Конспект индивидуального занятия. День рождения куклы Маши. Звук Ш.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

 

Тема. Звук ш. День рождения куклы Маши.

Цели. Автоматизировать произношение звука ш в слогах, словах, предложениях и в связной речи. Упражнять в определении позиции звука в слове. Развивать слуховое внимание, артикуляционную и мелкую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_rozhdeniya_kukly_mashi._zvuk_sh._ind._zanyatie.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема. Звук ш. День рождения куклы Маши.

Цели. Автоматизировать произношение звука ш в слогах, словах, предложениях и в связной речи. Упражнять в определении позиции звука в слове. Развивать слуховое внимание, артикуляционную и мелкую моторику.

Ход занятия

  1. Оргмомент. Сообщение темы занятия.

Вносится кукла.

- Это Маша.

Звук ш произносится акцентировано.

-Вспомни имена, в которых есть звук ш. (Саша, Наташа, Катюша, Ксюша)

-  Скажи ласково имя Маша. (Машенька.)

- Сегодня Машенька приглашает нас на свой день рождения. Мы побываем у нее в гостях и закрепим в речи звук ш.

  1. Характеристика звука ш по артикуляционным и акустическим признакам.

- Машенька еще не умеет произносить звук ш, давай ее научим. Что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Вытягиваются трубочкой.)

- Где находится язык? Какой он – узкий или широкий? (Язык широкий, чашечкой.)

- Как мы произносим  звук ш – с голосом или без голоса?

- Он звучит твердо или мягко?

- Гласный или согласный звук ш?

Обозначение звука ш цветовым символом.

  1. Артикуляционная гимнастика.

- Давай расскажем Машеньке, что ей нужно делать, чтобы научиться произносить звук ш правильно. (Нужно выполнять упражнения для языка.)

- Сейчас мы с тобой покажем некоторые упражнения.

1) Упражнение «Наказать непослушный язычок».

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на  нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя-…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

2) Упражнение «Вкусное варенье».

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.

3) Упражнение «Грибок».

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.

  1. Произношение звука ш в слогах.

- Услышали мышки про Машин день рождения и зашептались: «Ша-шо-ши (вопросительно – пригласит ли их Маша на день рождения). Шу-шо-шу (с просьбой). Шта-што-шту (утвердительно). Шва-шво-швы (радостно)»

  1. Произношение звука ш в словах. Определение позиции звука. Падежное управление.

- Кого пригласила Маша на день рождения?

Выставляются игрушки: Петушок, Петрушка, матрешка, неваляшка, мышка с мышатами, мишутка, кошка, собачка Шарик. Определение позиции звука ш.

- Что подарили гости Машеньке? Сначала назови подарки, в названии которых звук ш слышится в начале слова. (Шарик, шапочку, шоколадку, шарфик, шубку, шторы.) /Шляпу, шишку

- Теперь со звуком ш в середине слова. (Машинку, карандаши, грушу, Мишутку/ лягушку, чашку, вишенки, погремушку, катушку.)

- И еще назови подарки, в которых звук ш слышится в конце. (Ковш, карандаш, брошь.)/Карандаш, ландыш.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Маша – хозяйка.

Наша-то Маша                  (Хлопки в ладоши. То правая, то левая рука сверху.)

    Сметлива была,

    Всем в избе работу

    Нынче задала:

Плошечку собачка            (Большой палец правой руки оттопырен – «ухо»,

Моет языком.                     Указательный согнут, остальные выпрямлены.

                                                          «Собачка наклоняется к плошке – округленной левой

                                                           ладони, «моет ее» (движения мизинца))

     Мышка подбирает            (Согнутые мизинец и указ. палец – «ушки», средний,

Крошки под столом.         безымянный и большой – «мордочка». «Мышка»                                                            

                                                           пощипывает выпрямленную левую ладонь.)

Кошка под окошком         (Пальцы правой руки скребут ладонь левой.)

Когтями скребет,

Курочка в сережках          (Правая ладонь «подметает» левую.)

Избушку метет.

Вымела избушку,              (Энергичное встряхивание пальцев правой руки.)

Потрусила голичок.

Лег голичок                       (Расслабленная правая ладонь ложится на стол.

Под порог на бочок.          Сверху ее накрывает левая ладонь.)

  1. Произношение звука ш в предложениях. Дополнение предложений.

-Мишутка предлагает поиграть в игру «Подскажи слово». Он назовет два слова, а ты добавь нужное слово, чтобы получилось предложение.

Маша – кашу. (Маша любит кашу.)

Миша – шубу. (Миша носит шубу.)

Лягушка – мошку. (Лягушка съела мошку.)

Кошка – мышку. (Кошка поймала мышку.)

  1. Звук ш в связной речи.

Начали гости разные истории рассказывать. Послушай, что рассказала неваляшка о своей подружке Наташе: «Подарить Наташа мишка, Наташа гулять с мишка. Она надевать на мишка штанишки. Наташа любить мишка».

Ребенок восстанавливает согласование слов в предложении и пересказывает текст. 

  1. Итог занятия.