программа логопедического кружка "Звуковичок"
рабочая программа по логопедии (младшая группа) на тему

Мухамадеева Гадиля Гафиулловна

 Впрограмме отражено календарно-тематическое планирование, учебный план, ожидаемые результаты. Она рассчитана на детей 3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zvukovichok.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа логопедического кружка «Звуковичок»

Возраст детей 3- 4 года.

Срок реализации: 1 год.

Руководитель:   Мухамадеева Гадиля Гафиулловна

учитель - логопед

2014 - 2015 г.г.

Содержание программы:

1. Информационная карта программы

2. Пояснительная записка

3. Перспективный тематический план занятий

4. Список литературы

Информационная карта:

Тип: образовательная

Вид: авторская

Уровень: коррекционно – развивающий

Форма проведения занятий: фронтальная

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, чтение художественной литературы, здоровье.

Направленность: эстетическая, коррекционно - развивающая

Пояснительная записка

Ухудшение в последние годы показателей речевого развития детей дошкольного возраста объясняют следующими причинами:

- слабостью мышц артикуляционного аппарата;

- избирательным нарушением фонематического слуха;

- неблагоприятным речевым окружением;

- недоразвитием речевого дыхания.

Также следует отметить снижение уровня языковой культуры общества в целом. Маленькие дети зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. Порой оставляют желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения. При  таком положении вещей ребенок не в состоянии воспринимать языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, правильную постановку речевых звуков.

Главными направлениями профилактической и развивающей работы с детьми с отклонениями в развитии речи выступают: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, общих движений и действий с предметами, понимания речи и предпосылок к активной речи, взаимодействия взрослого и ребенка; нормализация дыхания, мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук.

   

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит уже к 4 годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже с 3-х летнего возраста. Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности.

Основная задача развития звуковой культуры речи на данном этапе сводится к вырабатыванию у детей правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз. В основу данной программы дополнительного образования легла примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией   Н.Е. Вераксы., Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Н. Е. «От рождения до школы». Издание 2-е, исправленное и дополненное. Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. Программа «От рождения до школы» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ №655 от 23 ноября 2009 года).

Сложность работы педагога состоит в том, что он занимается  с группой и подгруппой детей. Это затрудняет контроль над  правильностью произношения звуков. Работу по выработке чёткой артикуляции звуков, по уточнению их произношения в изолированном виде. Поэтому возникла необходимость  создания  дополнительной программы  «Звуковичок» для детей от 3 до 4 лет.

Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье.

1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог.

2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.

3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки).

4. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

5. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самосассаж для укрепления физического здоровья детей.

Цель программы: развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 года через решение следующих задач: 

-  навыков правильного произношения всех звуков родного языка с отчётливым и внятным произношением слов, фраз;

- формирование навыка слухового и артикуляционного контроля;

- развитие артикуляционного аппарата;

- развитие фонематического слуха;

- формировать умение слышать отдельные звуки в словах;

- развивать слуховое внимание;

- формировать правильно произносить гласные а, о, у, э, и,  согласные п, б, т, д, к, г,  в, ф;

- развитие мелкой и общей моторики

- совершенствование фонематического слуха, дикции, памяти.

Работа по программе дополнительного образования ведётся в группах по 5-6 детей, у каждого ребёнка есть возможность несколько раз повторить звуковой и речевой материал. К концу обучения по данной программе  у детей значительно повышается уровень знаний о звуковой стороне слова, создаются предпосылки к развитию фонематического слуха, происходит усвоение звуковой системы языка: правильное произношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания.  

Курс обучения рассчитан на 35  занятий (подготовка дошкольников к обучению грамоте и изобразительная деятельность, развитие речи) по 4 занятий в месяц с  сентября по май включительно. Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня  с подгруппой детей  6 человек, продолжительностью не более 15 минут.

Ожидаемый результат:

- развивается понимание речи, умение вслушиваться в обращённую речь;

- выделять название предметов, действий, признаков, понимать обобщающие понятия;

- понимать и использовать грамматические формы;

- дети осваивают навыки разговорной речи, выражая мысли простыми и сложными предложениями.

 - развиваются умения использовать в речи сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных;

- совершенствуется интонационная сторона речи;

- развивается артикуляционный аппарат;

- развивается звуковая культура: темп, дикция, сила голоса;

- формируется фонематическое восприятие и звукопроизношение.

Учебно-тематический план

Разделы программы

Количество часов

Формы и методы проведения

1.

Знакомство с артикуляционным аппаратом

1

Занятия, игры, задания, беседы, чтение стихотворения, загадки, рассказывание сказки.

2.

Гласные звуки

6

Занятия, игры, задания, беседы, чтение стихотворения, загадывания загадки, заучивание скороговорок

3.

Согласные звуки

13

Занятия, игры, задания, беседы, чтение стихотворения, загадывания загадки, заучивание  скороговорок

4.

Интегрированные занятия изобразительная деятельность и  развитие речи.

15

Занятия, игры, задания, беседы, творческие задания, рассматривание картин

Итого:

35 ч

Содержание программы

Количество образовательной деятельности 33 часов:

1 раза в неделю

        1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу (1 час).

"Знакомство с артикуляционным аппаратом".

 

2. Гласные звуки. (6 часов)

        "Знакомство со звуком А", "Знакомство со звуком У","Звуки и буквы А-У", "Знакомство со звуком И", "Знакомство со звуком О", "Знакомство со звуком и буквой Ы",   "Знакомство со звуком  и буквой Э".  

3. Согласные. (13 часов)

        Звуки  Н-Нь, М-Мь, П-Пь, Б-Бь, Т-Ть, Д-Дь, К-кь, Г-Гь, Х-Хь, В-Вь, Ф-Фь, С-Сь, З-Зь.

4.  Интегрированные занятия изобразительная деятельность и  развитие речи. (15 часов)

"Осень", "Зима","Новый год у ворот","Огород", "Фрукты","Домашние животные",  "Домашние животные и их детёныши", "Домашние птицы","Дикие животные и их детёныши","Транспорт", "Виды транспорта","Одежда", "Обувь", "Грибы","Посуда чайная".

Распределение материала на учебный год

Недели

№ занятия

Тема

Сентябрь

2 неделя

1

Знакомство с органами артикуляционного аппарата

3 неделя

2

Знакомство со звуком А.

4 неделя

3

Осень

Октябрь

1 неделя

4

Знакомство со звуком У.

2 неделя

5

Огород

 

 3 неделя

6

Знакомство со звуком И.

4 неделя

7

Фрукты

Ноябрь

2 неделя

8

Знакомство со звуком О.

3 неделя

9

Грибы

4 неделя

10

Знакомство со звуком Ы.

Декабрь

1 неделя

11

Знакомство со звуком Э

2 неделя

12

Дикие животные и их детёныши

3 неделя

13

Знакомство со звуками Н-Нь

4 неделя

5 неделя

14

Зима

15

Новый год у ворот

Январь

3 неделя

16

Знакомство со звуками М-Мь.

4 неделя

17

Домашние птицы

5 неделя

18

Знакомство со звуками П-Пь

19

Транспорт

Февраль

1 неделя

2 неделя

20

Звуки Б-Бь

21

Виды транспорта

3 неделя

22

Звуки Т-Ть

4 неделя

23

Одежда

Март

1 неделя

24

Звуки Д-Дь

2 неделя

25

Обувь

3 неделя

26

Звуки К-Кь

4 неделя

5 неделя

27

Овощи

28

Звуки Г-Гь

Апрель

1 неделя

29

Звуки Х-Хь.

2 неделя

30

Посуда чайная

3 неделя

31

Звуки В-Вь

4 неделя

32

Домашние животные

Май

1 неделя

33

Звуки Ф-Фь

2 неделя

34

Домашние животные и их детеныши

3 неделя

35

Звуки С-Сь

4 неделя

36

Звуки З-Зь

Учебно-методический комплекс

  1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1977.
  2. Волина ВВ. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991.
  3. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. -32 ч.: ил.
  4. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1988.
  5. Мышковская М. Азбука. - Рига: Рия, 1995.
  6. Новоторцева Н.В. Артикуляционная (речевая) гимнастика. -Ярославль: Академия развития, 1996.
  7. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки "Ш", "Ж". -Ярославль: Академия развития, 1996.
  8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/  Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А., Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336с.
  9.  Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Российская Академия образования, Ассоциация "Профессиональное образование". - М., 1994.
  10. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. -М.: Просвещение, 1981.

     11. Цвынтарный В. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва.2003г.

     12. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики. Москва, 2014г.

     13. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми - М,1994 г.

 14 .Метельская Н.Г. 100 физминуток на логопедических занятиях. Москва, 2014г.

      15.Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей. Москва.2013г.

       16.Н.Ю. Костылева. Покажи и расскажи.ТЦ. Сфера. 2014г.

        17. Н.В. Кучмезова, И.А. Лигостаева. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с  ОВЗ. ТЦ. Сфера. 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедического объединения.

  Программаның максаты-сөйләм үсеше гомуми җитлекмәгән балаларны мәктәпкә әзерләү,дөрес әйтелеше формалашмаган яки бозылган авазларны дөресләү,авазларны ишетеп аеру,бәйләнешле сөйләмне үстерү,өлешчә г...

Многофункциональное пособие для родителей и педагогов «Самый-самый…». Автор: Рогачёва Ольга Борисовна, воспитатель 1 кв. категории. МБДОУ №180 «Парусок» г. Архангельска. Программно – методический материал разработан к «Программе логопедической работы

Многофункциональное пособие для родителей и педагогов «Самый – самый…» Автор: Рогачёва Ольга Борисовна, воспитатель 1 кв. категории. МБДОУ №180 «Парусок» г. Архангельска.Арханге...

Индивидуальная программа логопедической работы при открытой ринолалии

Данная программа по устранению дефектов речи у детей с открытой ринолалией предназначена для работы логопедов в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Программа содержит краткую психолого-...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей стар...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе...

Рабочая программа логопедической помощи по преодолению общего недоразвития речи у детей старшей группы

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ....