Причины отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста
консультация по логопедии на тему

Родители смогут узнать о причинах речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_otkloneniy_v_rechevom_razvitii.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Причины отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. Таким образом, существует две группы причин, приводящим к нарушениям речи: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).

Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений

Ребенок еще не родился и даже не запланирован, а разного рода неблагоприятные факторы уже могут полным ходом «работать» на его речевую и иную патологию. Это объясняется тем, что на состояние здоровья и речи будущего ребенка большое влияние могут оказать следующие неблагоприятные факторы: (До беременности)

  • Наследственность (по наследству могут передаваться некоторые особенности нервно – психического склада родителей, а также особенности строения периферического и центрального отделов речевого аппарата);
  • Профессиональные вредности, действующие очень массивно или в течение продолжительного времени( наличие радиационного излучения, работа с химически активными веществами, в условиях повышенных вибрационных нагрузок и т.п);
  • Наркомания;
  • Алкоголизм и курение;
  • Искусственное прерывание предшествующих беременностей;
  • Другие вредные факторы, действие которых приводит к физическому и нервно – психическому истощению будущих родителей.

Во внутриутробном развитии (Во время беременности) выделяют следующие факторы:

  • Токсикозы первой или второй половины беременности;
  • Острые и хронические заболевания матери во время беременности такие как (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность), эндокринные расстройства);
  • Резус – конфликт матери и ребенка;
  • Падения и ушибы (особенно в области живота);
  • Профессиональные вредности продолжающие действовать и во время беременности;
  • Тяжелые физические нагрузки и работа в ночную смену;
  • Курения, алкоголь, наркотики во время беременности;
  • Стрессовые ситуации, связанные например с распадом семьи, смертью близких родственников и т.п.;
  • Не доведение до конца  попытки прерывания данной беременности, неизбежно нарушающие весь дальнейший ход нормально внутриутробного развития плода.

  Научные исследования доказали, что у курящих матерей рождаются дети со снижением объема легких на 5%, а вес снижен на 70 – 140 граммов. Если мать курила до 10 сигарет в день, то коэффициент интеллекта у ребенка на 9 пунктов ниже, поскольку табак уменьшает поступление кислорода и питательных веществ и тем самым отрицательно влияет на развитие мозга.

Любые нарушения внутриутробного развития плода как бы заранее программируют и осложненное протекание родов. (Во время родов)

  • Гипоксия (кислородное голодание);
  • Родовые травмы (местное повреждение плода, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов).

В период раннего развития ребенка на формирование его речи неблагоприятно могут сказаться следующие обстоятельства:

(После родов):

  • Травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга;
  • Воспалительные заболевания головного мозга (менингит, менингоэнцефалит);
  • Недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или полной потере слуха;
  • Приобретенные до сформирования речи повреждения отдела речевого аппарата (приобретенные аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм, постоянного сосания пальца);

Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений


Речь ребёнка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительногообщения.
Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своейосновеподражание.
Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.
Также влияет общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

В статье раскрываются наиболее частые  причины  отклонений в речевом развитии у детей и дается краткая характеристика основных видов нарушений, встречающихся в дошкольном возрасте....

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

Речь является важнейшей психической функцией, присущей только человеку. Нарушения речи – это собирательный термин для обозначения различных отклонений в речевом развитии. У детей ...

Консультация для педагогов: "Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, перед...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Виды и причины отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ."Педагогический калейдоскоп"Презентация "Виды и причины отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста" с конкурсом Блиц для педагогов...