Главные вкладки

    Конспект НОД "Пересказ рассказа "Отчего у лисы длинный хвост?" (по Н.Сладкову).
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Таль Наталья Викторовна

    Конспект НОД "Пересказ рассказа Отчего у лисы длинный хвост?"  (по Н.Сладкову).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_3.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАДОУ № 40

    КОММУНИКАЦИЯ

    Тема: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост» (по Н.Сладкову).

    Учитель-логопед: Таль Н.В.

    г.Кызыл – 2013г.

    Цель: обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

    Основные задачи:

    1. Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.
    2. Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность).
    3. Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

    Методические приемы: чтение, беседа. Рассматривание иллюстраций, графических схем; составление графического рассказа, лексико-грамматические упражнения по тексту, картина - трансформер, сюрпризный момент.

    Оборудование: сборники стихов, рассказов, сказок о животных; графические схемы, свежий лимон, корзина с тремя лисятами, фишки по количеству детей (с обратной стороны с цифрами 1 или 2).

    Предварительная работа:

    • Чтение рассказа Н.Сладкова «Отчего у лисы длинный хвост?» (сборники стихов, рассказов, сказок о животных). Рассматривание иллюстраций.
    • Повторение лексической темы «Дикие животные». Отгадывание загадок.
    • Д/и «Кто больше подберет действий (признаков)?», «Чья голова?», «Чей хвост?»
    • Закрепление умения составлять сложные и распространенные предложения.

    Лексический материал:

    Части речи

    Слова, сложные по схематике

    Слова, сложные по слоговой структуре

    Существительные

    любопытство

    любопытство

    Глаголы

    прорезались,

    вытягиваться

    становятся,

    вытягиваться, начинается,

    прорезались

    Прилагательные

    невиданное,

    неслыханное,

    «нечуянное»

    коротенькие,

    невиданное,

    неслыханное,

    «нечуянное»

    Психогимнастика: «Настроение».

    Ход занятия.

    1. Организационный момент. (Развитие слухового внимания, мышления.)

    Логопед загадывает загадку:

    Посмотри какая –

    Вся горит, как золотая!

    Ходит в шубе дорогой,

    Хвост пушистый и большой.

    1. Подготовка к восприятию текста. (Развитие долговременной памяти.)

    Логопед: Ребята, очень много написано сказок, рассказов, стихов, загадок о лисе.

    - Сегодня мы вспомним рассказ Н.Сладкова «Отчего у лисы длинный хвост?» (Показ картины).

    - Кто здесь главные герои? (лисята).

    3. Чтение рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н.Сладкову). (Развитие речевого слуха, внимания, восприятия).

    - Послушайте, я вам прочту отрывок из этого рассказа.

    У лисы родились лисята, слепые с коротенькими маленькими хвостиками.

    Длинными хвосты становятся от любопытства. А начинается все с той поры, когда прорежутся лисьи глаза. Но вот глаза прорезались, хвосты начинают вытягиваться. Становятся все длинней и длинней. И как же им не длиннеть, если лисята из всех силенок тянутся к светлому пятнышку – к выходу из норы. Еще бы: шевелится там что-то невиданное, шумит что-то неслыханное и пахнет «нечуянным».

    Только вот страшно. И потому высовываются лисята из норы только на длину своего короткого хвостика.

    1. Беседа по содержанию. (Развитие диалогической речи.) На вопросы дети отвечают полными предложениями.

    - Отчего же становится длинным лисий хвост? (Лисий хвост становится длинным от любопытства.)

    - В какую пору лисята становятся любопытными? (Лисята становятся любопытными в ту пору, когда прорежутся глаза.)

    - А что им интересно увидеть? (Им интересно, что там шевелится, шумит и чем там пахнет.)

    - Лисята всего боятся, им страшно, они еще маленькие. Поэтому лисята высовываются из норы только на длину своего хвостика. А страх у лисят пройдет? Кто им поможет преодолеть этот страх? (Мама поможет лисятам преодолеть страх ничего не бояться.)

    5. Игра «Трудные слова». (Сенсорно-словарная работа. Уточнение значения слов.)

    - Сейчас мы поиграем в игру «Трудные слова».

    - Что означает невиданное? Покажите. (Дети закрывают руками глаза.) Невиданное – означает, никогда не видели.

    - Что означает неслыханное? Покажите. (Дети закрывают руками уши.) неслыханное – означает никогда не слышали.

    Что значит «нечуянное»? (Предположения детей.) закройте глаза и по запаху догадайтесь. Что у меня на блюдце? (Лимон.)

    - Правильно, вам этот запах знаком, а если бы вы никогда не пробовали лимон, то не поняли бы, что это.

    Логопед достает из конверта схематическое изображение лисьей головы.

    - Посмотрите на схему. Что означает перечеркнутый глаз, перечеркнутое ухо, перечеркнутый нос? (невиданное, неслыханное, «нечуянное»)

    - В нашем рассказе лисята любопытные. Что означает любопытство? (Это когда хочется все увидеть, потрогать, понюхать.)

    - Ребята, а у меня еще есть трудные слова. Что значит прорезались? Правильно, появились. Что может прорезаться? (глаза, зубы, росток, …)

    - А теперь встали на носочки, руки подняли вверх и потянулись. Мы с вами сразу стали выше, т.е. вытянулись в длину. Что значит вытягиваться? Правильно, расти в длину.

    - Повторите за мной трудные слова: невиданное, неслыханное, «нечуянное», любопытство, прорезались, вытягиваться.

    6. Лексико-грамматические упражнения.

    а) Игра «Подбери признаки». (Обогащение и активация словаря прилагательных.)

    Логопед вносит корзину с лисятами. Дети разглядывают лисят, гладят.

    - Какие лисята по характеру, по поводкам? (шустрые, глупенькие, любопытные, игривые и т.д.)

    - У лисят какие ушки? (чуткие, маленькие,…)

    - Глазки какие? (маленькие, узкие, хитрые, блестящие.)

    - Лапки, какие? (тоненькие, слабенькие.)

    - А хвостик какой? (коротенький, рыженький, пушистый.)

    б) Игра «Подбери слова – родственники». (Упражнение в словообразовании.)

    - Кто у нас в корзине? (Лисята.)

    Логопед убирает двух лисят.

    - А теперь, кто сидит в корзине? (Один лисенок.)

    - Как зовут маму лисят? Папу? (Лиса, лис).

    - А где живут они? (В норе.) чья нора? (Лисья нора.)

    в) Игра «Что делают лисята?» (Подбор действий по картине.)

    - Что делают лисята? (Лисята гонятся, бегут за мышкой).

    - Что делает лисенок? (Трусливый лисенок выглядывает из норы.)

    - А что делают эти лисята? (Два озорных лисенка играют, катаются по земле.)

    7. Физкультминутка.

    Пальчиковая гимнастика «Красивая речь» (развитие мелкой моторики рук)

    8. Повторное чтение рассказа (Развитие слухового внимания, памяти.)

    - Я прочитаю рассказ еще раз. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.

    9. Составление графического плана рассказа.

    (Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти).

    Логопед беспорядочно раскладывает на столе графические схемы.

    - Эти схемы помогут вам при пересказе. С чего начинается рассказ?

    Логопед совместно с детьми составляет план рассказа с наглядной с вербальной опорой.

    10. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем. (Развитие связной речи, памяти.)

    Логопед предлагает детям взять по фишке, найти свою пару (по цветовой гамме фишки).

    - Поиграем в игру «Расскажи с другом».

    Дети парами пересказывают рассказ.

    11. Итог. Оценка работы детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

    p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120%; } Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

    Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

    конспект занятия по математике " Заяц- длинные уши"

    Закрепить навыки количественного и порядкового счёта, знаний о геометрических фигурах. Совершенствовать навыки выполнения арифметических действий....

    Конспект занятия "Чем можно измерить длину?" для детей подготовительной группы

    Это занятие  было составлено с использованием технологии Тугушевой Г.П. , Чистяковой А.Е. "Экспериментальная деятельность"....

    Конспект открытого просмотра НОД "Измерение длины и ширины"

    НОД с использованием игровой технологии...

    Конспект НОД "У моей России длинные косички"

    Конспект НОД "У моей России длинные косички" предназначен для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"...