О необходимости логопедических занятий
консультация по логопедии на тему

Зоря Татьяна Владимировна

Консультация о необходимости своевременной логопедической помощи детям дошкольного (сензитивного) возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_neobkhodimosti_logop.zanyatiy.tekst_.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Это объясняется различными причинами:

- нарушения в строении артикуляционного аппарата;

- дефектное строение зубов, челюсти, неба, языка;

- снижение слуха;

- снижение зрения;

- снижение интеллекта;

- частые инфекционные и хронические заболевания.

В раннем возрасте (до трех лет): диспепсии, хронический тонзиллит и пневмонии, аденоиды и т. д. все это крайне ослабляет детский организм, снижает его психическую активность, подчас приводит к психофизическому инфантилизму, изоляции и полной замкнутости ребенка.

Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка- слух, зрение, обоняние и осязание достигли определенного развития.

Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Все это в значительной степени зависит от окружающей среды и особенно от семьи ребенка. Если ребенок лишен активного общения, не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается его психическое и физическое развитие.

Наиболее частыми нарушениями речи у детей дошкольного возраста являются разные недостатки звукопроизношения, расстройства плавности речи (замедленная, ускоренная, с запинками) и задержки общего развития речи (в том числе и некоторые формы заикания) могут быть преодолены в процессе правильно организованной работы воспитателя и родителей. Однако существуют и другие формы нарушений речи, которые обусловлены более серьезными причинами, например органическим поражением нервной системы (перенесенные в раннем возрасте менингит, энцефалит, травмы головы и др.). Такие нарушения могут быть полностью компенсированы только в процессе воспитательной работы в специализированном детском саду: необходима специальная, целенаправленная помощь логопеда, дефектолога, психоневролга.

Всем известно, что любую болезнь легче предотвратить, чем лечить. И это утверждение справедливо в отношении преодоления различных речевых дефектов. Для предупреждения недостатков речи необходимо:

  1. Следить за общим состоянием ребенка (соблюдать общий режим : своевременное питание, сон, достаточное пребывание на свежем воздухе), укреплять, закалять его организм (стараться не допускать инфекционных заболеваний и укреплять организм ребенка после перенесенных заболеваний).
  2. Своевременно санировать полость рта ; следить за состоянием носоглотки: не допускать хронического насморка, следить, чтобы дети после ангины не перенапрягали голос; не допускать выделений из ушей и т. д., так как все это может стать источником задержки развития речи или ее нарушения.
  3. Создавать условия для правильного речевого воспитания, так как зачастую родители очень невнимательно относятся к речевому развитию детей в младшем возрасте.

Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Знание родителями того, чему учат их ребенка в детском саду, правильное понимание задач воспитания и обучения, знание тематики и некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.

Пропаганда знаний по вопросам речевого развития детей осуществляется педагогом прежде всего в беседах и на консультациях. Эффективна и наглядная агитация, например стенды, папки-передвижки, папки для родителей, которые содержат сведения о развитии речи, ошибках произношения и формировании звукопроизношения каждого ребенка, предлагаются статьи и заметки по развитию речи, мелкой ручной моторики и специальные упражнения для развития артикуляционного праксиса  (челюсти, губ, языка), помогающие детям в освоении правильного произношения трудных в артикуляции звуков.Учитывая, что овладение правильным произношением звуков и других сторон звучащей речи не у всех детей идет равномерно, родители часто интересуются, не отстает ли их ребенок в речевом развитии, и когда малыш научится правильно произносить тот или иной звук. Воспитатель может провести беседу о том, когда и какие звуки появятся у детей, какие несовершенства речи связаны с возрастными особенностями развития ребенка.

Воспитатель в беседах неоднократно подчеркивает, что речь не передается по наследству, ребенок подражает образцу речи у взрослых, перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с ребенком следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным, доброжелательным тоном (надо учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспримет, так и будет произносить). Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет так же невнимательно относиться и к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем. Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь малыша будет такой же, вопреки всем усилиям воспитателя в детском саду.

Некоторые недостатки произношения и неточности в употреблении детьми слов (пропуски, замены, перестановки слогов или звуков) легко устранить, и доступно это не только педагогу, но и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, но делают это не всегда верно. Воспитатель указывает родителям на то, что нельзя ругать ребенка за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Чаще ребенок отрицательно реагирует или вообще отказывается говорить и замыкается. Не следует повторять неправильно произнесенное слово, лучше дать правильный образец его произношения. Например, ребенок правильно научился произносить звук Р, но употребляет его не всегда или не во всех словах. «Сегодня холошая погода,»- говорит ребенок, взрослый поправляет его: «ХоРошая», выделяя голосом трудный звук, произнося его на выдохе, раскатисто и длительно. «Ты умеешь произносить Р, а в слове «хорошая» ты произнес его неверно. Скажи слово так, чтобы Р было слышно четко: «хорррошая». Или: малыш научился произноситьЛ, но просит: «Мама, подай вошку». Мама поправляет: «Я подам, а ты поймаешь язычок в слове и скажешь красиво «ложка». В случаях дефектов звукопроизношения свистящих  с- з- ц  или щипящих  ч- щ- ж- ш, но обязательно при условии, что ребенок умеет изолированно произносить данные звуки, маме следует чаще напоминать: «Где твой язычок? Не забывай: С- З- язычок внизу за «заборчиком», а Ш- Ж- вверху «чашечкой». С- внизу, а Ш- вверху, путать их я не могу!».

Делать поправки следует только при уверенности, что поправка дойдет до сознания ребенка. Поправлять спешно, мимоходом, в разгар игры или работы, когда ребенок чем-то увлечен, ни в коем случае нельзя. В лучшем случае такие поправки пропадают даром, в худшем - раздражают детей.

Самое главное для педагога, в устранении речевых недостатков дошкольников, не оставляя процесс на самотек, надеясь, что ребенок вырастет, и нарушения речи изживутся сами собой. Нужно неустанно вести работу с детьми. Прежде всего следует зарегистрировать главнейшие, преобладающие ошибки в речи детей и уделять им специальное внимание. В особо проблемных случаях обратиться за консультацией к логопеду или психологу или психоневрологу. Следует пользоваться всяким удобным моментом, чтобы привлекать внимание детей к их речевым ошибкам, придумывать соответствующие устные и письменные упражнения, воздействуя на сознание детей в одном и том же направлении, содействуя постепенному искоренению этих ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Консультация для родителей Ознакомительное слово о работе логопеда. Необходимость логопедической коррекции в дошкольном возрасте.

Консультация для родителей.Ознакомительное слово о работе логопеда.Необходимость логопедической коррекции в дошкольном возрасте....

"Необходимость логопедической работы с детьми раннего возраста"

Общая характеристика необходимости логопедической работы с детьми раннего возраста....

Необходимость логопедических занятий с неговорящими детьми раннего возраста.

Необходимость логопедических занятий с неговорящими детьми раннего возраста.В ситуации, когда у малыша 1,5-2 лет отсутствует активная речь, перед родителями и педагогами встает вопрос: необходимо ли н...

Необходимость логопедических занятий с неговорящими детьми раннего возраста

Статья по книге Е. Янушко "Помогите ребенку заговорить!" Развитие речи детей 1,5- 3 лет...