Совместная деятельность логопеда и родителей по преодолению ФНР и ФФНР у дошкольников.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Новикова Елена Владимировна

Описание взаимосвязи логопеда  и родителей в преодолении ФНР и ФФНР у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k-tsiya_dlya_rodit.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовил учитель-логопед: Новикова Е.В.

МБДОУ № 18 «Радуга»

г. Тихорецк

  1. Определение понятий

Фонематическое нарушение речи  (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи).

Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:

  • Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи
  • Нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу  слова.

Фонетическое нарушение речи (ФНР) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) –  нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.  К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:

  • Замена звука на более простой по артикуляции
  • Нестабильное использование звука в речи
  • Искаженное произношение звука

    У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких:

  • С, З, Ц – сигматизм свистящих звуков
  • Ш, Ж, Щ – сигматизм шипящих звуков
  • Л – ламбдацизм
  • Р – ротацизм
  • К, Г, Х – каппацизм
  • Й - йотоцизм
  1. Работа логопеда

             Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Воспитатель и логопед должны помочь родителям правильно организовать такую работу. Задача воспитателя и логопеда – показать родителям индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить общий перспективный план коррекционной работы.  Для того, чтобы наладить систематические , планомерные индивидуальные занятия с ребенком и привлечь к ним родителей, целесообразно распределить весь учебный материал по 3 направлениям:

  1. Коррекция произношения
  2. Формирование словаря (накопление, уточнение, активизация)
  3. Формирование грамматических умений и навыков

                               Соответственно этим направлениям и должны даваться задания для домашнего выполнения. Не всем детям необходимо вести работу по всем 3 направлениям. Это зависит от уровня развития речи, тяжести нарушения и т.д. , но и лишними  задания той лил иной группы не окажутся ни для кого. Поэтому в своей практике я предпочитаю охватывать все 3 направления работы со всеми детьми.

                         Внутри каждого направления в зависимости от особенностей ребенка (память, внимание, эмоционально-волевая сфера) могут выделены различные разделы:

  1. Коррекция произношения
  • Развитие мимики
  • Развитие моторики
  • Развитие артикуляционного аппарата
  • Постановка нарушенного звука
  • Автоматизация звука
  • Дифференциация звуков
  1. Формирование словаря
  • Слова, обозначающие предметы (номинаты)
  • Слова, обозначающие действия (предикаты)
  • Слова, обозначающие свойства и качества (адъекаты)
  1. Формирование грамматических умений и навыков
  • Связь слов в предложении (управление, согласование)
  • Предложные конструкции (предложения простые и распространенные)
  • Работа над рассказом, пересказом

                     По всем указанным разделам и направлениям работа ведется одновременно. Не вовремя выявленное и не скорректированное ФФНР при поступлении в 1 класс ведет к нарушению формирования чтения и письма (дисграфии и дислексии).

3. Советы родителям:

  • Больше разговаривайте с ребенком
  • Заставляйте ребенка оречевлять все свои действия (на прогулке, во время игры), больше говорить.
  • Не удивляйтесь, если во время игры ребенок сам с собой разговаривает – это хорошо, если он молчит – плохо.
  • Не подавляйте речевую инициативу ребенка – если ребенок обратился к вам с вопросом или речью, обязательно надо выслушать до конца и ответить.
  • Замечайте, какова речь ребенка в непринужденной домашней обстановке и в необычной обстановке (в гостях, на приеме у врача). Если проблемы в речи наблюдаются только в стрессовых ситуациях  – у ребенка психологическая проблема и ему требуется помощь психолога (снятие тревожности, повышение самооценки).
  • Просите ребенка пересказывать, рассказывать все, что он видит (мультфильмы, кино)
  • Спрашивайте ребенка, что было сегодня интересного в садике? Как он провел день? Что делали на прогулке? Чем кормили? и т.д.  В ответ на ваш вопрос просите у ребенка предложение, а не 1 слово.
  • Занятия с ребенком следует проводить ежедневно или через день в форме игры. Можно проводить их в любое свободное время, например  – идя по улице.
  • Упражнения для языка, губ необходимо проводить перед зеркалом, с целью зрительного контроля со стороны ребенка.
  • Отрицательные эмоции со стороны родителей такие как нетерпение, неудовольствие недопустимы.
  • У ребенка не может получаться сразу все. Нельзя фиксировать внимание на неудачах. Необходимо подбодрить ребенка и сделать то , что у ребенка уже хорошо получается, напомнив, что этого он раньше тоже не мог.
  • Оречевлять любую совместную деятельность ребенка (проговаривать все, что он делает; проговаривать все, что вы делаете вместе).
  • Если звук поставлен, необходимо обращать внимание на то, как ребенок говорит его во фразовой речи. Если ребенок допускает ошибку необходимо его спокойно поправить, попросить повторить.
  • Если звук появился – надо постепенно вводить его в речь, прося ребенка произносить:

