Главные вкладки

    Звуковой анализ и его значение
    материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Современный м      Метод, которым пользуются не только учителя начальной школы, но и логопеды подготовительных групп детских образовательных учреждений (ДОУ), является     звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что в процессе овладения чтением и письмом дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. Каково же значение звукового анализа?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zvukovoy_analiz_i_ego_znachenie.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В МАССОВЫХ ГРУППАХ ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

    В настоящее время возраст поступления детей в школу снизился до 6 лет, и вполне понятно нетерпение многих родителей, которые с 3 лет начинают знакомить ребенка с буквами, заставляют его читать, писать и с этой же просьбой обращаются к педагогам. Всегда ли это обосновано?

    Если ребенок имеет высокий познавательный уровень, выраженный интерес к обучению, хорошую работоспособность, у него нет расстройств в эмоционально-волевой сфере, нарушений внимания, памяти, речи, и все звуки он произносит четко, тогда с ним можно учить буквы в 4 и даже в 3 года.

    Однако, если какие-то фонемы произносятся им неправильно, запоминание букв дается малышу с трудом, чтение превращается в непосильную обязанность, а при попытках написания слов встречаются частые и стойкие ошибки, то дошкольнику требуется дополнительная подготовка к обучению грамоте.

    Уточним, какова же сущность используемой в школе методики обучения грамоте и в чем заключается готовность к ней, а именно необходимый объем знаний, умений, навыков.

    Современный метод, которым пользуются не только учителя начальной школы, но и педагоги подготовительных групп детских образовательных учреждений (ДОУ), является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что в процессе овладения чтением и письмом дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка.

    Задача педагога в школе или в детском саду (в так называемый добукварный период) - помочь детям различать звуки по их принадлежности к гласным либо согласным, а согласные, в свою очередь, дифференцировать по звонкости - глухости, а также твердости - мягкости. Последний фактор особенно важен, так как такие согласные обозначаются на письме общей буквой (сравните: нос — нес, сад — сядь и пр.).

    Исходя из данного метода, изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами. В школе этот период (добукварный) длится примерно одну - две недели, и не каждый ребенок в состоянии за столь короткий срок усвоить весь объем необходимых сведений.

    Психологическое изучение процесса письма у начинающего показывает, что ребенок не может записать ни одного слова, не проговорив его, и длительное время использует это проговаривание вслух (Т.Г. Егоров). Важно, чтобы такое воспроизведение звуковой оболочки слова стало правильным, анализирующим, послоговым.

    Из методики русского языка известно, что речедвигательный анализ слов (медленное, послоговое проговаривание), которому следует специально обучать дошкольника, готовит его не только к осознанному, грамотному письму, но и к правильному чтению (без пропусков, замен и искажений).

    Предварительный анализ слова в ходе его проговаривания и следующее за письмом перечитывание, введенные в стойкий навык, становятся для начинающего школьника средством самоконтроля.

    В свою очередь безошибочное определение количества и последовательности звуков в слове возможны только тогда, когда ребенок четко воспринимает, хорошо различает все фонемы родного языка и правильно их произносит. Таковы основные предпосылки обучения детей чтению и письму.

    Учитывая сказанное, сформулируем основные задачи подготовки дошкольников к обучению грамоте:

    • совершенствование фонематического восприятия (способности воспринимать и различать звуки речи);
    • формирование правильного произношения звуков;
    • развитие навыков звукового анализа и синтеза.

    Отметим, что и четкое, правильное произношение, и стойкие навыки звукового анализа возможны только при опережающем развитии фонематического восприятия у детей (Р.Е. Левина, P.M. Боскис, Н.А. Никашина и др.).

    ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ 4 ЛЕТ (С ПРИМЕНЕНИЕМ СИМВОЛОВ)

    • Выделение в словах первого гласного звука {Астра, Утка).
    • Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА).
    • Определение наличия либо отсутствия в словах звука (гласного, согласного).
    • Определение последнего гласного звука в словах (палътО, скалА).
    • Определение первого и последнего гласного звука в словах (АвтобусЫ).
    • Выделение ударного гласного в словах (картИны, посУда).
    • Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (УХ, AM, УМ, ОН).
    • Определение первого согласного звука в словах (Монета, Халат, Самолет).
    • Определение последнего согласного звука в словах (самолеТ, насоС).
    • Определение гласного звука в середине односложных слов (кОт, пУх, бЫк).
    • Синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (НОС, МОХ, СОН).
    • Анализ односложных слов, состоящих из трех звуков (СУП, МАК, СОМ, МАЛ).
    • Определение позиции согласного звука в словах (начало, конец).
    • Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех).
    • Определение нескольких гласных звуков в словах (хАтЫ, лИмОнЫ).
    • Синтез двухсложных слов, состоящих из двух открытых слогов (МУХА, СОВЫ).

    По своему интеллектуальному развитию, психологической готовности к систематическому обучению, а также состоянию речи дети в массовых группах представляют пеструю картину. У многих из них в 4 года еще не закончено становление правильного произношения, следовательно, нельзя говорить и о завершении формирования фонематического восприятия.

    Обычно дефекты произносительной стороны речи касаются шипящих (ТУТ, Ж, Ч, Щ), сонорных (Р, РЬ, J1) и в отдельных случаях - свистящих звуков (С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц). Встречаются дети, имеющие более серьезные нарушения (общее недоразвитие речи, дизартрия, алалия, ринолалия и пр.).

    Следует предупредить родителей и воспитателей, что отмеченные дефекты речи самопроизвольно не проходят, и для их устранения требуется продолжительная, систематическая, квалификационная работа.

    Слуховые и артикуляционные представления ребенка о звуке не могут быть однозначными, если звук воспринимается и произносится неточно, неправильно. Именно поэтому упражнения в совершенствовании фонематического восприятия, формировании навыков звукового анализа и синтеза рекомендуется проводить на материале легко воспринимаемых и правильно произносимых звуков раннего онтогенеза (индивидуального развития). Подавляющее большинство детей произносит их правильно примерно к 3 годам (Т.Б. Филичева). К таковым относятся гласные звуки (А, У, И, О, Ы), вокализованные согласные длительного произнесения с преобладанием голосового тона (М, Н, В), смычные согласные, произносимые коротко (Б, П, Д, Т, Г, К), щелевые глухие согласные, произносимые длительно (X, Ф, С).



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов»

    Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ...

    Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".

    Презентация содержит теоретический и практический  материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....

    Авторская дидактическая игра "Звуковое домино" на формирование навыков выполнения звукового анализа слова.

    Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д...

    Правила звукового анализа слова и анализа предложения

    Памятка поможет правильно проводить звуковой анализ слова и анализ предложения...

    Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

    В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

    Развитие фонематического анализа и навыков звукового анализа

    В консультации предлагаются игры, развивающие фонематические процессы у детей дошкольного возраста...