РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Иващенко Анжела Валерьевна

Целью данной  работы является выявление уровня сформированности навыка словообразования прилагательных у детей дошкольного возраста и разработка методических рекомендаций к проведению работы по формированию словообразования имен прилагательных на основе экспериментального изучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В настоящее время большую значимость приобретают вопросы готовности дошкольников к обучению и овладению ими родному языку.

Многочисленные исследования в области лингвистики, психолингвистики, возрастной психологии выявили значительную роль процессов словообразования для нормального развития устной речи дошкольников. Было доказано, что от полноценного овладения словообразованием зависит не только состояние лексической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребёнка и его речевой коммуникации в целом. Анализируя речевые проявления детей с нормальной речью, учёные определили закономерности, и этапы становления словообразовательной системы языка в онтогенезе [1,4,5].

Овладение закономерностями словообразования, возможность выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие их значения представляют собой необходимые условия пополнения словарного запаса за счёт производных слов, овладения грамматической системой языка, создания предпосылок орфографически правильного письма.

У детей дошкольного возраста часто оказываются несформированными навыки практического словообразования; иногда проявляется неточное знание и употребление многих слов; в активном словаре преобладают существительные и глаголы; затруднён подбор однокоренных слов. Нарушение словообразования у дошкольников ведёт к обеднению словарного запаса.

Данное исследование посвящено чрезвычайно важному вопросу – особенностям словообразования прилагательных у дошкольников. Очевидно, что эффективность коррекционно-педагогического процесса будет значительно выше, если принять во внимание индивидуальные особенности развития ребенка

Таким образом, значимость этой проблемы для успешности обучения детей дошкольного возраста, школьной адаптации определяют данное исследование как актуальное.

Целью данной  работы является выявление уровня сформированности навыка словообразования прилагательных у детей дошкольного возраста и разработка методических рекомендаций к проведению работы по формированию словообразования имен прилагательных на основе экспериментального изучения.

Анализ литературных данных по проблеме позволил сформулировать гипотезу: учитывая, что развитие всех компонентов речевой системы несовершенно, можно предположить, что у детей дошкольного возраста могут наблюдаться особенности словообразования, учёт которых позволит осуществлять более дифференцированный подход в процессе коррекции речи детей.

В ходе работы использовались методологические разработки Т.В. Тумановой, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой, Р.И. Лалаевой, Н.В.Серебряковой, Т.В. Волосовец и др.

Словообразовательная система языка тесно связана с другими его сторонами – лексикой и грамматикой. Связь с лексикой проявляется в том, что новые слова пополняют словарный состав языка. Связь с грамматикой проявляется в том, что новые слова оформляются в соответствии с законами грамматического строя русского языка [3].

В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако в процессе речевого развития растет употребление других частей речи: прилагательных, местоимений, наречий, числительных.

Таким образом, словообразование отражает общий процесс формирования морфологической системы языка.

А.Г. Тамбовцева выделяет три этапа овладения способами словообразования:

Первый – примерно от 2,6 до 3,6 – 4,0 лет – накопление первичного словаря лексики и формирования предпосылок словообразования. Словотворчество возникает по типу речевой ошибки.

Второй – примерно от 3,6 – 4 до 5,6 – 6,0 лет – активное освоение словопроизводства. В этот период зарождается и развивается словотворчество.

Третий – после 5,6 – 6,0 лет – усвоение норм и правил словообразования, формирование самоконтроля и критичности к собственной речи. Словопроизводство начинает носить более точный характер, поскольку ребенок понимает традиции словообразования [3].

Таким образом, к школьному возрасту ребёнок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики, что позволяет ему в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

В исследовании приняли участие 30 дошкольников. Возраст испытуемых – 5-6 лет. При этом испытуемые были разбиты нами на две группы: группа «А» - контрольная группа и группа «Б» - экспериментальная. С детьми экспериментальной группы мы целенаправленно на протяжении двух месяцев в рамках формирующего этапа исследования проводили игры-занятия по формированию навыков словообразования. С детьми контрольной группы работа проводилась в рамках содержания типовой программы воспитания и обучения.

За основу были взяты методики Р.И. Лалаевой, Н В Серебряковой [1,2].

Исследование состояло из трех этапов:

На констатирующем этапе исследования была проведена первичная диагностика уровня сформированности словообразования прилагательных. Качественный анализ полученных результатов позволил сделать вывод, что исходный уровень сформированности словообразования прилагательных всех двух групп примерно одинаковый.

На формирующем этапе исследования с учетом результатов диагностики первого этапа был составлен план мероприятий  и проведена работа, направленная на формирование словообразования прилагательных. В процессе игр-занятий детям предлагались задания, которые выстраивались с учетом семантики, частотности употребления и времени появления в онтогенезе. Формирование словообразования прилагательных следует проводить в такой последовательности.

- Образование притяжательных прилагательных.

- Образование качественных прилагательных.

- Образование относительных прилагательных.

Одновременно с занятиями по обогащению словаря решались задачи по закреплению изученного материала при проведении режимных моментов, прогулок, наблюдений. Следует отметить, что дети играли дружно, при затруднениях помогали друг другу.

По завершению формирующего этапа исследования нами был проведен контрольный срез уровня сформированности словообразования прилагательных у детей по той же методике в обеих группах. Прирост изменений уровня сформированности словообразования прилагательных наблюдался у испытуемых группы «Б» после проведения формирующего этапа исследования. В то же время показатели уровня сформированности словообразования прилагательных у испытуемых группы «А», которые не участвовали в формирующем этапе, зафиксированы лишь незначительными изменениями.

Дошкольники допускали следующие характерные ошибки:

  • Лексические замены
  • Окказиональное словообразование проявлялись в неправильном выборе суффикса
  • Присутствовало и нарушение акцентуации

Многие исследователи высказывают мнение о целесообразности подбора лексического материала, предлагаемого детям, по тематическому принципу, что способствует его усвоению и запоминанию, в то время как многократное повторение слова позволяет быстрее вводить его в активную речь. Для повышения эффективности словарной работы рекомендуется знакомить ребёнка со словом в контексте его практической деятельности – при лепке, рисовании, ручном труде [2].

Овладение грамматически правильной  речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Таким образом, на основе полученных данных можно сделать следующий вывод: специально подобранные методы и приемы оказывают влияние на формирование словообразования прилагательных  в старшем дошкольном возрасте.

В процессе работы по исследованию формирования словообразования прилагательных в старшем дошкольном возрасте мы успешно реализовали все поставленные задачи и подтвердили гипотезу исследования.

В настоящее время работа по ознакомлению детей с законами словообразования включена в школьную программу по русскому языку. Однако первоначальные представления и сведения о словообразовании дети должны получать еще в детском саду.

Список использованной литературы:

  1. Кубрякова Е.С. Проблемы онтогенеза в речевой деятельности // Человеческий факт ор в языке. Язык и порождение речи / под редакцией Е. С. Кубряковой. М., 1991.
  2.  Серебрякова Н.В. Формирование лексики у дошкольников со стёртой дизартрией. Монография-СПб.: НАУКА-ПИТЕР, 2006. -196 с.
  3. Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шахнарович А.М. К проблеме онтогенеза правил словообразования // Психолингвистические исследования (речевое развитие и обучение языку). – М., 1978.
  4. Туманова Т.В. Нарушение процессов словообразования в устной и письменной речи (у младших школьников с общим недоразвитием речи). М.: Издательство «Коррекционная педагогика», 2005г. 144стр.
  5.  
  6.  Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Организация работы по формированию коммуникативной речевой активности младшего дошкольного возраста»

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Организация работы по формированию коммуникативной речевой активности младшего дошкольного возраста»В соавторстве с Сухарниковой Г.Р....

Основные направления работы по формированию конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

В дошкольной педагогике детское конструирование считается одним из важных видов психической деятельности в развитии ребенка, в ходе которого  формируются как познавательные, так и практические де...

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...