Применение технологии «Бусоград» в работе учителя-дефектолога
статья по коррекционной педагогике

Осепенкова Анастасия Андреевна

Важнейшей задачей, стоящей перед педагогами специальных дошкольных и школьных   образовательных     учреждений,        является        обоснованный дифференцированный подход к детям с отклонениями в развитии. Одним из путей решения этой задачи является выявление индивидуально-психологических особенностей детей и учет этих особенностей в процессе коррекционной работы.  Известно, что при нормальном развитии ребенка  процесс обучения осуществляется на основе достаточного уровня сформированности  неречевых психических функций (внимания, памяти, восприятия и мышления). Несформированность указанных психических функций может явиться причиной неготовности детей к школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности неречевых психических функций у детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи дошкольного возраста

       Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова отмечают, что все психические процессы у ребенка - восприятие, память, внимание, мышление развиваются с прямым участием речи. М.Е.Хватцев пишет о единстве развития физиологических процессов речи как материальной основы и психических процессов, формирующих содержание и обуславливающих звуковую оболочку речи.   Механизмы функциональной регуляции психической деятельности играют важную роль в формировании основных психических процессов и развитии умственных способностей ребенка. Их активная работа стимулирует речемыслительную деятельность, познавательные способности, общее психическое развитие. 

   Таким образом, знание закономерностей психического развития дошкольников     в    норме     помогает     своевременному     выявлению психических нарушений, которые прямо или косвенно мешают полноценному функционированию речевой деятельности.

     К концу дошкольного возраста у ребенка развиваются психологические предпосылки к овладению умениями и навыками учебной деятельности и формируется коммуникативная готовность к школьному обучению. Но у детей с ЗПР и ОНР эти предпосылки сформированны недостаточно.

Теоретическое обоснование и содержание методики  констатирующего эксперимента основывалось на анализе теоретических положений А.Р. Лурии, Л.С. Выготского, А.И. Леоньева. Фундаментальные исследования этих ученых позволили определить принципиальное положение о взаимосвязи речи и других психических функций ребенка.

С целью изучения особенностей неречевых психических функций значимых для овладения учебными навыками у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ЗПР, было проведено констатирующее исследование, методика исследования опиралась на современные представления о закономерностях речевого и психического развития детей, о тесной взаимосвязи развития речи и неречевых психических функций.

   В ходе исследования изучались особенности неречевых психических функций - памяти (зрительной, слухоречевой); восприятия (зрительного, слухового, пространственного); внимания (его устойчивости, объема, распределения, переключаемости); мышления (наглядно-образного, наглядно-действенного, словестно-логического).

Учет экспериментальных данных строится не только на самом факте выполнения или невыполнении ребенком определенных заданий, а также на основании анализа его деятельности в процессе решения задания. Оценивается и отношение ребенка к заданиям, и те способы действий, которые он выбирает, и характер его ошибок, и восприимчивость к помощи. Благодаря этому можно получить данные об особенностях психической деятельности ребенка даже тогда, когда правильный результат работы так и не будет достигнут.

     Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что дети с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Таким образом, анализ описанных ошибок позволяет сделать вывод о несформированности неречевых психических функций у дошкольников с ЗПР и ОНР. Дети с ЗПР и ОНР представляют собой неоднородную группу по состоянию неречевых психических функций. В ней можно выделить четыре подгруппы. В первую подгруппу вошло четверо детей с высоким уровнем развития неречевых психических функций. Эти дети могут действовать в соответствии с принятым намерением, осознанно и организуя свою познавательную деятельность. Во вторую подгруппу вошло шестеро детей. У детей данной подгруппы неустойчивое внимание и низкий уровень развития слухоречевой памяти. В третью подгруппу вошло восемь детей. У детей данной подгруппы отмечаются снижение всех характеристик внимания, недоразвитие всех видов памяти, недоразвитие пространственного восприятие и недостатки словесно-логического мышления. В четвертую подгруппу вошли два ребенка. У этих детей отмечаются недоразвитие всех характеристик внимания. Память отмечается качественным своеобразием: ограничен объем памяти и снижена прочность внимания. У детей не сформированы все виды мышления.

             Таким образом, те трудности, с которыми сталкиваются дети с ЗПР и ОНР при усвоении материала общеобразовательной школы, обусловлены уровнем сформированности психологических предпосылок к овладению учебными умениями, а также своеобразными личностными особенностями. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что препятствием для овладения учебным материалом детьми с ЗПР и ОНР является несформированность высших психических функций. 

    Проведенное исследование подтвердило, что необходим учет индивидуально-типологических и возрастных особенностей психических функций у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, а также постоянная, целенаправленная работа по развитию и совершенствованию неречевых психических процессов у детей данной категории.  Учет особенностей развития неречевых психических функций способствует достижению эффективных результатов в коррекционном воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие неречевых психических функций важно осуществлять с учетом дифференцированного подхода. Для каждой из выделенных нами подгрупп, рекомендованы определенные направления работы по развитию неречевых психических функций.

      Таким образом, можем сделать вывод, что детям с ограниченными возможностями здоровья необходим специальный подход, и, конечно, индивидуальный, так как кто - то из них больше нуждается в коррекции мыслительных процессов, кто-то в коррекции процессов памяти, внимания или восприятия. Материал для коррекции развития таких детей должен тщательно подбираться и соответствовать особенностям  каждого ребенка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов технологии SANDPLAY в работе учителя – дефектолога

Использованиеэлементов  технологииSANDPLAY в работе учителя – дефектолога ...

Использование элементов технологии SANDPLAY в работе учителя – дефектолога

Использованиеэлементов  технологииSANDPLAY в работе учителя – дефектолога ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ДОУ

С целью повышения эффективности коррекционного воздействия в нашей работе мы используем различные современные технологии. Среди них важная роль отводится внедрению в практику здоровьесберегающих техно...

Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога в ДОУ

В статье представлена проблема применения информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ. Рассматриваются направления коррекционной работы уч...

Игровые технологии в практике работы учителя-дефектолога

Острой проблемой для ДО, реализующих основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с речевыми нарушени...

Методическая разработка по теме: " Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя-дефектолога

Современные мамы и папы должны выступать в качестве активных участников в образоввательном процессе в вопросах сохранения и укрепления  здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии должны охват...