Конспект НОД "Пересказ рассказа "Отчего у лисы длинный хвост?" (по Н.Сладкову).
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Таль Наталья Викторовна

Конспект НОД "Пересказ рассказа Отчего у лисы длинный хвост?"  (по Н.Сладкову).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_3.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ № 40

КОММУНИКАЦИЯ

Тема: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост» (по Н.Сладкову).

Учитель-логопед: Таль Н.В.

г.Кызыл – 2013г.

Цель: обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Основные задачи:

  1. Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.
  2. Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность).
  3. Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

Методические приемы: чтение, беседа. Рассматривание иллюстраций, графических схем; составление графического рассказа, лексико-грамматические упражнения по тексту, картина - трансформер, сюрпризный момент.

Оборудование: сборники стихов, рассказов, сказок о животных; графические схемы, свежий лимон, корзина с тремя лисятами, фишки по количеству детей (с обратной стороны с цифрами 1 или 2).

Предварительная работа:

  • Чтение рассказа Н.Сладкова «Отчего у лисы длинный хвост?» (сборники стихов, рассказов, сказок о животных). Рассматривание иллюстраций.
  • Повторение лексической темы «Дикие животные». Отгадывание загадок.
  • Д/и «Кто больше подберет действий (признаков)?», «Чья голова?», «Чей хвост?»
  • Закрепление умения составлять сложные и распространенные предложения.

Лексический материал:

Части речи

Слова, сложные по схематике

Слова, сложные по слоговой структуре

Существительные

любопытство

любопытство

Глаголы

прорезались,

вытягиваться

становятся,

вытягиваться, начинается,

прорезались

Прилагательные

невиданное,

неслыханное,

«нечуянное»

коротенькие,

невиданное,

неслыханное,

«нечуянное»

Психогимнастика: «Настроение».

Ход занятия.

  1. Организационный момент. (Развитие слухового внимания, мышления.)

Логопед загадывает загадку:

Посмотри какая –

Вся горит, как золотая!

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой.

  1. Подготовка к восприятию текста. (Развитие долговременной памяти.)

Логопед: Ребята, очень много написано сказок, рассказов, стихов, загадок о лисе.

- Сегодня мы вспомним рассказ Н.Сладкова «Отчего у лисы длинный хвост?» (Показ картины).

- Кто здесь главные герои? (лисята).

3. Чтение рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н.Сладкову). (Развитие речевого слуха, внимания, восприятия).

- Послушайте, я вам прочту отрывок из этого рассказа.

У лисы родились лисята, слепые с коротенькими маленькими хвостиками.

Длинными хвосты становятся от любопытства. А начинается все с той поры, когда прорежутся лисьи глаза. Но вот глаза прорезались, хвосты начинают вытягиваться. Становятся все длинней и длинней. И как же им не длиннеть, если лисята из всех силенок тянутся к светлому пятнышку – к выходу из норы. Еще бы: шевелится там что-то невиданное, шумит что-то неслыханное и пахнет «нечуянным».

Только вот страшно. И потому высовываются лисята из норы только на длину своего короткого хвостика.

  1. Беседа по содержанию. (Развитие диалогической речи.) На вопросы дети отвечают полными предложениями.

- Отчего же становится длинным лисий хвост? (Лисий хвост становится длинным от любопытства.)

- В какую пору лисята становятся любопытными? (Лисята становятся любопытными в ту пору, когда прорежутся глаза.)

- А что им интересно увидеть? (Им интересно, что там шевелится, шумит и чем там пахнет.)

- Лисята всего боятся, им страшно, они еще маленькие. Поэтому лисята высовываются из норы только на длину своего хвостика. А страх у лисят пройдет? Кто им поможет преодолеть этот страх? (Мама поможет лисятам преодолеть страх ничего не бояться.)

5. Игра «Трудные слова». (Сенсорно-словарная работа. Уточнение значения слов.)

- Сейчас мы поиграем в игру «Трудные слова».

- Что означает невиданное? Покажите. (Дети закрывают руками глаза.) Невиданное – означает, никогда не видели.

