«Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога на логопунте»
методическая разработка по логопедии по теме

Горева Людмила Васильевна

Сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога  предусматривает взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

 Коррекционно-развивающая деятельность логопеда и психолога  представляет собой целостную систему,  диагностическую, коррекционно-развивающую и профилактическую функции.

Тесная взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога возможна при условии:

  ●совместного планирования                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        ●при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса                                                                                                                                                                                          ●при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Таким образом, и психолог, и логопед, выделяя основные направления своей коррекционной работы (психолог — активизацию познавательной деятельности, развитие эм. – волевой сферы, а логопед — развитие речи), параллельно работают над развитием личности ребенка в целом.

Результатом разработанной модели взаимодействия психолога и логопеда предполагает: изменениям в речевом  развитии детей,    профес подготовке  педагогов,     росту компетентности родителей в области кор. педагогики. В процессе кор.-разв деят. необходима  поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откор. их с наименьшими затратами сил.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobavka.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация совместной работы учителя-логопеда

и педагога-психолога на ЛП»

Учитель – логопед    Горева Л.В

Педагог - психолог Колупаева Л. Н. МАДОУ д/с №355

                                                              Март 2014г.

 (1 слайд)

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития. Самую многочисленную группу  из всех детей д/в   сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.  В нашей практике существует много случаев,  когда родители отказываются от логоп. групп и такие дети   посещают ЛП.                              

(2 слайд) 

Л.С. Выготский писал:

«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений».                                                                                                  То есть, не существует речевых расстройств, при которых не отмечались бы другие психологические нарушения в той или иной степени.

  (3 слайд) У детей с речевыми нарушениями  при нормальном интеллекте зачастую наблюдается                                                                                                     ●Снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь.

●Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Таким образом, прослеживается необходимость взаимодействия с психологм  создавая единое коррекционно-образовательное пространство.

Однако работу учителя-логопеда в условиях логопункта осложняют многие нерешенные проблемы: отсутствие нормативных и программно-методических материалов, по взаимодействию с другими участниками образовательного процесса по коррекционно-речевому воздействию на детей. 

Поэтому необходимо поговорить о совместной организационно-методической и консультативной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольного логопедического пункта.

(4 слайд) Исходя из этого, мы поставили перед собой 

 Цель, «Создание  взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.»

Для реализации цели были поставлены задачи:

Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов.

Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.

(5 слайд) Основу организации такого взаимод. определяют следующие Принципы:

Системность                                                                                                        Комплексность ( взаимодополняемость ).                                                           Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям.                       Адекватность требований и нагрузок, при одновременном “подтягивании” дефицитарных функций.                                                                                                 Постепенность:                                                                                                 Индивидуализация темпа работ - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

(6 слайд)

Направления:

1. Диагностическое.

Задачи.             Изучение психических и речевых особенностей развития ребенка 6-7 лет.
- Выделение факторов риска, на основе полученных результатов обследования.
- Составление общей карты развития ребенка.

Предполагаемый результат:

1.Совместный диагностический блок методик.
2.Критерии факторов риска.
3.Общая карта развития ребенка.

2.Кор-развивающее.  Задачи.                                  – Разработка интегр. перспек.  плана кор.-развив. заданий.
- Составление индивидуального плана каждого занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей развития ребенка.            
Предполагаемый результат:

1.Интегрированный перспективный план коррекционно-развивающих занятий.
2. Эффективные методы и приемы взаимодействия специалистов. (разработка картотеки игр с песком по разным направлениям р. речи)

3.Аналитическое.    Задачи.                       Анализ динамики развития ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы.
-Отслеживание эффект. коррекционно-развивающей работы.

Предполагаемый результат:

1. Лист динамики развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска.
2. Критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.

 

Индивидуальные подгрупповые консультации для родителей и педагогов с целью оказания помощи проблемным детям.

(7 слайд)1 направление - диагностическое, т. е. определение тех сторон развития, которые требуют особого внимания. Диагностика в ходе нашей работы приобрела три основные составляющие:                                                                                                Определение уровня речевого и психического развития ребенка. Разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его белее содержательным.                                                                                Изучение личности ребенка   определяет педагогической стратегии  к каждому ребенку, с речевыми нарушениями.                                                    Анализ полученных результатов позволяет объединить их в общую карту развития ребенка.

(8 слайд) Второе направление - коррекционно-развивающее. От качества  коррекционной работы,  тесного сотрудничества специалистов довольно часто зависит его интеллектуальное, личностное и речевое развитие. Поэтому на данном этапе следует:

  • разработать интегрированный перспективный коррекционно-развивающий план работы, построенный на основе комплексной диагностики,
  • составить психолого-логопедические (интегрированные) занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей ребенка с использованием песка.

Нам бы хотелось, чтобы коррекционно-развивающая работа с детьми строилась на основе теории интеграции образования, личностно-ориентированного подхода, на принципах научности, системности, учета структуры дефекта, компенсаторных возможностей каждого ребенка.  

При взаимодействии использовали такие формы работы:                                        1.Применение сказкотерапии, песочной терапии психологом для развития позновательных процессов и эмоционально волевых качеств личности ребёнка, развития произвольности поведния.  

(9 слайд) 2.Разработка плана интегрированных занятий лог. и психолога:                                                       «Песочная лаборатория» познавательное занятие                                                                                                                                  «Чудеса на песке», «Путешествие в сказку», «Затерянный город». «Проделки песочной бури», «Прогулка в царство матушки природы»  «Доброе превращение и чудесное спасение»   - развитие эмоц. сферы.                                                                                              «Берег больших черепах» - по снятию тревожности.                                                        «Вслед за радугой» - соц.-эмоц. развитие                                                                            «Встреча с мышиным королём» формирование пространственных представлений  «Доброе превращение и чудесное спасение                                                                         «Сказочная страна» коррекция агрессии                                                                                Игры на развитие: фон. слуха, кор. звукопроизношения, обуч. чтению. (звук А, О, И, И др) Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия»

3. Использование песочной игротерапии на лог. занятиях.                                      Епанчинцева О.Ю. «Роль песочной терапии в разв. эм. сферы»                                     «Маленькая книжечка больших песочных чудес» –  Сказочные этюды: (на выражение радости, гнева, восторга,  страха) Упражнения на расширение представлений об эмоциях (портрет на песке, снятие напряжения)

4. Составление картотеки разработка игр с песком на разных этапах звукопроизношения.

  Через игры с песком ставятся общие и специфические задачи:

- развитие ВПФ, общей и тонкой моторики,

- формирование у ребёнка представлений об окружающем мире,

      - снижение агрессивных, тревожных состояний,

- снижение упрямства, сопротивления ребёнка, его робости и застенчивости,

- снижение гиперактивности,

- снятие психо-эмоционального напряжения,

- развитие  речи (развитие понимания инструкции, обогащение словарного запаса, развитие звукоподражания, произнесения облегчённых слов, слоговой структуры слова, фразовой речи и лексико-грамматических представлений.

 рассказывание сказок, которые всегда вызывают живой, эмоциональный отклик у детей. Удивительное воздействие на детей имеют сказки, рассказанные на песке. Малыши озвучивают (договаривают) реплики героев сказки, сопереживают им - это способствует, как развитию речи, так и эмпатии. Таким образом, в комплексе решаются, как логопедические, так и психологические задачи.                                                                            

 (10 слайд) Коррекционно-развивающий процесс невозможен без участия родителей и педагогов, поэтому для них необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказать об особенностях развития ребенка на данный момент, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы с ними.

 

(11 слайд) Третье направление - аналитическое.

Аналитическая деятельность позволит нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка. Предполагается разработка критериев динамики развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска и выделить основные критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.

Сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога  предусматривает взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

 Коррекционно-развивающая деятельность логопеда и психолога  представляет собой целостную систему,  диагностическую, коррекционно-развивающую и профилактическую функции.

Тесная взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога возможна при условии:                                                                                                         совместного планирования работы,

при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса,

при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Таким образом, и психолог, и логопед, выделяя основные направления своей коррекционной работы (психолог — активизацию познавательной деятельности, развитие эм. – волевой сферы, а логопед — развитие речи), параллельно работают над развитием личности ребенка в целом.

Считаем, что изложенные нами взгляды на взаимодействие специалистов при коррекции речевых нарушений, не претендуют на всеобщность и универсальность.

(12 слайд)  Результатом разработанной модели взаимодействия психолога и логопеда предполагает: изменениям в речевом  развитии детей,                               профес. подготовке  педагогов,                                                   росту компетентности родителей в области кор. педагогики. В процессе кор.-разв деят. необходима  поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откор. их с наименьшими затратами сил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении

Цель совместной работы: тесное взаимодействие учителя-логопеда и  психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное ра...

Организация совместной работы учителя - логопеда и педагога - психолога в дошкольном учреждении

Представленный опыт работы поможет создать модель коррекционно - развивающей деятельности логопеда и психолога, обозначить основные направления взаимодействия специалистов, разработать систему работы ...

Методическая разработка совместного детско-родительского мероприятия педагога-психолога с детьми ОВЗ "Путешествие на паровозике "Ромашка"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №  12 «ТЕРЕМОК»    Методическая разработка совместного детско-родительс...

Итоговое интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми 5-6 лет с нарушениями речи,коммуникативных навыков и эмоциональной сферы,проводимое совместно учителем-логопедом и педагогом-психологом в ДОУ

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе образовательной деятельности, стимулирующей речевое и познавательное развитие детей с нарушением звукопроизношения, коммуникативных навы...

Проект совместной деятельности тифлопедагога и педагога-психолога по развитию детей с функциональными зрительными расстройствами старшего дошкольного возраста

Проблема социализации, адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к современному миру, постоянно меняющимся условиям жизни является одной из актуальнейших на сегодняшний день.Обучение и ...