Формирование просодической стороны речи
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Соусканова Мария Николаевна

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Выделенные структурные компоненты просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией имеет свои особенности, а именно:

  • речевое дыхание чаще всего верхнеключичное;
  • речевой выдох ослаблен, короткий;
  • речь монотонна, маловыразительна;
  • темп речи замедленный или ускоренный;
  • ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;
  • голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют; 
  • голос либо тихий, либо чрезмерно громкий;
  • тембр чаще низкий;

Формирование просодической стороны речи целесообразно проводить в три этапа, ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx47.03 КБ

Предварительный просмотр:

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

          Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Основные компоненты просодической стороны речи.

Рассмотрев структурные компоненты просодической стороны речи, мы все же остановимся на тех компонентах, особенности которых целесообразно рассмотреть у детей 5-6 лет на первом году обучения, а именно: речевое дыхание; темпо-ритмическая организация речи; интонация; голосовые модуляции (сила и высота голоса); тембр речи.

Выделенные структурные компоненты просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией имеет свои особенности, а именно:

  • речевое дыхание чаще всего верхнеключичное;
  • речевой выдох ослаблен, короткий;
  • речь монотонна, маловыразительна;
  • темп речи замедленный или ускоренный;
  • ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;
  • голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют; 
  • голос либо тихий, либо чрезмерно громкий;
  • тембр чаще низкий;

Работу над этими компонентами речи необходимо осуществлять в дошкольном возрасте, для того, чтобы придя в школу, оказавшись в более трудных условиях, ребёнок не испытывал трудностей в общении с детским и взрослым коллективом  и был уверен в правильности и чёткости своей речи.

        Формирование просодической стороны речи целесообразно проводить в три этапа, ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.

Этапы формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

1 этап

2 этап

3 этап

Подготовительный

Основной

Заключительный

1. Работа над речевым дыханием.
2. Работа над голосом.
3. Формирование ритмической организации речи.
4. Формирование темповой организации речи.

1. Формирование общих представлений об интонации.
2. Знакомство с повествовательной интонацией.
3. Знакомство с вопросительной интонацией.
4. Знакомство с восклицательной интонацией.
5.Дифференциация интонационной структуры предложения.

1. Работа над интонацией повествовательного предложения.
2. Работа над интонацией вопросительного предложения.
3. Работа над интонацией восклицательного предложения.
4. Дифференциация интонационной структуры предложения.

1. Работа над речевым  дыханием

 ПОСТАНОВКА НИЖНЕ-РЕБЕРНОГО ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ.

Нижне-реберное диафрагмальное дыхание не утомляет ребёнка, создаёт длительную, плотную и управляемую струю воздуха. Постановка осуществляется с помощью следующего упражнения.

        Упражнение. «ШАРИК»

Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это большой воздушный шар, Тогда мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар.  Надуем живот спокойно, как будто у нас маленький шарик. Сделаем  спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц Плечи нельзя поднимать.

Вдохнуть! Выдохнуть! Мышцы живота расслабились, стали мягкими. Теперь можно сделать новый вдох свободный, ненапряжённый! Делайте как я. Можно использовать комментарий в стихотворной форме:          

Вот как шарик надуваем!

                                                А рукою проверяем (желается вдох)

                                                Шарик лопнул – выдыхаем,

                                                Наши мышцы расслабляем!

Следует повторять 3 раза. Контроль движений брюшного пресса и нижних рёбер сбоку рукой применять и далее.

Началом неречевого и речевого дыхания считается выдох, после которого следует пауза. Пауза регулирует степень вдоха. Вдох делается без напряжения и усилий бесшумно и быстро, без форсированности; от наполнения легких воздухом во время вдоха отмечается движение стенки живота и нижних рёбер грудной клетки вперёд и в стороны. При выдохе они постепенно занимают своё исходное положение. При выдохе нужно стремиться к очень медленному и равномерному (6-!5 секунд – зависит от тренированности) удалению воздуха. И снова выдерживается достаточная пауза. Это упражнение повторяется до тех пор, пока не устранится ошибочное положение на вдохе: подъём грудной клетки вверх с втягиванием живота внутрь.

         Ребёнку, находящемуся в положении лёжа, кладут на живот в область диафрагмы лёгкую игрушку. ( Инструкция: "посмотри на игрушку, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».)

Можно сопровождать упражнение рифмовкой.

Мы лежали,

Мы лежали,

То животик поднимали,

То животик опускали.

Так лежали и дышали.

2.Развитие голоса:

Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона.

1 упражнение.

 Произнеси звук (Ж), с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).

  1. упражнение.

Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам и издает пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у». изобрази эти звуки голосом.

  1. упражнение.

Вспомните, как говорили в сказке «Три медведя» Михайло Иваныч, Настасья Петровна и Мишутка. Какой по высоте голос был у каждого? Произнеси фразу «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» голосом Михайло Иваныча, Настасьи Петровны и Мишутки.

  1. упражнение.

 Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков (с опорой на движения руки и графические изображения)

           У         У                                   О       О                                    А       А

У                           У                О                          О            А                             А

Упражнения на развитие силы голоса.

1 упражнение «Гудок паровоза».

Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произносим очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.

2 упражнение «Аукание».

Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау - ау!». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.

                                            3  упражнение «Вьюга».

Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» ребенок тихо произносит: «У—у—у». По сигналу «Сильная вьюга» - говорит громко «У-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» произносит тише и смолкает по сигналу «Вьюга кончилась».

4  упражнение.

Усиление голоса (беззвучная артикуляция - шепот - тихо - громко):

         ОООО

         АААА

    АУИ АУИ АУИ  АУИ

5 упражнение.

Ослабление голоса (громко - тихо - шепот - беззвучная артикуляция):

          УУУу

              ЖЖЖж

               ABA   ABA   ABA  ава

6 упражнение.

Назовем  дни  недели  с  постепенным  усилением  и последующим ослаблением силы голоса:

понедельник, вторник - беззвучная артикуляция;

среда, четверг - шепот;

пятница, суббота - голосом средней силы;

воскресенье - громко;

суббота, пятница - голосом средней силы;

четверг, среда - шепот;

вторник, понедельник - беззвучная артикуляция.

Упражнения на выработку умения управлять темпом речи.

1 упражнение.

Произнесите следующие предложения в нужном темпе:

  • Как медленно вертится колесо!
  • Помогите, человек тонет!
  • Как долго тянется зима!
  • Скорей бежим домой!

                                                         2 упражнение.

Скороговорки произносятся всегда быстро. Поучимся их говорить. Произнесите скороговорки в разном темпе: сначала медленно, потом быстрее, еще быстрее и очень быстро.

  • Усядемся на пригорке

     Да расскажем скороговорки.

  • Тридцать три вагона в ряд

     Тараторят, тарахтят.

Игры и упражнения на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса.

Игра «День и ночь»

По команде «ночь» дети закрывают глаза. По выбору педагога один из детей рассказывает любое стихотворение. По команде «день» все открывают глаза и называют имя читавшего.

Игра «Узнай по голосу»

Дети становятся в круг. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Играющие начинают двигаться по кругу подскоками. С остановкой музыки дети останавливаются, и один из них (по выбору педагога) должен громко сказать: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!»

Водящий с завязанными глазами должен назвать по имени того, кто это сказал. Если он правильно угадывает, его место занимает тот, кого он узнал по голосу.

Упражнения на постановку логического ударения и выделение пауз

1 упражнение  

Последовательно меняя логическое ударение в вопросительном предложении, предлагаем детям ответить. Проследим, изменится ответ?

  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.
  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.
  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я встречаю.
  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру.

2 упражнение

Расскажи стихотворение, соблюдая паузы:      Мама! Мама! Посмотри!

                                                                               Я пускаю пузыри.

                                                                               Желтый, красный, голубой –

                                                                               В каждом я и ты со мной!

3 упражнение «Меня зовут»

Учить детей делать небольшие паузы перед именем. Например, «Меня зовут (мини-пауза) Оля. Маму зовут (мини-пауза) Мария Ивановна.

3.Формирование темпо-ритмической организации

Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико- грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

1.Воспроизведение простых ритмов: (II II II) (III III III) (II II II).

2. Воспроизведение акцентированных ритмов: (II III II III II) (III II III II III II) (II II II II).

3. Воспроизведение ритмов по инструкции. Ребенку предлагается выполнять ритмы по речевой инструкции: Стучать «по 2 раза», «по 3 раза». Стучать «по 2 раза сильно и по 3 раза слабо».

4.Формирование интонационной стороны речи

1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи

Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз - без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняет у детей, какое чтение им больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т.д.

2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем называет звуковые средства выражения повествовательной интонации:  «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически стрелкой вправо. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.

Логопед говорит о том, что на письме в конце таких предложений становится точка. Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивается стихотворная строка: «Про точку можно сказать: это — точка, точка-одиночка». После знакомства со знаком предлагается выделить из текста повествовательные предложения, поднимая карточку с точкой.

Затем детям предлагаются различные тексты, и дается задание выложить столько фишек (записать столько точек), сколько повествовательных предложений встретится в тексте.

3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

Логопед напоминает детям, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически стрелкой вверх.

Для обозначения вопросительной интонации предлагается знак ?.

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста предложения, поднимая карточку со знаком. Затем детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков), сколько предложений встречается  в речевом материале.

4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

Детям последовательно демонстрируется несколько картин, которые соотносятся с междометиями: «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!»  и т. п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:

- Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!)

- Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах!)

- Мальчики играют в войну. Что они кричат (Ура!) и т. д.

Затем детям снова последовательно показываются картинки с заданием назвать слово, соответствующее данной картинке. Логопед спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая?» Логопед напоминает детям, что восклицательно можно произнести и целое предложение, при этом уточняет,  что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем немного понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически стрелкой вверх и затем вправо. Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения.

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком. Затем детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой столько фишек (записать столько восклицательных знаков), сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.

5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи

Логопед напоминает детям о видах интонации и задает вопрос: «Вспомните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопросительная и восклицательная интонация; повторяются стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям предлагается текст с заданием определить интонацию предложений и поднять карточку с соответствующим грамматическим знаком.

Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи

Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в такой последовательности: 1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале; 2) от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.

        Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной проводится по четырем направлениям.

1. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения

Так как оформление повествовательной интонации во многом обусловлено изменением высоты ударного слога, большое внимание уделяется выделению ударного слога и работе над ритмикой слова. В процессе работы детям предлагается проговаривать сопряжено с логопедом, повторять за ним, произносить самостоятельно различный речевой материал.

        

2. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения

В процессе работы детям показывается, что при произнесении вопросительной интонации голос резко повышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение. При повторении вопроса голос еще более повышается и диапазон его увеличивается. Затем дети произносят сопряжено с логопедом, повторяют за ним, произносят самостоятельно предложенный речевой материал.

Упражнения

1) Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.

а) Резкое повышение тона в односложном слове:

твой? – твой сок? Суп? – твой суп? Стол? – твой стол?                                

б) Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге:

солдаты? – там солдаты? В столовой – он в столовой? Старушка? – идет старушка?

в) Резкое повышение тона с ударением на первом слоге:

этот? – этот сад?                     Весело? – вам весело?

Очень? – очень вкусно?         Ласковый? – ласковый кот?

2) Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом.

а) Выделение интонацией вопроса вопросительного предложения:

Кто пришел? Какое сегодня число? Сколько тебе лет?

б) Выделение интонацией вопроса в середине предложения:

Тебе сколько лет? Ты когда пойдешь гулять? Ты что будешь есть?

3) Закрепление вопросительной интонации в стихах (сопряжено с логопедом, по подражанию, самостоятельно).

3. Работа над интонацией восклицательного предложения

В процессе работы детям показывается, что при восклицательной интонации голос значительно повышается на логически главном слове предложения, затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении интонации восклицательного предложения сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически.

Упражнения

1) Отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий с использованием картинок и стихов.

Читаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и звукоподражания.


Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.

1 упражнение.

Предлагается интонационно завершенный ряд гласных, при этом один из гласных особо выделяется при помощи ударения, например: «А-о-у-и». Выделение ударных элементов гласного ряда должно сочетаться с интонационным модулированием голоса. Могут быть интонации вопроса, ответа. Например: А о у и ? А о_у и !

                                                        Аоуи - аоуи ? аоуи - аоуи !

2 упражнение. «Определи тон».

Педагог произносит фразу разным тоном. Дети должны определить характер тона, то есть, с каким чувством была произнесена фраза Завтра обещают дождь: - радостно,

                                       - грустно,

                                                 - равнодушно,

                                                 - удивленно,

                                                 -  с досадой и огорчением.

3 упражнение. «Произнеси по-разному».

Произнесите маленькое слово «О» с разной интонацией:

  • Удивленно.
  • Радостно.
  • Недовольно.
  •  Испуганно.

4 упражнение.

Произнесите данные слова, выражая голосом разные
чувства и настроения. А ребята попробуют определить эти чувства.

«Молодец!» - восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе. «Пришла!» - с радостью, тревогой, с презрением.

                                                            5 упражнение.

 Расскажите стихотворение так, чтобы стало понятно, как
относится к футболу мальчик, его тетя, мама, сестра.

Футбол. Сказала тетя:

  • Фи, футбол!    - с пренебрежением
    Сказала мама:
  • Фу, футбол!     - с отвращением
    Сестра сказала:
  • Ну, футбол!      -разочарованно
    А я ответил:
  • Во, футбол!      - восторженно

6 упражнение. «Скороговорки».

Сказать скороговорку разным тоном.

Проворонили ворона вороненка.

  • С сожалением («Жалко вороненка»);
  • С осуждением («Вот растяпа эта ворона»);
  • С удивлением («Не может быть!»),
    На дворе трава, на траве дрова.
  • Грустно («Ох, сколько здесь работы!»);
  • Радостно («Ура, здесь можно интересно поиграть!»);
  • Равнодушно («Ну и что?»).

7 упражнение.

Как ты думаешь, с каким чувством произнесут фразу мама и друг, увидев Сашу, так раскрасившего свое лицо.

  • Мама: «Хорош! Нечего сказать!»
  • Друг: «Хорош! Нечего сказать!»

Произнеси, выбрав правильный тон.

8 упражнение.

Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения:

Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Мне понравилась сказка.

9 упражнение.

Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.

Твой? - твой сок? Стол? - там стол? Нос? -  это нос?

10 упражнение.

Отработка интонации восклицательного предложения.

Саша! Смотри! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальное исследование по теме: «Формирование просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста в условиях коррекционного детского дома».

    В данной работе, представлена система логопедической работы по формированию просодической стороны речи детей дошкольников в условиях детского дома. Для  проведения данной раб...

Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией.

Презентация рекомендована учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп....

Картотека по формированию просодической стороны речи

В картотеке по формированию просодической стороны речи представлены задания включающие: развитие чувства и восприятия ритма; формирование умений соотносить движения  со словами;под...

Формирование просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Передаваемая выразительными средствами информация многообразна: она включает сведения о ситуации общения, об отношении к ней гов...

Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией

Проблема преодоления нарушений просодической стороны речи является актуальной в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией....