Картотека по формированию просодической стороны речи
картотека по логопедии на тему

Бондарь Ирина Александровна

В картотеке по формированию просодической стороны речи представлены задания включающие:

  •  развитие чувства и восприятия ритма; 
  • формирование умений соотносить движения  со словами;
  • подбор рифмы к слову;
  • формирование умений  выражать эмоции при помощи мимики;
  • развитие длительного речевого выдоха;
  • развитие умения соотносить движения и высоту голоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_prosodika.docx95.94 КБ

Предварительный просмотр:

1. Работа по формированию мелкой моторики.

1.1 Пальчиковые игры с речевым сопровождением.

Цель: формировать тонкие движения пальцев рук.

Например, упражнения "Пальчик-мальчик", "Про сороку", "Белка", "Этот пальчик".

При проведении этих игр необходимо учитывать речевые возможности детей. В связи с этим при первом знакомстве с игрой необходимо читать текст стихотворения полностью и выполнять соответствующие движения пальцами. Непривычные детям слова и выражения подробно объясняются.

1. Работа по формированию мелкой моторики.

1.2. Пальчиковые игры без речевого сопровождения.

 Цель: формировать тонкие движения пальцев рук.

Например, следующие упражнения: "Здороваются" сначала большой палец с большим, потом указательный с указательным и т.д.

Пальцы обеих рук поднять к себе тыльной стороной, производя движения вверх-вниз – "Птичка летит".

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу – "Лодочка".

2.1  Работа над ритмом

Цель: развивать чувство и восприятие ритма.

Отхлопывание (отстукивание) ритма начинается с гласного [А], а затем подключаеются другие звуки.

Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением повторений на один выдох. Затем можно отхлопывать различные сочетания звуков.             _         .

Условные обозначения:  А – долго, А – коротко

Короткий звук – отхлопываем, длинный – показываем плавным движением руки от груди в сторону.

2.1 Работа над ритмом

 А                 О                  

 А А             О О

 А А А                                       О О О

2.1  Работа над ритмом

  У                 Э                        

У У             Э Э

У У У         Э Э Э

2.1  Работа над ритмом

   И              Ы

 И И          Ы Ы

 И И И      Ы Ы Ы

  2.1 Работа над ритмом

         У

        А У

       А А У

       У У А А

  2.1 Работа над ритмом

            О

           О У

          О У Э

          О О У Э

2.2  Работа над ритмом

Цель: развивать чувство и восприятие ритма.

Проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур.

 Детям предлагается прослушать серию ударов, сначала простую, затем акцентированную. После предъявления ритмических структур определяется, какое количество и какие удары были услышаны. Для этого детям предлагается показать карточки с записанными на них соответствующими ритмическими рисунками:

та-та та-та-та

I - I I - I – I.

2.3  Работа над ритмом

Цель: развивать чувство и восприятие ритма.

 Услышанные удары отстукиваются детьми по подражанию (без опоры на зрительное восприятие), записываются условными знаками, самостоятельно воспроизводятся по предъявленной карточке.

2.4 Работа над ритмом

Цель: научить соотносить движения с музыкой и со словами.

«Согреемся»:

Поиграем мы немножко-

Мы похлопаем в ладоши:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Ножки тоже мы погреем –

Мы потопаем скорее:

Топ-топ-топ.

2.5 Работа над ритмом 

Цель: научить соотносить движения  со словами.

Можно использовать как физпаузы в середине занятия.

Например, « Зарядка»:

А - руки в стороны вверх.

О - руки соединить.

И - руки развести в стороны.

У - руки вперед, назад, вместе.

2.6  Работа над ритмом

Цель: развивать чувство  ритма.

Медленные стихи.

Например: (Большим и указательным пальцем медленно, в ритм текста стучать по столу).

Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой,

Чи-та-ет сказ-ку по скла-дам.

Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой,

Ко-зел ша-га-ет по цве-там.

2.7  Работа над ритмом

Цель: развивать чувство ритма. 

Медленные стихи.

Занудливый дождь. (Медленно постукивать пальцами по столу, изображая капли).

Стеной стеклянной идет

Противный дождь, занудливый.

И льет, и льет, и льет, и льет

Противный дождь, занудливый.

 

2.8  Работа над ритмом ( Подбор рифмы)

Цель: Научить детей подбирать рифму к слову.

-Читается стихотворение, не договаривая последнее слово, дети должны подобрать рифмующееся слово из ряда близких по смыслу:

Воробей, чего ты ждешь?

Хлебных крошек не ... (Ешь? Кушаешь? Млеешь?)

Я залез на коня

И держусь руками,

Посмотрите на меня.

Я поехал к... (Дедушке? Маме? Леше?)

В пыли валялась палка.

Ее мне стало жалко,

Взял я палку, и она

Превратилась в ... (Лошадку? Скакуна? Коня?)

2.9  Работа над ритмом ( Подбор рифмы)

Цель: Научить детей подбирать рифму к слову.

-Читается стихотворение, дети договаривают целое словосочетание, выбирая его из ряда сходные по смыслу:

Наша старшая сестра

Вяжет ... (До позднего вечера? С самого утра? Целыми днями?)

Я сегодня утром рано

Умывался ... (Холодной водой? И чистил зубы? Из-под крана?)

У меня в кармашке

Маки ... (И незабудки? Да ромашки? И колокольчики?)

2.10  Работа над ритмом ( Подбор рифмы)

Цель: Научить детей подбирать рифму к слову.

-Логопед дает опорные слова, дети пробуют сами придумать стихотворение:

Шина, машина, прокололась, ехала . (Ехала машина. Прокололась шина).

Ножки, сапожки, надевай, на, теплые. (Надевай на ножки. Теплые сапожки).

Паровоз, вагончики, загудел, повез, и. (Загудел паровоз. И вагончики повез).

2.11  Работа над ритмом

 Работа над паузой, насыщенной речевым содержанием.

Цель: развивать чувство ритма.

1 -Дети маршируют и произносят текст, затем продолжают маршировать, произнося текст про себя.

2 -Дети поют песню, по музыкальному сигналу останавливаются и про себя пропевают окончание куплета, слушая продолжающуюся музыку.

3 -Дети считают и топают: раз-два-три-четыре-пять, затем прекращают считать вслух и топать, продолжая счет до десяти про себя в том же темпе.

2.12  Работа над ритмом

Цель: развитие темпа и  ритма звукоподражания.

Например:

«Мышки» - (пи – пи, пи – пи – пи)

«Петухи» - (ко – ко, ко – ко – ко)

«Дождик» - (кап – кап, кап – кап – кап)  и т.п.

3.1  Работа над развитием мимики.

Цель: научить выражать эмоции при помощи мимики.

Упражнения перед зеркалом.

"Удивилки" - поднять брови.

"Поразилки" - поднять брови, открыть рот.

"Улыбалки" - улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом.

Примечание: если ребенок не может выполнить эти упражнения, прибегаем к методу "пассивных действий": чисто вымытыми руками поможем ему поднять бровки, открыть ротик и т.д., потом он сам руками поможет себе.

"Хмурилки" - нахмурить брови.

"Сердилки" - нахмурить брови, надуть щеки.

"Огорчалки" - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз.

3.2 Работа над развитием мимики.

Цель: научить выражать эмоции при помощи мимики.

Мимика - прежде всего отражение эмоций. То же можно сказать и о жестикуляции.

Прочитаем детям хороший литературный текст с выраженной эмоциональной динамикой происходящего. Очень удобны для этого произведения К.И.Чуковского. Дети должны выразительно улыбаться или даже хохотать над "Путаницей", когда "утки замяукали", а "кошечки заxрюкали". Они должны по крайней мере нахмуриться (а кто-то и заплачет), когда паук "муху-цокотуху в

4.1 Развитие речевого дыхания

Цель: Развитие длительного речевого выдоха.

Например:

«Погасим свечку» - выдох на пламя свечи

«Осенние листочки»

«Снежинки»

«Дуем на ботву моркови»

«Горячий чай»

«Дуем на кораблик, плывущий по воде»

«Мыльные пузыри»

«Вертушки»

«Надуем шарик» и т.д.

4.2 Развитие речевого дыхания

Цель: Развитие диафрагмального дыхания.

Обучение правильному вдоху – не поднимая плечи:

Например:

«Мамины духи»

«Узнай фрукт по запаху»

«Как пахнет ёлочка» и т.д.

4.3 Развитие речевого дыхания

Цель: Развитие диафрагмального дыхания.

«Крылышки»

 Руки вдоль туловища. Логопед отводит руки ребёнка назад за голову – вдох. Возвращает в исходное положение – выдох.

Крыльями руки на вздохе взлетают -    (вдох)

Плавно на выдохе вниз опадают.           (выдох)

5.1 Работа по развитию силы голоса

Цель: научить детей повышать и понижать силу голоса

- "Укачаем куклу в коляске"  – с каждым разом поём тише:     А А А А А

-« Ослик"  – Повышение  голоса при произнесении сочетаний из двух звуков (вдох носом)  ИА  ИА  ИА

-«Пчела» -делаем вдох, поднимая  руки в стороны,  медленно опуская произносим Ж-Ж-Ж

-"Песенка лягушонка"  – Поём песенку лягушонка различной протяжённости

КВА, КВА-А-А, КВА, КВА-А-А-А-А

-«Солнышко» -делаем вдох,  поднимая  руки в вверх выдыхаем и произносим: О-О-О-О – солнце высоко!

- «Прятки с Мишкой» -  Повышение  голоса при произнесении сочетаний из двух звуков (вдох носом).   АУ  АУ

- «Горка». Силу голоса соизмеряем с направлением движения руки: вверх (на горку) – сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – сила голоса уменьшается.

- Упражнения с опорой на наглядный материал (тише, громче, ровным голосом).

5.2  Работа по развитию силы голоса

Цель: научить детей повышать и понижать силу голоса

-«Лесные тропинки» -  Кто там далеко идёт? – топ – топ – топ (тихим голосом)

Кто - то близко здесь идёт? – топ – топ – топ (громким голосом).

-«Паровоз» - паровоз гудит тихо, он уехал далеко; паровоз гудит громко, он подъехал близко.

-«Зайчики» - зайцы далеко играют на барабане – бам, бум, бом (тихим голосом);

Зайцы близко стоят и  играют громко – бам, бум, бом.

5.2  Работа по развитию высоты голоса

Цель: Развитие звукоподражания голосом разной высоты

Например:

«Кошка и котёнок»

«Собака и щенок»

«Овца и ягнёнок»

«Свинья и поросёнок» и т.п.

5.3 Работа по развитию высоты голоса

Цель: Развития умения соотносить движения и высоту голоса

«Дирижёр»

Предлагается пропевать гласные звуки, обозначая высоту голоса движением руки: рука вверх поднята – поём высоким голосом, рука опущена вниз – поём низким голосом.

Сначала взрослый проводит данную игру, а затем и детям предлагается побыть в роли дирижёра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальное исследование по теме: «Формирование просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста в условиях коррекционного детского дома».

    В данной работе, представлена система логопедической работы по формированию просодической стороны речи детей дошкольников в условиях детского дома. Для  проведения данной раб...

Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией.

Презентация рекомендована учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп....

Формирование просодической стороны речи

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспресс...

Формирование просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Передаваемая выразительными средствами информация многообразна: она включает сведения о ситуации общения, об отношении к ней гов...

Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией

Проблема преодоления нарушений просодической стороны речи является актуальной в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией....