Этапы обучения дошкольников грамоте
статья по логопедии на тему

В дошкольные годы происходит  развитие ребенка, он овладевает речью, знакомится со  звуковым, лексическим и грамматическим составом языка. Это период дошкольник знакомится со словом - его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) фонетической или звуковой стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из которых ударный). Процесс обследования звукового состава слова для ребенка дошкольного возраста сложен потому, что ему одновременно нужно установить, какие именно звуки слышны в слове, вычленить их, определить порядок следования звуков, их количество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_obucheniya_doshkolnikov_gramote.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

 Этапы обучения дошкольников грамоте

В дошкольные годы происходит  развитие ребенка, он овладевает речью, знакомится со  звуковым, лексическим и грамматическим составом языка. Это период дошкольник знакомится со словом - его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) фонетической или звуковой стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из которых ударный). Процесс обследования звукового состава слова для ребенка дошкольного возраста сложен потому, что ему одновременно нужно установить, какие именно звуки слышны в слове, вычленить их, определить порядок следования звуков, их количество. И, хотя устная речь ребенка к концу дошкольного возраста  развита, необходимо сформировать у него такие умения и навыки, которые помогли бы ему научиться анализировать звуковой материал и осознавать свою речевую деятельность. Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речью.  Звуки в слове при произнесении,  взаимосвязаны и входят в состав слогов, из которых образуются слова. Один слогов в слове ударный. Чтобы ребенок правильно передавал на письме звуковую сторону слова, не пропуская и не переставляя в нем буквы, надо научить его делить слово на слоги, устанавливать место и последовательность в нем звуков. Вот почему знакомство со слоговым анализом является важным этапом при обучении дошкольников грамоте и на начальных этапах и для дальнейшего усвоения грамматики родного языка.

Очень важно, чтобы дети еще до обучения чтению научились делить слова на слоги.

 Уже четырехлетние дети справляются с заданием разделить слово на части хлопками, а также хорошо усваивают графическое изображение деления слов на одну, две, три части (предварительно дети знакомятся с понятием "слово", с его графическим изображением). Пятилетние дети образуют новые слова путем наращивания слогов (лиса, лисица, лисонька), определяют количество слогов в слове, придумывают слова на заданный первый слог.

Однако основная работа по ознакомлению детей со слоговой структурой слова проводится в старшем дошкольном возрасте.

Ставятся следующие задачи:

1. Развивать умение делить слова на слоги (на слух, при помощи хлопков и т.д.).

2. Развивать умение определять количество слогов в слове и их последовательность. Познакомить с понятием "начало" и "конец" слова.

3. Научить определять местонахождение ударного слога в двухсложных и трехсложных словах, переносить ударение с одного слога на другой (при образовании множественного числа, например, поле-поля).

4. Развивать и закреплять навык составления слов из заданных слогов.

5. Развивать умение быстро составлять и прочитывать слова со сходными слоговыми структурами.

6. Развивать умение подбирать слова по одному данному слогу, а также находить слова, начинающиеся с последнего слога заданного слова.

Успешной реализации этих задач способствует ряд игр и упражнений.

"Отгадайте, кого я называю" - логопед предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.

"Почтальон принес письмо" - дети получают конверты с картинками и по заданию логопеда отбирают те, названия которых состоят из двух, затем трех частей. Остальные проверяют правильность ответа на слух. Ответивший правильно кладет перед собой картинку-наклейку. В конце занятия подсчитываются результаты.

"Отправим животных в плавание" - на доске рисунки трех корабликов с одной, двумя и тремя трубами. У детей картинки с изображениями животных, в названии которых, соответственно, один, два, три слога.

"Молчанка" - дети получают карточки с точками (1, 2, 3). Логопед называет слово или показывает картинку, дети поднимают соответствующую карточку (картинки можно использовать на определенную тему, например, игрушки, овощи, фрукты и т. п.

"Оглянись вокруг" - логопед предлагает детям отыскать вокруг себя предметы с определенным количеством слогов. За каждое правильное слово ребенок получает фишку. По их количеству определяется победитель.

"Собери слова" - детям раздаются карточки со слогами (та, за, ва, со, сли, тык, хал, клюк). Логопед пишет на доске слог -ва-. Дети по очереди подходят к доске и прикладывают свою карточку к слогу, чтобы получилось слово и прочитывают его.

В работе по ознакомлению дошкольников со слоговой структурой слова необходимо познакомить их с понятиями "начало" и "конец" слова. На графическом изображении слова (полоске) логопед демонстрирует протяженность слова - произносит слово и ведет указкой по полоске (коорооваа). Затем спрашивает, какой слог слышится в начале слова, в конце слова.

"Отгадай слово" - логопед называет первый слог и предлагает конец слова подобрать детям (можно использовать картинку). То же задание затем используется и с последним слогом.

Знакомство с началом и концом слова предваряет работу по ознакомлению дошкольников с понятием "ударение" в слове. Умение слышать ударный слог, выделять ударение в слове важно не только для подготовки детей к обучению чтению и письму, но и для последующего усвоения языка в школе (например, правописание безударных гласных). Логопед обращает внимание детей на то, что слоги в словах звучат неодинаково - один из слогов произносится более протяжно. Повторив слово несколько раз, логопед просит детей точно так произнести его. Далее можно провести несколько игровых упражнений. Предложить детям найти ударение в своем имени, придумать двусложные слова с ударением на первом слоге, на втором слоге.

"Загадки" - отгадать загадки, разделить слова на слоги, записать на доске, поставить ударение.

Таким образом, последовательно усложняя задания, логопед помогает детям осознать слоговое строение слова, формирует у дошкольника элементарные знания о фонетической структуре слова, что облегчает детям усвоение последующих знаний.

Больше внимания уделяю формированию у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучению их звуковому анализу слова. С помощью своих занятий  закрепляю у воспитанников умение выделить звук в слове, определить его качественные характеристики, пополняю словарный запас, совершенствую культуру речи.

В результате работы  у детей развиваются творческие способности, приобретаются новые знания, умения и навыки, что обеспечивает развитие собственной активности ребёнка и саморазвития, и готовность ребёнка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет на тему: «Использование игровых приемов в обучении дошкольников грамоте"

Творческий отчет на тему: «Использование игровых приемов в обучении дошкольников грамоте»....

Проект по обучению дошкольников грамоте с применением метода наглядного моделирования.

Данная тема проекта актуальна, в связи с тем, что основной задачей логопедической работы с детьми с ОНР является качественная подготовка к  овладению элементами грамоты....

Формы формирования звуковой культуры речи. Этапы обучения дошкольников правильному звукопроизношению.

Звуковая сторона речи представляет собой единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. в современной лмтературе рассматриваются несколько аспектов звуко...

Консультация для педагогов «Основные этапы обучения дошкольников игре в настольный теннис»

Консультация для педагогов «Основные этапы обучения дошкольников игре в настольный теннис»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 121 ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ по пособию «Обучение дошкольников грамоте. Подготовительная к школе группа» автор: Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова , Л.Н.Невская

Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с:  Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред...

Выступление на совещании при заведующем на тему "Этапы обучения дошкольников грамоте"

Выступление на совещании при заведущем "Этапы обучения дошкольников грамоте"....

Этапы обучения детей грамоте в логопедической группе

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то ...