Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе с детьми логопедической группы
статья по логопедии по теме

  Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость, передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времен, традиции и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слове, в умении  говорить и общаться, в богатстве словарного запаса.

Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком. Но дошкольники растут в различных социальных и психологических семейных условиях. Имеющийся во многих случаях недостаток общения с взрослыми, отсутствие речевой работы в семье и использование  некорректных методов воспитания оказывает негативное влияние на речевое развитие детей и их личностные характеристики. Во многих случаях семейные условия жизни и воспитания дошкольников не способствуют своевременному выявлению и исправлению речевых недостатков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе с детьми в логопедической группе».

  Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость, передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времен, традиции и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слове, в умении  говорить и общаться, в богатстве словарного запаса.

Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком. Но дошкольники растут в различных социальных и психологических семейных условиях. Имеющийся во многих случаях недостаток общения с взрослыми, отсутствие речевой работы в семье и использование  некорректных методов воспитания оказывает негативное влияние на речевое развитие детей и их личностные характеристики. Во многих случаях семейные условия жизни и воспитания дошкольников не способствуют своевременному выявлению и исправлению речевых недостатков.  Одним из факторов нарушения речи является недостаточное общение с родителями. Из бесед с родителями, из наблюдений их общения с детьми, анкетирования, а также выполнения упражнений по заданию логопеда, можно сделать  вывод, что только некоторая часть детей находится в условиях, способствующих успешной коррекционно-воспитательной работе, а остальные дети не имеют комфортных условий и нуждаются в их изменении и положительном эмоциональном отношении со стороны родителей. Многие родители не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Многие родители даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причиной этого  является недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний. В дошкольном учреждении,  ребенок получает индивидуальную логопедическую помощь  4 раза в неделю, поэтому ее результативность зависит, в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. Активизация родителей, привлечение их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми, чтобы организовать воспитание ребенка в семье и ДОУ более последовательным, а их взаимовлияние – более эффективным.

        Задачи:

  1. Повысить грамотность родителей в области коррекционной педагогики, логопедии, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми дома.
  2. Выявить наиболее эффективные формы взаимодействия с семьей, учитывая индивидуальность каждого из родителей.
  3. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться родители в осуществлении развивающей и коррекционной работы.

             В организации работы с родителями:

  • преемственности – предполагает непрерывность работы логопеда и родителей над коррекцией речевых недостатков;
  • научности – весь консультативный материал базируется на современных научно-методических разработках специалистов в области логопедии;
  • доступности – все рекомендации и консультации предоставляются родителям в доступной и удобной для них форме;
  • сотрудничества – взаимоотношения с родителями строятся на основе взаимопонимания и уважения;
  • учёта ведущей деятельности (игра) – в игре происходит формирование всех психических процессов: восприятия, мышления, памяти, речи.
  • открытости обучения – родители имеют право посещать индивидуальную и подгрупповую непосредственно образовательную деятельность логопеда;
  • систематичности – сотрудничество логопеда и родителей осуществляется регулярно на протяжении всего периода коррекционной работы.

Привлечение  родителей к коррекционно-образовательному процессу проходит постепенно, в несколько этапов:

1. Знакомство с семьёй и ребёнком,  обследование речевого развития ребёнка, индивидуальная беседа с родителями в период зачисления ребёнка в логопедическую группу.

2. Разработка и планирование тематики индивидуальной и фронтальной работы с родителями на учебный год.

3. Проведение запланированной и внеплановой работы с родителями.

       На первом -  этапе, во время  комплектования логопедической группы, проводится обследование речевого развития детей, индивидуальные встречи – беседы с родителями для сбора анамнестических данных о раннем физическом, речевом развитии ребёнка (родители заполняют анкеты). Во время индивидуальной беседы знакомить родителей с результатами речевого обследования ребёнка, с речевым диагнозом, а также планом работы по коррекции речи. Именно во время этой встречи происходит знакомство с родителями. Важно завоевать доверие родителей, настроить их на дальнейшее сотрудничество в коррекционной работе, поэтому во время беседы нужно учитывать психологические особенности своих собеседников.

Второй этап – планирование, т.е. составление перспективного плана работы с родителями на учебный год (с возможными изменениями и дополнениями в ходе его реализации). Подробное планирование  фронтальных и индивидуальных форм работы. При составлении перспективного план  учитывать  уровень представлений и знаний родителей, а также их предложения и пожелания.

Третий этап - проведение запланированной и внеплановой работы с родителями, стараясь заинтересовать и привлечь родителей к сотрудничеству, проводить родительские собрания, где происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребёнка. Главный принцип проведения родительских встреч: родители должны быть участниками, собеседниками, а не просто слушателями. Родительские собрания проводятся  в разных формах (тренинги, практикумы, круглый стол и т.д.). Большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Поэтому наглядные формы очень важны для работы с родителями, стимуляции их активности. Наглядность обеспечивается применением разнообразных сопровождающих компьютерных презентаций, выставочным материалом, и т.д. Родительские встречи планируются  в течение учебного года три раза.  Приглашаем родителей на встречу обязательно индивидуально (и в объявлении и в пригласительном).

 Интересна и полезна для родителей и такая фронтальная форма работы, как групповые консультации – практикумы. В течение года проводятся консультации – практикумы на темы: «Приёмы выполнения домашних заданий », «Организация и правильное выполнение артикуляционной гимнастики дома», «Развитие слухового внимания и фонематического слуха.» «Игры в домашних условиях», «Звука-слоговой анализ и синтез слов», «Готовность руки к письму», и др. Темы многих консультаций – практикумов заранее не были запланированы.

Очень важно проведение индивидуальных консультаций, бесед и практикумов. Именно эта форма работы помогает в установлении более тесного сотрудничества между логопедом и родителями. Планируются они еженедельно, но чаще всего проводятся внепланово по просьбам самих родителей.

Для повышения результативности работы нами систематически используется такая индивидуальная форма работы с родителями, как тетрадь взаимосвязи. Задания включают в себя:

-тематические задания по лексике и грамматике;

-задания по формированию фонетической стороны речи и обучению грамоте;

-задания на развитие внимания, памяти, мелкой моторики;

-задания на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;

-закрепление знакомых стихотворений, загадок, пальчиковых гимнастик;

В конце учебного года мы проводим индивидуальные консультации, на которых родители получают необходимые рекомендации по развитию речи детей в летний период.

Активно используем  наглядно-информационные формы организации общения с родителями.  Помещаем  различного рода информацию по развитию речи (консультации, игры и упражнения, и др.). Наглядная информация в нашей работе представлена и в виде памяток. Широко используем буклеты, которые предназначены для индивидуального информирования. Как правило, буклеты выдаются после родительских собраний, устных консультаций.

Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводится домашним заданиям. Логопедические задания – это различные виды заданий, направленные на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на подгрупповой и индивидуальной деятельности  по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием.

В своей работе  используем  совместную непосредственно образовательную деятельность с родителями. В ней участвуют ребенок, родители, логопед. Взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходят к нам на занятия. Основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.

       Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный «плод» - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Конечно, не все родители сразу идут на контакт, но мы стараемся работать так, чтобы они понимали: педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так мы сможем добиться положительных результатов.

       Для достижения оптимальных результатов коррекционно-педагогической работы необходимо выполнять следующие требования:

  1. Занятия должны проводиться систематически, как в саду, так и дома.
  2. В саду и в семье необходимо осуществлять к ребенку индивидуальный подход.
  3. Родители должны неукоснительно выполнять требования логопеда и воспитателей.
  4. Речевой материал, который закрепляет малыш дома, необходимо скомпоновать, систематизировать; четко объяснять ему и родителям, как и сколько выполнять упражнения (задания) дома.
  5. Постоянно обеспечивать совместную плодотворную деятельность логопеда, воспитателя, родителей и других специалистов.
  6. Поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми.
  7. Учитель-логопед должен использовать в своей работе различные формы взаимодействия с родителями с учетом уровня их образования и интересов.


       
Данная практика взаимодействия с родителями  показала себя достаточно эффективной:

  • дети лучше стали усваивать пройденный материал;
  • большинство детей с интересом занимаются с логопедом и дома с родителями;
  • поднялся уровень речевого развития детей;
  • повысилась активность и компетентность родителей в коррекционно-педагогическом процессе.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"

Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...

"ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

В настоящее время в связи с реализацией задач оптимизации воспитательно-образовательного процесса на основе личностно - ориентированного подхода в системе дифференцированного обучения особую важность ...

Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»...

Семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи»

    В городе Щигры был проведен семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми  с нарушен...

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя с родителями в коррекционной работе с детьми, как эффективность успешности обучения

В статье раскрываются формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и родителей....

Опыт работы учителя-логопеда. Использование интерактивного оборудования в коррекционной работе.

Представлены авторские презентации и флипчарты для работы с интеративной доской.фотоматериалы использования иинтерактивного оборудавания на коррекционных занятиях с детьми. Занятие по обучению гр...

Организационные формы сотрудничества учителя – логопеда ДОУ и родителей

Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы учителя - логопеда и родителей. Они должны стать не только участниками образовател...