Использование хоровода в коррекционной работе с детьми логопедической группы
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) по теме

В статье  анализируются  основные проблемы  в развитии детей с ОНР и соответственно ставятся  развивающие задачи, которые успешно реализуются  в играх-хороводах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khorovod.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Использование хоровода в коррекционной работе с детьми логопедической группы

Выбирая игровые методы и приемы работы с детьми, мы часто стараемся придумать что-то новое, чтобы это было не только увлекательным, но и полезным. Современный мир полон и разнообразен увлекательными играми – компьютерными,  механическими,  трансформерами  и т.д. Да они все увлекательны, но об их пользе можно поспорить.

Игра, в которой успешно решаются задачи физического, психического, речевого, нравственного и эстетического развития детей давно придумана.  И это хоровод.

ХОРОВО́Д (от греч. χόρος — групповой танец с песней; хор + общеславянское «водить») — синкретический вид народного творчества, объединяющий музыку (песенную или инструментальную), танец и игровое действие. Хороводы распространены у многих народов, они восходят к эпохе общинно-родового строя.

Хороводные песни и игры - это возникшие и выросшие вместе с нашей культурой народные педагогические практики.

Исполнение обрядовых песен хором и совместное круговое движение родственно заклинанию или заговору. Оно оказывает гипнотическое действие на включенных в это действо исполнителей. Активные участники хоровода начинают ощущать коллективную силу своей группы. Недаром наши предки верили: чтобы пролился на землю дождь или ушла болезнь, нужно было соединить чаяния многих людей.

Хороводы превратились в игру. И сегодня можем увидеть в хороводных играх некоторые древние символы - раскрытие ворот, круговое движение солнца или сеяние урожая. Символы сохранились, но назначение их стало иным.

Психологи и педагоги хорошо знают, что хороводы - очень эффективное средство обучения и воспитания.

Дошкольный возраст - это тот возраст, когда дети становятся интересны друг другу, стремятся взаимодействовать и изучать друг друга и формировать свое социальное и физическое пространство. Взрослые должны использовать этот сензитивный период для социализации и развития ребенка.

Дошкольник уже многое умеет: правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, двигаться в соответствии с просьбой взрослого, следовать музыкальному ритму. Однако ребенку предстоит пройти долгий путь, прежде чем он выделит себя из пространства и научится взаимодействовать с окружающими. Ребенок должен научиться быть «не только рядом, но и вместе», преодолевать естественный для детей-дошкольников эгоцентризм.

В процессе хоровода одновременно и формируются индивидуальные пространственные представления ребенка, и строятся его социальные отношения со сверстниками.

Детям нужны современные хороводы, которые наполнены близким для них содержанием, динамичны и увлекательны.

Хороводы – эффективное средство в коррекционной работе с детьми.

Давайте проанализируем основные проблемы  в развитии детей с ОНР и развивающие задачи, которые успешно реализуются  в играх-хороводах.

У детей с задержкой речевого развития  часто помимо речевого недоразвития встречаются нарушения в расстройстве координации движений рук и ног и трудности в овладении пространством.

Хороводные фигуры: «Круг» (простой и двойной),  «Петля», «Улитка», спираль, линейное движение и т.д.  помогают детям освоить  перестроения, а значит успешно ориентироваться в пространстве.

Ритмичные движения под музыку формируют координационные навыки. Игры-хороводы помогают также научиться выполнять движения пальчиков.

Из-за недостатков в развитии речи  у детей с ОНР с трудом формируется речевое общение.

В хороводе успешно осуществляются  все коррекционные речевые задачи:

- обогащение словаря, овладение навыками словообразования, например, предлагаемые песни в хороводе добрые, задушевные  и лирические, часто  с применением уменьшительно-ласкательных суффиксов - реченька, травушка, молодушка, подруженька, батюшка, матушка, милочек;

- овладение грамматическим строем речи, например, многократные повторы строчек песен позволяют легко их запомнить и дают возможность детям без большого труда повторять слова и движения под музыку, правильно используя грамматические обороты;

- развитие звуковой культуры речи. Все песни специально создавались как плясовые хороводные, поэтому темп и четкий ритм соответствует распространенным размерам плясовых песен, с учетом немного убыстренного сегодняшнего жизненного ритма,  а это упражнения для тренировки дикции, речевого дыхания. Особенно хочется остановиться на хороводах, в которых отрабатывается звукопроизношение. Такие хороводы мы называем звуковыми.

3-з-з-з комар летит,

3-з-з-з комар звенит.

3-з-з, какой он злой!

3-з, гонится за мной!

Или

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки.

Жу-жу, жу-жу-жу,ж ж ж ж ж ж ж ж

Мы летаем и жужжим,

Соблюдаем свой режим.

Жу-жу, жу-жу-жу, ж ж ж ж ж ж ж ж

Мы летаем и жужжим,

Мы здоровьем дорожим.

Жу-жу, жу-жу-жу. Ж ж ж ж ж ж ж ж ж

(тексты М.Л. Лазарева)

Хороводы в  работе с детьми с ОНР мы используем:

- как часть непосредственно-образовательной деятельности (логопедической, музыкальной, физкультурной);

- обязательный элемент  праздников, развлечений;

- вид игровой деятельности;

- хороводные фестивали.

Хороводы  стали составной частью радостной повседневной жизни детей в детском саду.

Хороводы пользуются большим успехом на детских праздниках, досугах и развлечениях. Детям очень нравятся организованные для них хороводные фестивали, а также игры-соревнования между группами. Они любят водить хороводы у себя в группе между занятиями, на физкультминутке. Мы часто используем  хоровод в качестве разминки, чтобы перейти от одной образовательной области к другой.

Слова песни  простых хороводов разучиваются одновременно с движениями.

Сложные хороводы для фестиваля  разучиваются по этапам.

Этапы освоения детьми нового хоровода:

- знакомство с музыкой и текстом новой хороводной песни;

- разучивание текста хороводной песни;

- знакомство с движениями и ролями хороводной игры, отработка элементов;

- репетиции и представление хоровода зрителям.

При разучивании хоровода со старшими детьми обращаем внимание на соблюдение всеми ритма, синхронизации пения и движения. Не у всех детей это сразу получается. Но многократное вариативное повторение позволяет добиться качества выполнения.

Дети старшего возраста очень быстро выучивают слова. Поэтому с ними лучше начать с разучивания движений хоровода, а потом закрепить слова.

Дети старшего дошкольного возраста поют и двигаются достаточно уверенно, поэтому круговой хоровод проводится только вокруг Новогодней елки. Остальные хороводы исполняются с применением более сложных фигур. Самым трудным для детей этого возраста является неспешность, неторопливость, пружинная ходьба и точность при ориентировке в пространстве. Освоению этих умений в процессе разучивания хоровода требуется отводить достаточно много времени. В период активного освоения хороводы желательно разучивать два-три раза в течение дня, а затем повторять один-два раза в неделю, когда они уже неплохо исполняются.

Наилучший результат дает проведение хороводных игр с разными подгруппами один-два раза в неделю.

Опыт показывает, что в течение одного года старшим дошкольникам по силам освоение  10 хороводов. Важно помнить, что осваиваемые хороводы должны нравиться детям.

Теперь о дополнительной пользе хороводных песен:

- их основные эмоции - светлые и жизнерадостные;

-дают полную свободу применять их во всем хороводном разнообразии с использованием игр и танцев, но одновременно ограничивают возможности выйти за рамки жанра, что предусмотрено их текстом и ритмом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционной работы с детьми логопедических групп

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организованна и скоординирована работа логопеда, воспитателей и родителей. Одним из важных вопросов взаимосвязи в работе педаг...

Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе с детьми логопедической группы

Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость, передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времен, традиции и дух ...

Организация коррекционной работы с детьми логопедических групп

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организованна и скоординирована работа логопеда, воспитателей и родителей. Одним из важных вопросов взаимосвязи в работе педаг...

Использование песочной терапии при работе с детьми логопедических групп

Работать с детьми ОНР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, кото...

Консультация для воспитателей "Организация коррекционной работы с детьми логопедических групп"

Консультация для воспитателей "Организация коррекционной работы с детьми логопедических групп"...