В процессе предметного рисования происходит развитие словаря детей ...

Конспект интегрированного коррекционного занятия "Путешествие в страну звуков" с подгруппой детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

Данное занятие предназначено для подгруппы детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с целью формирования фонематических представлений и улучшения психоэмоционал...

Конспект интегрированного коррекционного занятия для детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет «Мы раскрасим этот мир».

занятие  составлено воспитателем и специалистами ДОУ для специализированных групп. Содержит элемены РПО...

"Использование нейропсихологических упражнений на коррекционных занятиях для развития познавательных психических процессов"

quot;Использование нейропсихологических упражнений на коррекционных занятиях для развития познавательных психических процессов"...