     - слоги с этим звуком (ША, ШИ, ШО, АШ, ОШ, УШ)

- слова, начинающиеся на этот звук (ШАР, ШУМ)

- слова, имеющие этот звук в середине, (МАШИНА, ВЕРШИНА)

                  - слова, оканчивающиеся на этот звук МАЛЫШ, КАМЫШ)

- слова со стечением согласных (ИГРУШКИ, КОШКА)

- фразы с данным звуком (В ШАЛАШЕ ШУРШАЛИ МЫШИ),

Игровые приемы

для развития звукового, слогового анализа и синтеза,

 развития фонематического восприятия и слуха

  • Придумать слова на заданный звук (Чтобы он был в середине, конце слова).
  • Придумать предложение, чтобы все слова начинались на заданный звук.
  • Разложить картинки по стопочкам – в зависимости от начального звука ( в зависимости от количества звуков, слогов)
  • Преобразования слов – КОШКА-КАШКА. – Что изменилось?
  • Преобразования слов  - из букв одного слова составить другое – НОС – СОН и т.д.
  • Назвать слово, произнесенное по отдельным звукам: ДЭ, О, МЭ = ДОМ
  • Составить слово из слогов, данных в беспорядке.
  • Игра « Города» - Москва – Анапа – Архангельск – Киев – и т.д.
  • Составить слово из букв (слогов) разрезной азбуки.
  • Игры на развитие слуховой и зрительной памяти «Что изменилось?», « Чего не стало?», « Какие слова мы сейчас называли?» и т.д.
  • Игра «Поймай звук» - вы задаете ребенку установку на какой – то звук и  говорите разные  слова, где этот звук есть и где его нет. Ребенок хлопает в ладоши, если услышит заданный звук. Если звука в слове нет – хлопать не надо.
  • Игра «Снежный ком» - даете ребенку 1 слово и к этому слову добавляете еще слова по смыслу: Ваня + читал + книгу + интересную + для бабушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений при дизартрии у дошкольников.

Коррекционная работа с детьми-дизартриками, как правило, протекает с большими трудностями, так как нормализация моторики органов артикуляции и улучшение качеств самих артикуляционных движений занимает...

Совместная деятельность с воспитанниками подготовительной к школе группы с ФФНР и ТНР по развитию познавательно- исследовательской деятельности "Чудеса внутри батарейки"

Цель: Формирование представления детей о физических явлениях и процессах, происходящих в батарейке, через организацию опытно-экспериментальной деятельности.Задачи:ü Коррекционно-обучающиеПознакомить д...

Перспективное планирование совместной деятельности логопеда и воспитателя по преодолению фонетических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

В данной методической разработке приведены примерные темы для совместной работы логопеда и воспитателя по преодолению фонетических нарушений речи....

Совместная работа логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников

Дошкольное образовательное учреждение является первым в жизни ребенка «институтом» его развития. Именно в детском саду ребенок приобретает опыт взаимодействия с другими людьми – педа...

«Совместная работа логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Публикация будет интересна начинающим воспитателям логопедических групп.Содержание:- Функции, обязанности и особенности работы воспитателя в логопедической группе;- Практическая сторона совместно...