- Что означает неслыханное? Покажите. (Дети закрывают руками уши.) неслыханное – означает никогда не слышали.

Что значит «нечуянное»? (Предположения детей.) закройте глаза и по запаху догадайтесь. Что у меня на блюдце? (Лимон.)

- Правильно, вам этот запах знаком, а если бы вы никогда не пробовали лимон, то не поняли бы, что это.

Логопед достает из конверта схематическое изображение лисьей головы.

- Посмотрите на схему. Что означает перечеркнутый глаз, перечеркнутое ухо, перечеркнутый нос? (невиданное, неслыханное, «нечуянное»)

- В нашем рассказе лисята любопытные. Что означает любопытство? (Это когда хочется все увидеть, потрогать, понюхать.)

- Ребята, а у меня еще есть трудные слова. Что значит прорезались? Правильно, появились. Что может прорезаться? (глаза, зубы, росток, …)

- А теперь встали на носочки, руки подняли вверх и потянулись. Мы с вами сразу стали выше, т.е. вытянулись в длину. Что значит вытягиваться? Правильно, расти в длину.

- Повторите за мной трудные слова: невиданное, неслыханное, «нечуянное», любопытство, прорезались, вытягиваться.

6. Лексико-грамматические упражнения.

а) Игра «Подбери признаки». (Обогащение и активация словаря прилагательных.)

Логопед вносит корзину с лисятами. Дети разглядывают лисят, гладят.

- Какие лисята по характеру, по поводкам? (шустрые, глупенькие, любопытные, игривые и т.д.)

- У лисят какие ушки? (чуткие, маленькие,…)

- Глазки какие? (маленькие, узкие, хитрые, блестящие.)

- Лапки, какие? (тоненькие, слабенькие.)

- А хвостик какой? (коротенький, рыженький, пушистый.)

б) Игра «Подбери слова – родственники». (Упражнение в словообразовании.)

- Кто у нас в корзине? (Лисята.)

Логопед убирает двух лисят.

- А теперь, кто сидит в корзине? (Один лисенок.)

- Как зовут маму лисят? Папу? (Лиса, лис).

- А где живут они? (В норе.) чья нора? (Лисья нора.)

в) Игра «Что делают лисята?» (Подбор действий по картине.)

- Что делают лисята? (Лисята гонятся, бегут за мышкой).

- Что делает лисенок? (Трусливый лисенок выглядывает из норы.)

- А что делают эти лисята? (Два озорных лисенка играют, катаются по земле.)

7. Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика «Красивая речь» (развитие мелкой моторики рук)

8. Повторное чтение рассказа (Развитие слухового внимания, памяти.)

- Я прочитаю рассказ еще раз. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.

9. Составление графического плана рассказа.

(Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти).

Логопед беспорядочно раскладывает на столе графические схемы.

- Эти схемы помогут вам при пересказе. С чего начинается рассказ?

Логопед совместно с детьми составляет план рассказа с наглядной с вербальной опорой.

10. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем. (Развитие связной речи, памяти.)

Логопед предлагает детям взять по фишке, найти свою пару (по цветовой гамме фишки).

- Поиграем в игру «Расскажи с другом».

Дети парами пересказывают рассказ.

11. Итог. Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120%; } Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

конспект занятия по математике " Заяц- длинные уши"

Закрепить навыки количественного и порядкового счёта, знаний о геометрических фигурах. Совершенствовать навыки выполнения арифметических действий....

Конспект занятия "Чем можно измерить длину?" для детей подготовительной группы

Это занятие  было составлено с использованием технологии Тугушевой Г.П. , Чистяковой А.Е. "Экспериментальная деятельность"....

Конспект открытого просмотра НОД "Измерение длины и ширины"

НОД с использованием игровой технологии...

Конспект НОД в первой младшей группе: Пересказ рассказа Н.Сладкова "Осень на пороге" в средней группе

Создание условий для обучения связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....

Конспект занятия по математике ТЕМА: «Длинный – короткий, длиннее - короче»

для воспитанников разновозрастной группы компенсирующей направленности от 3 дО 7 лет...