Конспект занятия "Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах"
презентация к занятию по логопедии (подготовительная группа) на тему

Белева Светлана Николаевна

Интегрированное занятие с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx536.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад ОВ №54»  

             

 

Конспект занятия

«Автоматизация звука [Р] в  слогах, словах»

с использованием ИКТ

для детей с ФНР, ФФНР подготовительной к школе группы

                                                                                                   

                                                                 Учитель-логопед

Белева Светлана Николаевна

                                                                               

г.Северск, 2014

Пояснительная записка

к конспекту логопедического занятия

 по автоматизации звука [Р] в слогах, словах у детей

подготовительной к школе группы школы

по структуре речевого нарушения ФФНР, ФНР.

   Цель занятия: преодоление нарушений произношения звука [Р], формирование произносительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.

   Актуальность логопедической работы по автоматизации звуков обусловлена значительной распространенностью речевых нарушений среди детей старшего дошкольного возраста и недостаточной их речевой готовностью к обучению в школе. К концу дошкольного периода у детей необходимо сформировать в структуре психологической готовности речевую готовность к обучению в школе, ведь нарушения звукопроизношения нередко являются причиной затруднений в школьном обучении, особенно в овладении грамотой.  Для умелого, успешного и эффективного общения ребенка в детском саду и в дальнейшем, в школе, педагогам необходимо помочь усвоить ребенку совокупность речевых умений.

   В представленном  итоговом занятии по автоматизации звука [Р] решаются задачи приоритетной области «речевое развитие» в интеграции с образовательными областями «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие» и «физическое развитие».

   Во вводной части занятия организована поисковая деятельность, проблемная ситуация, тем самым создано мотивационное поле. Таким образом, развивая творческую активность, любознательность и познавательную мотивацию, реализуется образовательная область «познавательное развитие».

   В основную часть занятия включены различные виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская. В этой части занятия  я предоставляю  свободный самостоятельный  выбор: ребенку предоставляется право на свободный и самостоятельный выбор из ряда возможных альтернатив деятельности, и он осуществляет свой выбор, исходя из своих индивидуальных интересов и потребностей. На занятии  создаются условия, способствующие становлению индивидуальности ребенка, формированию у него индивидуального стиля познавательной деятельности, т.е. реализуется образовательная область «социально-коммуникативное развитие».

   Задачам образовательной области «физическое развитие» на занятии уделяется особое внимание. Двигательная деятельность на занятии связана с выполнением  упражнений на развитие координации, равновесия, координации движений, развитие крупной,  мелкой и артикуляционной  моторики.

   В рамках решения задач саморегуляции и самоконтроля как общей способности к учению  в коррекционно-образовательный процесс  включена автоматизированная технология «Символ-Тест»- инновационная  разработка Томских ученых, созданная  специально для повышения качества обучения.  Использование на занятии разноуровневых заданий  в работе с электронным репетитором «Символ – тест» стимулирует детей самостоятельно и осознанно выбрать себе работу, чтобы затем приступить к ее выполнению самостоятельно или в составе пары. Все это представляет ребенку пространство выбора.

   Использование на занятии  компьютерных технологий (компьютерная презентация в PowerPoint, интерактивная доска) в работе с детьми позволяет обогатить процесс активного познания окружающего мира, активизировать общение ребенка с взрослым и сверстниками, интегрировать содержание разделов основных образовательных областей, обеспечить качественную подготовку детей к школе, приобщить к миру информационной культуры.

   В итоге занятия акцентирую внимание  не на ошибки и неудачи детей, а на их достижения и успехи, которые  становятся  главными критериями анализа и оценки результатов образовательного процесса.

   Т.о. использование на занятии разных видов детской деятельности позволяет проводить комбинированные (интегративные) занятия, решающих  задачи нескольких образовательных областей, что соответствует требованиям ФГОС.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Приоритетная  образовательная область: «Речевое развитие»

В интеграции:

познавательное развитие;  социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Цель: преодоление нарушений произношения звука [Р], формирование произносительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить произношение звука [р] в слогах, словах

Коррекционно-развивающие:

- развитие зрительного и слухового  внимания

-развитие грамматического строя речи

- развитие связной речи  

-развитие фонематического слуха и восприятия

- развитие мышления, речевой активности

-развитие навыков самоконтроля

 Воспитательные:

формирование  навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности

Планируемые результаты: дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут свободно использовать  поставленный звук [Р] в слогах, словах, находить данный звук в словах. Дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. Дети могут следовать социальным нормам поведения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

Оборудование: 

- разные дорожки из веревочек (выложены на полу);        

- маски Смешариков (Крош, Бараш, Нюша, Ёжик, Совунья);

- электронные репетиторы «Символ-тест» с карточками-заданиями трех видов – сложности;

- интерактивная доска, презентация «Игры со Смешариками» для ИД;

- компьютер, компьютерная  презентация PowerPoint  «Добавлялки»,

- модели звуков «Р», «У», «О», «А», «Ы»

  1. Создание мотивационного поля. 

Артикуляционная гимнастика

   - Ребята, сегодня к нам в гости пришли Смешарики и предлагают нам поиграть с ними.

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем». 

Дети стоят в кругу, взрослый  в маске Смешарика Кроша  показывает артикуляционное упражнение «Качели» и спрашивает:

- Отгадайте, что делал Крош?

Дети:

 - Качался на качелях.

Вместе выполняем артикуляционное упражнение «Качели»

   Логопед предлагает детям выбрать себе маску Смешарика и показать свое артикуляционное упражнение.

Взрослый: «Отгадайте, что делал Бараш?»

Дети: «Чистил зубки»

Вместе выполняем артикуляционное упражнение «Чистим зубки»

Взрослый: «Отгадайте, что делала Совунья?»

Дети: «Ела вишневое варенье»

Вместе выполняем артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

Взрослый: «Отгадайте, что делала Нюша?»

Дети: «Красила заборчик, потолок»

Вместе выполняем артикуляционное упражнение «Красим забор, потолок»

2.  Актуализация   знаний

Изолированное произношение звука «Р»

- Ребята, наши друзья  Смешарики предлагают нам отправиться к ним в гости  на веселую полянку, где можно поиграть в разные игры. Но как нам туда добраться? (Дети предлагают варианты).

   Нюша предлагает каждому сесть в машину, завести мотор «р-р-р-р-р-р», и, выбрав дорожку, доехать до полянки.

   По извилистым дорожкам можно проходить, пробегать  или проводить  пальчиком, четко произнося звук «Р».

- Ребята, у Нюши не получается завести мотор. Давайте научим её. Что нужно сделать? (Дети описывают положение языка, губ, воздушной струи)

Нюша научилась заводить мотор машины, благодарит ребят.

Произнесение звука «Р» в слогах. Игры на интерактивной доске.

- Вот мы и доехали до веселой полянки.

  • Крош очень любит играть с мячом.

Задание: Поиграй с Крошем в мяч. Сначала произноси слог [РУ] и только потом бросай мячик Крошу.

  •  Нюша  дружит с веселыми разноцветными бабочками.

Задание:  Найди одинаковых бабочек. Сначала произнеси слог [РО] и только потом бери  бабочку и сади ее на красный цветок.

  • Смешарики любят украшать свою полянку разноцветными цветами.

Задание: Помоги Смешарикам  посадить цветы. Сначала произнеси слог [РА], потом бери цветок и сажай его на полянку.

  • Нюша готовится к дню рождения, для этого она украшает полянку разноцветными шарами.

Задание:  Шары  нужно повесить в определенной последовательности - так, как сделала это Нюша. Сначала произнеси слог [РЭ], потом бери шарик  и вешай его на веревочку.

  • Смешарики любят играть в прятки.

Задание: Помоги друзьям спрятаться от Нюши в домике. Сначала произнеси слог

[РЫ], потом бери Смешарика и прячь его в домике.

Произнесение звука «Р» в слогах и словах. Развитие навыков звукового анализа и синтеза с использованием метода моделирования.

- Смешарики приготовили для нас зашифрованные послания, они зашифровали звуки картинками: как вы думаете, какой звук означает картинка тигренка? - (Р)

G:\Новая папка\IMG_0114.jpg- означает звук «У»            

          - означает звук «О»

- означает звук «А»

             - означает звук «Ы»

- Нам нужно расшифровать это послание. (Анализ и чтение слогов)

  1. РУ
  2. РО
  3. РА
  4. РЫ

- Ребята, как вы думаете, какое слово зашифровали Смешарики, если оно начинается со слога [РУ]?

Дети: - Ручка, руль, рубашка…

- Ребята, как вы думаете, какое слово зашифровали Смешарики, если оно начинается со слога [РО]?

Дети: - Робот, роза…

- Ребята, как вы думаете, какое слово зашифровали Смешарики, если оно начинается со слога [РА]?

Дети: - Рама, ракушка, работа, радио…

Ребята, как вы думаете, какое слово зашифровали Смешарики, если оно начинается со слога [РЫ]?

Дети: - Рыба…

_ Ребята, кто самостоятельно хочет зашифровать послание для Смешариков?

(Дети берут символы (модели)  звуков «Р», «О», «У», «А», «Ы»  и выкладывают ими  прямые или обратные слоги).

  1. Закрепление звука [Р]  в словах. Развитие фонематического слуха, чувства рифмы.

Презентация «Добавлялки» в программе Power Point.

У Смешариков есть картинки-загадки. Отгадаем их?

Взрослый читает часть стихотворения, в конце делает паузу, дети отгадывают недостающее слово, и по щелчку появляется  картинка - правильный ответ.

За правильный ответ ребенок получает фишку с изображением Смешарика. В конце можно подсчитать фишки.

У меня на кармашке

маки и… (ромашки).

В реке большая драка –

Поссорились два... (рака).

Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это ... (рысь).

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын... (жираф).

Сегодня все ликуют:

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные... (шары).

«Как  бы мне пошла корона», -

Громко каркнула … (ворона).

Рассердилась кошка Мурка —

 Не поймал рыбёшку Юрка...

Ох, устал он от жары,

Закусали …(комары). 

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка,

Ядовитый...   (мухомор). 

Шел Егор через двор,

Нес топор чинить… (забор). 

  1. Закрепление правильного произношения звука [Р]   в словах, развитие фонематического слуха и восприятия. Развитие навыков самоконтроля при помощи электронного репетитора «Символ-тест».

Смешарики предлагают детям поиграть на мини-компьютере (эл.репетиторе).

Перед детьми карточка с четырьмя картинками. Нужно выбрать правильный ответ (№2), набрать цифру 2. Если ответ верный – загорится зеленая лампочка, если ответ неверный – красная.

Три уровня сложности заданий:

      А) найти картинку, название которой начинается со звука [Р]  

D:\Максим\Desktop\Рисунки в садик\картинки на звуки\Новая папка\С,Р,Л,Ш\Р\0_b148d_6c9be363_XL.png  D:\Максим\Desktop\Рисунки в садик\картинки на звуки\Новая папка\С,Р,Л,Ш\Р\6e8cea605c0f41a3ba5f06f8e66a88de_h.jpg     D:\Максим\Desktop\Рисунки в садик\картинки на звуки\Новая папка\С,Р,Л,Ш\Р\13618999_w640_h640_0609146dd77512orig.jpg.png     D:\Максим\Desktop\Рисунки в садик\картинки на звуки\Новая папка\С,Р,Л,Ш\Р\oqtsprstjpdazc.png

  1.              2.                  3.                4.

       Б) Сосчитать слова, в названии которых есть звук «Р»

D:\Максим\Desktop\Рисунки в садик\картинки на звуки\Новая папка\С,Р,Л,Ш\Р\1352392477_5.jpg     D:\Максим\Desktop\Рисунки в садик\картинки на звуки\Новая папка\С,Р,Л,Ш\Ш\preview.jpg      D:\Максим\Desktop\Рисунки в садик\картинки на звуки\Новая папка\С,Р,Л,Ш\Ш\30708249def1.jpg        D:\Максим\Desktop\Рисунки в садик\картинки на звуки\Новая папка\С,Р,Л,Ш\Р\рр.jpeg

       

  1.                  2.                     3.                        4.

         В)  Найти четвертую лишнюю картинку (3 картинки со звуком [Р], 1 картинка          

               со звуком [Рь])   

   D:\Максим\Desktop\Рисунки в садик\картинки на звуки\Новая папка\С,Р,Л,Ш\Р\1504-0036.jpg  D:\Максим\Desktop\Рисунки в садик\картинки на звуки\Новая папка\С,Р,Л,Ш\Р\003.jpg       D:\Максим\Desktop\Рисунки в садик\картинки на звуки\Новая папка\С,Р,Л,Ш\Р\p122_00rr01.jpg     D:\Максим\Desktop\Рисунки в садик\картинки на звуки\Новая папка\С,Р,Л,Ш\Р\i.jpeg

  1.                    2.                       3.                 4.

  1. Совершенствование грамматического строя речи.  Словообразование.

Логопед предлагает рассмотреть Смешариков, отмечая при этом их особенности:

- Ребята, посмотрите, какие у Кроша длинные уши, значит, он какой?

Дети: - Крош длинноухий.

- У Нюши  розовые щечки, значит, она какая?

Дети: - Нюша розовощекая.

- У Совуньи длинные крылья, значит, она какая?

Дети: - Совунья длиннокрылая.

- Копатыч любит трудиться (труд), значит, он какой?

Дети: - Копатыч трудолюбивый.

  1. Итог занятия.

      Ребята, Смешарикам очень понравилось с вами играть, и они хотят подарить вам раскраски (раскраски Смешариков детям на выбор).

Какое задание вам понравилось выполнять больше всего?

Что выполнять было сложно?

За что бы  вы себя сегодня похвалили?

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\картинки\раскраски\2ezzzz.jpg  C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\картинки\раскраски\44341004.gif  C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\картинки\раскраски\kopatych.jpg  C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\картинки\1301035822_015.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия "Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах и словах"

Конспект подгруппового занятия с детьми старшей группы. Задачи:формировать правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах и в словах; развивать фонематическое восприятия, артикуляционную и м...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...

Конспект подгруппового занятия: «Автоматизация звука [Ш] изолированно, в слогах, словах и предложениях» в старшей логопедической группе.

Подгрупповое занятие для детей старшей группы, реализующей адаптированную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи "В гости с Шушей"...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению. Индивидуальные занятия предусмотрены учебным плано...

Автоматизация звука [с ] изолированно, в слогах, словах и предложениях (По мотивам сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»).

Индивидуально – подгрупповое занятие.Цель: автоматизировать произношение  звука [с ] изолированно, в слогах, словах и предложениях....

НОД по социальному развитию в средней группе «Воспитание правильного звука (с) изолированно, в слогах, словах, фразах»

Программные задачи:Познакомить детей со звуком (с).Показать артикуляцию звука(с).Упражнять в умении произносить звук (с) изолированно, в слогах, словах, фразах.Развивать фонематический слух.Воспитыват...