ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Лучкина Юлия Андреевна

Работая логопедом на логопедическом пункте в детском саду, я обратила внимание, что детей, нуждающихся в помощи логопеда, год от года становится все больше. Устная речь детей бедна как по содержанию, так и по своему внешнему выражению. Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребёнка, эффективность его обучения. Нарушения речи детей носят системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении.   Это значит, что возникает необходимость в проведении направленной профилактической работы по предупреждению или смягчению речевых дефектов у детей дошкольного возраста. С этой целью мной проводится кружковая работа с детьми среднего и старшего возраста. Передо мной стала задача в проведении таких занятий, чтобы дети, отдыхая, учились и развивались.

В своём кружке «Сказка детям помогает - речь, мышление, воображение развивает»,  я использую инновационную технологию  – «сказкотерапию», которая будет способствовать развитию связной речи, расширению словаря, коррекции грамматического строя речи, формированию навыков общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:


МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №15 п.Новопавловка»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Выполнила: учитель-логопед

Лучкина Юлия Андреевна

2014г.

Пояснительная записка

Работая логопедом на логопедическом пункте в детском саду, я обратила внимание, что детей, нуждающихся в помощи логопеда, год от года становится все больше. Устная речь детей бедна как по содержанию, так и по своему внешнему выражению. Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребёнка, эффективность его обучения. Нарушения речи детей носят системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении.   Это значит, что возникает необходимость в проведении направленной профилактической работы по предупреждению или смягчению речевых дефектов у детей дошкольного возраста. С этой целью мной проводится кружковая работа с детьми среднего и старшего возраста. Передо мной стала задача в проведении таких занятий, чтобы дети, отдыхая, учились и развивались.

В своём кружке «Сказка детям помогает - речь, мышление, воображение развивает»,  я использую инновационную технологию  – «сказкотерапию», которая будет способствовать развитию связной речи, расширению словаря, коррекции грамматического строя речи, формированию навыков общения.

Термин "сказкотерапия" у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения. И говоря сегодня о применении сказок, мы, в первую очередь, понимаем под этим способы передачи знаний о духовном мире и социальной реализации человека, воспитательную систему, близкую природе человека.

Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекал детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, в принцев и принцесс, в птиц и животных, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем, будучи просто Петей, Мишей, Галей, Таней.

Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. Сказки, прочитанные ребенку в спокойной душевной обстановке, бессомненно, принесут пользу. Если бы у маленького Саши Пушкина не было бы такой замечательной няни, мир мог бы не увидеть впоследствии великого поэта.

К сожалению, наши дети воспитываются не столько на народных сказках, сколько на диснеевских мультфильмах. И это является большим упущением родителей в деле воспитания детей. Многие малыши не слышали ни о Колобке, ни о Красной Шапочке, ни о Репке, и очень жаль. Потому что дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Поэтому очень важно бережно относится к устному народному творчеству.

Активно включая сказки в свои занятия, я считаю, что они развивают фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учат малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе.

Используя в своей работе с детьми сказкотерапию, я обязательно учитываю следующие особенности:

  • Речевой статус детей;
  • Недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; недостаточное стремление к познавательному общению с взрослыми; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);
  • Специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).

Считаю нужным отметить, что выше перечисленные особенности детей приносят свою специфику в совместную деятельность учителя-логопеда с элементами сказкотерапии. Поэтому мне хотелось бы отметить особенности выбора сказки:

  • Используются простые, хорошо знакомые ребёнку сказки, например «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Три поросёнка» и т.д;
  • Сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;
  • Отбор языковых средств доступных всем детям группы.

По каждой сказке проводятся три занятия: слушаем, рассказываем и проживаем сказку. В будущем цель такая, что бы добиться умения проигрывать сказки в рамках занятия. Практика показывает, что наши дети не умеют слушать сказки, а именно – вслушиваться в них. Поэтому, чтение сказки сопровождается картинным материалом, и это помогает детям в дальнейшем ответить на поставленные перед ними вопросы, а на следующем занятии – рассказать сказку. Каждое занятие (прочтение или рассказывание сказки) обязательно сопровождается логопедическими играми.

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий, мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счет включения эмоционального компонента в образовательный материал. Интегрирую коррекционные задачи в принятые сегодня образовательные области: познание, коммуникация, безопасность, социализация, чтение художественной литературы, здоровье.

Особый акцент в программе сделан на использование средств ИКТ, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Цель: развитие связной речи посредством русской народной сказки.

Задачи:

  • Развитие фразовой речи в процессе ответов на вопросы;
  • Формирование навыков общения;
  • Развитие эмоционально-волевой сферы детей;
  • Воспитание доброты, отзывчивости, любви к природе, к своим близким, к своей Родине.
  •  Развивать связную речь детей.
  •  Подводить к умению:
  • • выразительно интонировать голоса героев сказки;
  • • использовать образные выражения при пересказе сказки;
  • • выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.
  •  Совершенствовать:
  • • лексико-грамматические средства языка;
  • • звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
  • Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
  • Укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.
  •  Вовлечь родителей в единое пространство «семья - детский сад».

Сроки реализации.

1 этап – подготовительный с 01.08.2012г по 15.09.2013г.

2 этап – основной с 16.09.2013г по 01.05.2014г.

3 этап – заключительный с 01.05.2014г по 15.05.2014г.

Подготовительный этап.

• Создание рабочей группы.

• Изучение литературы по данной проблеме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.

• Изучение современных требований к содержанию и организациикружка

• Диагностика детей с нарушениями речи.

• Анкетирование родителей.

• Создание кружка «Сказка детям помогает - речь, мышление, воображение развивает»

• Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.

• Определение личного вклада каждого участника проекта.

• Разработка плана работы кружка «Сказка детям помогает - речь, мышление, воображение развивает»

• Подготовка материальной и методической базы (аудиотехника для музыкального оформление спектаклей; театральные уголки для

самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, элементы костюмов, простые декорации.)

• Разработка критериев эффективности проекта.

Критерии эффективности.

• Звукопроизношение

• Фонематические процессы

• Лексико-грамматические категории

• Связанная речь

• Общая и мелкая моторика

Основной этап.

  • Занятия кружка «Сказка детям помогает - речь, мышление, воображение развивает»
  • Показ театрализованных представлений для детей и родителей.

Заключительный этап.

  • Итоговое мероприятие «Праздник красивой речи».
  • Анализ достигнутых результатов.

Программа предусматривает проведение традиционных занятий, инсценировку содержания сказок.

Программа кружка рассчитана на 8 занятий в месяц.

Ожидаемые результаты

Развитие речи дошкольников – логопатов:

• успешное овладение грамотной и связной речью.

• выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;

• использование образных выражений при пересказе сказок;

• выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;

• грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;

• совершенствование звуковой стороны речи;

• усиление интереса к занятиям;

Дети должны научится лепить, изготавливать из бумаги и других подручных материалов героев сказки.

Родители будут вовлечены в единое пространство «семья - детский сад»;

Повысится культурный уровень дошкольников.



Предварительный просмотр:

Занятие №1 (сказка «Репка»)

Логопедическая разминка

Артикуляционная гимнстика

  1. «Лопаточка»  
    широкий язык высунуть,  расслабить,  положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
    2
    . «Чашечка» 
    рот широко раскрыть. Широкий язык поднять к верху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.
    1. «Часики» 
    высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15-20 раз.
    2
    . «Лошадка» 
    присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку Проделать 10-15 раз.

Дыхательная гимнастика


Петушок

Крыльями взмахнул петух,

 Всех нас разбудил он вдруг.

И.п. – о.с.

1 – поднять руки в стороны (вдох);

2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох).

Дыхание

Тихо-тихо мы подышим,

 Сердце мы свое услышим.

И.п. – о.с.

1 – медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширятся – прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 сек;

2 – плавный  выдох через нос.

I. Организационный момент.


  • Отгадайте, с какой сказкой мы сегодня будем знакомиться на занятии:


Чтобы урожай собрать, 

Дедушке пришлось позвать: 

Бабку, внучку, 

Жучку, кошку 

Да еще мышонка-крошку. 

Так в земле сидела крепко 

Жёлтая большая... (репка).


^ Чтение сказки «Репка».


Посадил дед репку и говорит: «Расти, расти, репка, сладкая и крепкая!»

Выросла репка сладкая, крепкая, большая-пребольшая. Пошёл дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку.. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут - и вытянули репку.

Демонстрация презентации из рисунков по сказке «Репка» (прилагается)


Игра «Назови ласково».


Репа - репка, репочка. Жучка - Жученька.

Дед - дедушка. Кошка - кошечка.

Бабка - бабушка. Мышка - мышенька. 

Внучка - внученька.


^ Развитие общей моторики «Репка».


Расти большая, репка,

(Дети приседают и медленно поднимаются.)

Вырастай крепкая,

(Сжимают и разжимают кулачки обеих рук.)

Сладкая да белая,

(Выполняют упражнение «Замок» несколько раз.)

Чтоб детвора поела!

(Хлопают в ладоши.)


^ Беседа по сказке «Репка».


Вопросы:


  • Почему дед не смог вытащить репку один?
     (Большая, тяжёлая, растёт в земле.)

  • Кто помогал деду тащить репку?

  • Как все тащили репку? (Дружно, с удовольствием, все помогали друг другу.)

  • Как ты думаешь, меняется ли настроение у героев в начале и конце сказки? Почему?

Отгадывание загадок.
Не говорит и не поёт, 
А кто к хозяину идёт, 
Она знать дает.
(Собака.)

Мохнатенькая, зубастенькая, 
Молоко пьёт, песенки поёт.
(Кошка.)

Маленький шарик 
Под лавкой шарит.
(Мышка.)

 Знакомство детей с пословицами.

Своя семья - самые верные друзья.

Без труда нет добра.

Будешь трудиться - будешь кормиться.


Итог занятия.

- Какой вывод мы сделаем, прочитав эту сказку? (Дружба помогает выполнять трудную работу.)

Занятие №2 (сказка «Репка»)

Логопедическая разминка

Артикуляционная гимнстика

 «Иголочка» 
рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 сек.
 «Горка» 
рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.
 «Грибок»
 раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.
«Качели»  
высунуть узкий язык. Тянуть языком попеременно то к носу,  то к подбородку. Рот при этом не  закрывать.   Упражнение  проводиться  под счет логопеда 10-15 раз.

Дыхательная гимнастика

Гуси летят

Гуси высоко летят.

 На детей они глядят.

И.п. – о.с.

1 – руки поднять в стороны (вдох);

2 – руки опустить вниз со звуком «г-у-у» (выдох)

Ёжик

Ёжик добрый, не колючий,

 Посмотри вокруг получше.

И.п. – о.с.

1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом;

2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.)

I. Организационный момент.

Вспоминаем тему прошлого занятия.

Просмотр мультфильма по сказке «Репка» (прилагается)

Массаж лица, рук и шеи

Гордится морж усами              Рисуем усы

И острыми клыками                Стучим пальчиками по щёчкам

На краю Земли живёт              Массаж головы

Где снег вокруг и лёд              Ноготками царапаем шейку

Пальчиковая гимнастика

Рыбка

Рыбка в озере живёт
Рыбка в озере плывёт
(ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
(ладошки соединить у основания и так похлопать)

Иллюстрирование сказки «Репка»

Итог занятия:

Просмотр рисунков, выбор любимого персонажа сказки

Занятие №3 (сказка «Репка»)

Логопедическая разминка

Артикуляционная гимнстика

 «Трубочка» 
высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.
 «Вкусное варенье»
высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.
 «Змейка» 
рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
«Маляр»  
высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.

Дыхательные упражнения


Крылья

Крылья вместо рук у нас,

 Так летим – мы высший класс.

И.п. – ноги слегка расставлены.

1 – руки через стороны поднять вверх (вдох);

 2 – опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох).

Поднимемся на носочки

Хорошо нам наверху!

 Как же вы без нас внизу?

И.п. – ноги слегка расставлены.

1 – подняться на носки. Одновременно поднимая руки и посмотреть на них (вдох);

2 – медленно присесть (спина прямая), колени в стороны, руки вперед и произнести звук «ш-ш-ш» (выдох).

Инсценировка сказки «Репка» (во 2-ой младшей группе)

Итог занятия: Обсуждение выступления, что понравилось, что удалось. Прощание со сказкой «Репка»

Занятие №4 (сказка «Колобок»)

Логопедическая разминка

Артикуляционная гимнстика

 «Лопаточка»  
широкий язык высунуть,  расслабить,  положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
2
. «Чашечка» 
рот широко раскрыть. Широкий язык поднять к верху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.
3
. «Иголочка» 
рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 сек.

Дыхательные упражнения

Ушки

Ушки слышать все хотят

  Про ребят и про зверят.

И.п. – о.с.

1 – наклон головы вправо – глубокий вдох;

2 - наклон головы влево – произвольный выдох. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево ушки должны быть как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось.

Задувание свечи

(энергетизированное дыхание)

 Нужно глубоко вдохнуть,

 Чтобы свечку нам задуть.

И.п. – ноги на ширине плеч.

1 – сделать свободный вдох и задержать дыхание, пока это приятно;

2 - губы сложить «трубочкой», сделать 3 коротких выдоха, условно стараясь задуть горящую свечу – «фу-фу-фу». Во время упражнения корпус держать прямо.

Организационный момент.


  • Отгадайте, с какой сказкой мы сегодня будем знакомиться на занятии:


Из муки он был печён, 

На сметане был мешён. 

На окошке он студился, 

По дорожке покатился. 

Был он весел, был он смел, 

И в пути он песни пел. 

Съесть его хотел зайчишка, 

Серый волк и бурый мишка. 

А когда малыш в лесу 

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог. 

Что за сказку? ... («Колобок».)


^ Чтение сказки «Колобок».

♥ ♥ ♥ Жили-были старик со старухой. Вот однажды старик говорит:

- Испеки-ка мне, старуха, колобок, что-то есть очень хочется.

- А из чего испечь, муки-то нету?

- А ты по амбару поскреби, по сусеку помети, глядишь, и наскребешь муки на колобок.Пошла старуха, по амбару поскребла, по сусеку помела и наскребла немного муки.Замесила тесто на сметане, состряпала колобок, пожарила его на масле и на окошко студить положила.Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на завалинку, с завалинки – на травку, с травки – на дорожку, а по дорожке – прямо в лес.

Катится колобок по дороге, навстречу ему заяц:

- Колобок, колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:

Я колобок, колобок,
По амбару скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешан,
В печку посажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, подавно уйду!

И покатился по дороге – только заяц его и видел! Катится колобок, катится, а навстречу ему серый волк:

- Колобок, колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою:

Я колобок, колобок,
По амбару скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешан,
В печку посажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волк, подавно уйду!

И покатился по дороге – только волк его и видел! Катится колобок, катится, а навстречу ему медведь:

- Колобок, колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, косолапый, я тебе песенку спою!

Я колобок, колобок,
По амбару скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешан,
В печку посажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, медведь, подавно уйду!

И покатился – только медведь его и видел! Катится колобок, катится, а навстречу ему лиса:

- Колобок, колобок, спой мне песенку!

Колобок и запел:

Я колобок, колобок,
По амбару скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешан,
В печку посажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лиса, нехитро уйти!

А лиса говорит:

- Хорошо поёшь, да слышу я плохо. Колобок, колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок.

Колобок вскочил лисе на нос и запел погромче: Я колобок, колобок,
По амбару скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешан,
В печку посажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лиса…

Не успел допеть, лиса его «ам» – и съела!


^ Игра «Назови ласково».


Румяный колобок - румяненький колобочек. 

Трусливый заяц - трусливенький зайчик. 

Серый волк - серенький волчишко. 

Неуклюжий медведь - неуклюженький медвежонок. 

Хитрая лиса - хитренькая лисичка.


Игра «Кто внимательный».


  • Назови, из каких продуктов бабка замесила тесто?
     (Мука, масло, сметана.)

  • Назови, в какой последовательности бабка делала колобок. (Амбар мела, сусеки скребла, тесто места, в печку сажала, на окне студила.)

  • Назови, какие части дома встречаются в сказке?
     (Окно, дверь, порог, сени, крыльцо.)




 Развитие общей моторики.


ЗАЙЧИК

Руки сомкнуты перед грудью, кисти опущены. Ребенок скачет, передвигаясь одновременно на двух ногах вперед, назад, вбок. Пугливо оглядывается.

ЛИСИЧКА

Руки перед грудью. Мягко переступаем на носочках - «крадёмся». Поворачиваем голову вправо, влево. Оборачиваемся на ходу, оглядывая свой «пушистый хвост».

МИШКА

Руки опущены. Тело слегка наклоняется вперед. «Медведь» переваливается с ноги на ногу.

Беседа по сказке «Колобок».


Вопросы:


  • Были рады дед и баба Колобку?

  • Как отнеслись к Колобку заяц, волк и медведь?

  • Каким оказался Колобок?
     (Хвастливым.)

  • Какой оказалась лиса?
     (Хитрой.)

  • У кого в сказке были длинные уши?

  • У кого рыжая шубка и пушистый хвост?

  • У кого вкусный бочок, нет ни рук, ни ног?

  • У кого серая шуба, острые зубы?


Отгадывание загадки. 


Задание. Нарисуй отгадку.

На сметане мешён, 

На окошке стужён. 

Круглый бок, румяный бок 

Покатился... (Колобок).

Знакомство детей с пословицами.


^ Наперёд времени не хвастай.

Собой не хвастай, дай наперёд похвалить себя людям. 

^ Кто скромней, тот умней. 

Не хвали сам себя, жди, пока люди похвалят. 

Скромность всякому к лицу.

Итог занятия.


  • Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку?
     (Не будь хвастлив раньше времени.)

Занятие №5 (сказка «Колобок»)

Артикуляционная гимнастика

«Грибок»
 раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.
«Качели»  
высунуть узкий язык. Тянуть языком попеременно то к носу,  то к подбородку. Рот при этом не  закрывать.   Упражнение  проводиться  под счет логопеда 10-15 раз.
«Вкусное варенье»
высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.

Дыхательная гимнастика


Удивимся

Удивляться чему есть –

 В мире всех чудес не счесть.

И.п. – о.с., сделать спокойный вдох;

1 – медленно поднять плечи, одновременно делая выдох;

2 – и.п.

Плечи

Поработаем плечами,

 Пусть танцуют они сами.

И.п. – о.с.

1 – плечи вперед. Медленно скрещивая перед собой опущенные руки и делая свободный вдох;

2 – медленно отвести плечи назад, сводя лопатки и одновременно выдыхая.

Организационный момент

Вспоминаем тему прошлого занятия

Просмотр мультфильма по сказке «Колобок»

Подвижное упражнение

Прыжки с продвижением вперед, руки на пояс.
Скачут зайцы –
Прыг да скок –
На лесной опушке,
А у зайчиков торчат
Ушки на макушке.

Пальчиковая гимнастика

Сапожник


Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой - молоток.

Мастер, мастер,
Помоги -
 
Прохудились
 
Сапоги.
 
Забивай покрепче
Гвозди -
Мы пойдем сегодня
 
В гости!

Аппликация по сказке «Колобок»

Итог занятия: Выражаем свои эмоции и впечатления по занятию. Что понравилось, что лучше всего получилось

Занятие №6 (сказка «Колобок»)

Артикуляционная гимнастика

Упражнение "Маляр"
Цель: учить ребенка поднимать язык вверх.
Выполнение: улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. 
Упражнение "Чьи зубы чище?"
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть им.
Выполнение:  приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.
Методические указания.
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 
3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Дыхательная гимнастика

Гудок парохода

Прогудел наш пароход,

 В море всех он нас зовет.

И.п. – о.с.

1 – через нос с шумом набрать воздух;

2 – задержать дыхание на 1-2 сек;

3 – с шумом выдохнуть через губы, сложенные «трубочкой», со звуком «у-у-у» (выдох удлинен).

Носик

Мы немного помычим

  И по носу постучим.

И.п. – о.с.

1 – сделать вдох через нос;

2 – на выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая по крыльям носа указательными пальцами.

Организационный момент

Чтение сказки «Колобок» по ролям (используя пальчиковый театр)

Инсценировка сказки «Колобок» (в средней группе)

Итог занятия: Обсуждение выступления, что понравилось, что удалось. Прощание со сказкой «Колобок»

Занятие №7 (сказка Теремок»)

Артикуляционная гимнастика

«Змейка» 
рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
«Маляр»  
высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.
«
Катушка» 
кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывать вперед и убирать вглубь рта. Проделать 15 раз.

Дыхательные упражнения

Барабанщик

Мы слегка побарабаним

 И сильнее сразу станем.

И.п. – ноги на ширине ступни, руки на поясе.

1 – присесть, похлопать по коленям (выдох);

2 – и.п. со звуком «бам-бам-бам» (вдох).

Самолет

Полетим на самолете,

 Будем сильными в полете.

 И.п. – лежа на животе, опора на предплечья.

1–3 – прогнуться, приподнять голову, плечи, ноги прямые, руки в стороны (вдох);

4 – и.п. (выдох).

Организационный момент.


- Отгадайте, с какой сказкой мы сегодня будем знакомиться занятии:

Что за домик у дорожки – 

Разноцветные окошки. 

Звери в домике живут. 

Как же домик тот зовут?

(Теремок.)

Чтение русской народной сказки «Теремок».

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка!

— А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик.

— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— А ты кто?

— А я волчок-серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок-серый бочок.

— А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— А я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь.

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побе-гайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

 Игра «Назови ласково».


Маленькая мышь - малюсенькая мышка. 

Зелёная лягушка - зелёненькая лягушечка.

Трусливый заяц - трусливый зайчик. 

Рыжая лиса -рыженькая лисичка.

Серый волк - серенький волчок.

Неуклюжий медведь  неуклюжий медведюшко.

Демонстрация презентации из рисунков по сказке «Теремок»

Развитие общей моторики «Зайка».


Зайка по лесу скакал, 

(Руки перед грудью.)

Зайка корм себе искал.

(Подскоки на двух ногах.)

Вдруг у зайки на макушке 

Поднялись, как стрелки, ушки.

(Указательным и средним разведёнными пальцами изображаем «ушки».)

Шорох тихий раздаётся: 

Кто-то по лесу крадётся. 

(Пугливо оглядывается.)

Заяц путает следы, 

Убегает от беды. 

(Скачет, бежит по кругу, «петляет».)

Беседа по сказке «Теремок».


Вопросы:


  • Кто первым нашёл теремок?

  • Осталась ли мышка-норушка одна жить в теремке?

  • Кто стал с нею жить?

  • Что случилось, когда пришёл волк?

  • Хотел ли огорчить зверей медведь?

  • Что делали звери в конце сказки?


Отгадывание загадок.


Маленький рост, 

Длинный хвост. 

Серая шубка, 

Острые зубки.

(Мышка.)

Скачет зверушка, 

Не рот, а ловушка. 

Попадут в ловушку 

И комар, и мушка.

(Лягушка.)

Рыжее облако за белым гонится, 

Поймать не может.

(Лиса и заяц.)

Серый, зубастый, 

По полям рыщет, 

Телят, ягнят ищет.

(Волк.)

Большой, мохнатый, 

Грозится лапой. 

Может громко зареветь, 

Коль рассердится ... (медведь).

Знакомство детей с пословицами.


Сноровка и уменье  в беде спасенье. 

^ Что трудно даётся, то и приятно. 

У кого сноровка, тот и работает ловко. 

Вместе жить  всё делить. 

Дружить - легче жить.

Итог занятия.


  • Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? 
    (Дружить - легче жить.)

Занятие №8 (сказка Теремок»)

Артикуляционная гимнастика

«Иголочка» 
рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 сек.


«Горка» 
рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.


«Трубочка» 
высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

 «Часики» 
высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15-20 раз.

Дыхательные упражнения

Прыжки

Прыгнем влево, прыгнем вправо,

 А потом начнем сначала.

И.п. – руки на поясе.  1–4 –подпрыгивания на двух ногах на месте с поворотом вправо – влево.  Чередовать с ходьбой. 2 раза по 20 подпрыгиваний.

Дышим тихо, спокойно, плавно

Все мы медленно подышим,

 Тишину вокруг услышим.

И.п. – о.с.  медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу. Затем плавный выдох через нос.


Организационный момент

Вспоминаем тему прошлого занятия.

Просмотр мультфильма по сказке «Теремок» (прилагается)

Пальчиковая гимнастика

Солнышко

Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже.
 (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
 
(делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся
 
(хлопаем в ладоши)

Тесто

Тесто мы месили (сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили
 (ладошки лепят)
Шлёп, шлёп,
 
Шлёп, шлёп
Слепим мы большой пирог!
 (разводим руки)

Лепка героев сказки

Итог занятия: Обмениваемся впечатлением по проделанной работе. Выбор любимого персонажа сказки.

Занятие №9 (сказка «Теремок»)

Артикуляционная гимнастика

Упражнение "Присоси конфетку"
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
Выполнение: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски и попросить ребенка приклеить кусочек к небу за верхними   зубами.

Упражнение "Грибок"
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и не отпуская языка, открывать рот. Губы находятся в положении "улыбки". При повторении упражнения рот надо стараться открывать все шире и все дальше язык в верхнем положении.
Методические указания.
1.  Когда открывается рот, следить, чтобы губы были не подвижны.
2.  Открывать и закрывать рот, удерживая в верхнем положении под счет от 3-10.


Дыхательные упражнения

Насос

Накачаем мы воды,

 Чтобы поливать цветы.

1 -  наклон туловища в правую сторону (вдох);

2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох).

Дыхание

Подыши одной ноздрей,

 И придет к тебе покой.

Организационный момент

Чтение сказки «Теремок» по ролям

Инсценировка сказки (во 2-ой младшей группе)

Итог занятия: Обсуждение выступления, что понравилось, что удалось. Прощание со сказкой «Теремок»

Занятие №10 (сказка «Три медведя»)

Артикуляционная гимнастика

Упражнение "Гудит пароход"
Цель: вырабатывать подъём спинки языка вверх.
Выполнение упражнения. Приоткрыть рот и длительно произносить звук "Ы" (как гудит пароход).
Методические указания. 
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Упражнение "Индюки"
Цель: вырабатывать подъём языка вверх и подвижность его передней части.
Выполнение упражнения. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед - назад, стараясь не отры¬вать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем убыстрять темп и добавлять голос, пока не послышатся звуки "бл - бл" (как индюк болбочет). 
Методические указания.
1. Следить, чтобы кончик языка был широким, не сужался.
2. Чтобы движения языком вперед были вперед - назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед.

Дыхательные упражнения

Хлопок

Солнце мы хлопком все встретим,

 Так полет свой мы отметим.

И.п. – ноги слегка расставлены.

1 – поднять руки вверх (вдох);

2 – хлопнуть в ладоши, сказав «хлоп» (выдох);

3 – развести руки в стороны (вдох);

4 – и.п. (выдох).

 Пчелы

Мы представим, что мы пчелы,

 Мы ведь в небе – новоселы.

И.п. – ноги слегка расставлены.

1 – развести руки в стороны (вдох);

2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох).

Организационный момент.


  • Отгадайте, с какой сказкой мы сегодня будем знакомиться на занятии:


Чашки три и три постели. 

Стульев тоже три, смотри, 

И жильцов здесь в самом деле 

Проживает ровно три. 

Как увидишь, сразу ясно: 

В гости к ним ходить опасно. 

Убегай, скорей, сестричка, 

Из окна лети, как птичка. 

Убежала! Молодец! 

Значит, сказке всей конец. 

По слогам читают дети 

Это сказка... («Три медведя»).

Чтение русской народной сказки «Три медведя».

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит, в домике никого нет, и вошла.

В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты: одна — столовая, другая — спальня.

Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михаиле Ивановича. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина. Третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — для Михаиле Иваныча, другой поменьше — Настасьи Петровнин, и третий, маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин.

Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колена и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михаилы Иванычева, другая средняя — Настасьи Петровнина, и третья маленькая — Мишенькина.

Девочка легла в большую — ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать.

Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

- КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ!

Настасья Петровна посмотрела на свою чашку и зарычала не так громко:

— КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ!

А Мишутка увидел свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:

— Кто хлебал в моей чашке и все выхлебал!

Михаиле Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

- КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА!

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

- КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА!

Мишутка взглянул на свой поломанный стульчик и пропищал:

— Кто сидел на моем стуле и сломал его!

- КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ! - заревел Михайло Иваныч страшным голосом.

- КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ!- — зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тоненьким голосом:

— Кто ложился в мою постель!

И вдруг он увидел девочку и завизжал так, как будто его режут:

— Вот она! Держи, держи! Вот она! Вот она! Ай-яяй! Держи! Он хотел ее укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.



Игра «Назови ласково».


Вкусная ягода - вкусненькая ягодка. 

Маленький стол - малюсенький столик. 

Деревянная ложка - деревянная ложечка. 

Синяя чашка - синенькая чашечка. 

Деревянная кровать - деревянная кроваточка.


  1. ^ Игра «Сосчитай».


2 гриба, 5 грибов. 2 ложки, 5 ложек.

2 дерева, 5 деревьев. 2 чашки, 5 чашек.

2 избушки, 5 избушек. 2 кровати, 5 кроватей.

2 стула, 5 стульев. 2 подушки, 5 подушек.

Развитие общей моторики «Медведь».


Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит.

(Ребёнок, слегка согнувшись, идёт «вперевалочку», «загребает» слегка согнутыми ногами.)

Находит в дуплах мёд

И в рот его кладёт.

(Изображает, как он достаёт и ест мёд.)

Облизывает лапу Сластёна косолапый,

А пчёлы налетают, Медведя прогоняют.

(Отмахивается от пчёл.)

А пчёлы жалят мишку:

- Не ешь наш мёд, воришка!

(Дети щиплют себя за нос, губы, щёки, ладошки, изображая жалящих пчёл.)

Бредёт лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.

(Идёт «вперевалочку».)

Ложится, засыпает

И пчёлок вспоминает.

(Ладошки под голову, глаза закрывают.)

Демонстрация презентации из рисунков по сказке

 Беседа по сказке «Три медведя». Вопросы:
Куда пошла девочка? Зачем?

Почему девочка заблудилась в лесу?

Куда она зашла?

Сколько комнат было в избушке?

Что делала девочка в столовой?

Какие стулья были в столовой?

Что случилось с маленьким стульчиком?
Что увидела девочка в другой горнице?

В какую кроватку легла девочка и почему?

Что увидели медведи в столовой, когда пришли домой?
Что сказал каждый медведь?

Что увидели медведи в другой комнате?

Что хотел сделать Мишутка, когда увидел девочку в своей постели?

Как отнеслись к её поведению медведи?

Как девочка убежала из домика медведей?

Правильно ли девочка вела себя?

 Отгадывание загадок.

Если я пустой бываю, 

Про тебя я забываю, 

Но когда несу еду, 

Мимо рта я не пройду.

(Ложка.)


Это комната для сна, 

В ней обычно тишина. 

В уголке кровать стоит,

Рядом с ней ночник горит.

(Спальня.)


Бабушка пирог печёт, 

Запах в комнату идёт, 

От игрушек отвлекает 

И работать мне мешает.

(Кухня.)


Кто в берлогу спать ложится, 

Волк, медведь или лисица?

(Медведь.)


Меня узнайте, кто же я?

И создана я для питья. 

За ручку все меня берут, 

Из меня чай и кофе пьют.

(Чашка.)


Мы в неё щи и бульон наливаем, 

Моем её и вновь наполняем.

Если бы ей улететь довелось, 

Трудно бы нам без неё бы пришлось.

(Тарелка.)


Если ты захочешь спать, 

В спальне ждёт тебя ... (кровать).

Чтобы ноги отдохнули, 

Посиди-ка ты на... (стуле).

С пирогами чай попьём 

За обеденным ... (столом).


Знакомство детей с пословицами.


Доброму гостю и хозяин рад. 

^ Будь приветлив, да не будь назойлив.

 Итог занятия.


-Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? (Веди себя везде и всегда культурно, и тебе будут все рады.

Занятие №11(сказка «Три медведя»)

Артикуляционная гимнастика

«Иголочка» 
рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 сек.
 «Горка» 
рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.
«Трубочка» 
высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Дыхательные упражнения


Маятник

Влево, вправо, влево, вправо,

 А затем начнем сначала.

И.п. – руки на поясе (вдох).

1 – наклон вправо (выдох);

2 – и.п. (вдох);

3 – наклон влево (выдох);

4 - и.п. (вдох).

Выдох со звуком «т-у-у-х».

 Радуга, обними меня

И.п. – о.с.

1 – полный вдох носом с разведением рук в стороны;

2 – задержать дыхание на 3-4 сек;

3 – растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот  грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы поднимая плечи: одна рука идет под мышку, другая – на плечо.

Организационный момент

Вспоминаем тему прошлого занятия.

Просмотр мультфильма по сказке «Три медведя» (прилагается)

Массаж лица, рук и шеи

Гордится морж усами              Рисуем усы

И острыми клыками                Стучим пальчиками по щёчкам

На краю Земли живёт              Массаж головы

Где снег вокруг и лёд              Ноготками царапаем шейку

Пальчиковая гимнастика

Рыбка

Рыбка в озере живёт
Рыбка в озере плывёт
(ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
(ладошки соединить у основания и так похлопать)

Иллюстрирование сказки «Три медведя»

Итог занятия:

Просмотр рисунков, выбор любимого персонажа сказки

Занятие №12 (сказка «Три медведя»)

Артикуляционная гимнастика

«Качели»  
высунуть узкий язык. Тянуть языком попеременно то к носу,  то к подбородку. Рот при этом не  закрывать.   Упражнение  проводиться  под счет логопеда 10-15 раз.
«Вкусное варенье»
высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.
«Змейка» 
рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
«Маляр»  
высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.

 Дыхательные упражнения


Воздушный шар поднимается вверх

Ты, как шарик, полети,

 Сверху землю огляди.

И.п. – о.с.: одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и на плечах.

1 – поднять плечи и ключицы (вдох);

2 – опустить плечи и ключицы (выдох).

Очищающее «ха» - дыхание

Друг за друга мы - горой,

 Посмеёмся над бедой.

И.п. – ноги на ширине плеч.

1 – сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх;

2 – задержать дыхание, пока это приятно. Открыть рот, расслабить гортань, сделать энергичный выдох через рот, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («ха»);

3 – медленно выпрямится и отдохнуть. Выдыхать воздух следует с облегчением, как будто освобождаясь от забот

Инсценировка сказки «Три медведя» (в средней  группе)

Итог занятия: Обсуждение выступления, что понравилось, что удалось. Прощание со сказкой «Три медведя»

Занятие №13 (сказка «Заюшкина избушка»)

Артикуляционная гимнастика

Упражнение "Гудит пароход"
Цель: вырабатывать подъём спинки языка вверх.
Выполнение упражнения. Приоткрыть рот и длительно произносить звук "Ы" (как гудит пароход).
Методические указания. 
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Упражнение "Индюки"
Цель: вырабатывать подъём языка вверх и подвижность его передней части.
Выполнение упражнения. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед - назад, стараясь не отры¬вать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем убыстрять темп и добавлять голос, пока не послышатся звуки "бл - бл" (как индюк болбочет). 
Методические указания.
1. Следить, чтобы кончик языка был широким, не сужался.
2. Чтобы движения языком вперед были вперед - назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед.


 Дыхательная гимнастика

Покачаемся

Чтобы правильно дышать,

 Себя нужно раскачать.

И.п. – о.с.    

1 – медленно наклониться вперед, сгибая позвоночник только в грудном отделе и делая выдох;

2 – медленно распрямиться, прогнуться назад, делая выдох.

Погладь бочок

Мы погладим свой  бочок

 От плеча до самых ног.

И.п. – о.с.

1 – медленно поднимать правую руку, скользя ею по туловищу и поднимая плечо (вдох);

2 – опустить руку и плечо (выдох).

То же, выполнить в другую сторону.

 Организационный момент.

Отгадайте, с какой сказкой мы будем сегодня знакомиться:


Снежный терем у лисицы Убежал весной водицей. К зайке попросилась в дом. Кто прогнал её потом?

(«Заюшкина избушка».)

Чтение сказки «Заюшкина избушка».

Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
- У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!
Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:
- Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!
- Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?
Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.
На другой день лиса опять просится:
- Пусти меня, заюшка, на крылечко.
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко.
 
На третий день лиса опять просит:
- Пусти меня, заюшка, в избушку.
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просилась, просилась лиса, пустил ее заяц в избушку.
Сидит лиса на лавке, а зайчик - на печи.
На четвертый день лиса опять просит:
- Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просила, просила лиса, да и выпросила - пустил ее заяц и на печку.
Прошел день, другой - стала лиса зайца из избушки гнать:
- Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!
Так и выгнала.
Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы утирает. Бегут мимо собаки:
- Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорят собаки. - мы ее выгоним.
- Нет, не выгоните!
- Нет, выгоним!
Пошли к избушке.
- Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!
А она им с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугались собаки и убежали.
Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк:
- О чем, заинька, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорит волк, - я ее выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, и ты не выгонишь.
- Нет, выгоню!
Пошел волк к избе и завыл страшным голосом:
- Уыыы... Уыыы... Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался волк и убежал.
Вот заинька опять сидит и плачет. Идет старый медведь:
- О чем ты, заинька, плачешь?
- Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорит медведь, - я ее выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.
- Нет, выгоню!
Пошел медведь к избушке и зарычал:
- Рррр... ррр... Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался медведь и ушел.
Опять сидит заяц и плачет. Идет петух, несет косу.
- Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
- Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал, старый медведь гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.
Пошел петух к избушке:
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Услыхала лиса, испугалась и говорит:
- Одеваюсь...
Петух опять:
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
А лиса говорит:
- Шубу надеваю...
Петух в третий раз:
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

Испугалась лиса, соскочила с печи - да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.

 

Развитие общей моторики «Петух».


Ах, красавец-петушок! 

На макушке - гребешок, 

А под клювом-то бородка. 

Очень гордая походка: 

Лапы кверху поднимает, 

(шагает, высоко поднимает ноги), 

Важно головой кивает. 

Раньше всех петух встаёт, 

Громко на заре поёт: (вытягивает голову)

- Ку-ка-ре-ку! Хватит спать! 

Всем давно пора вставать!

Демонстрация презентации из рисунков по сказке

Беседа по сказке «Заюшкина избушка». Вопросы:


  • Кто был в сказке добрым: лиса или зайчик?

  • Что сделала лиса?

  • Кто из героев сказки хотел помочь зайчику?

  • Кто в сказке оказался самым храбрым?

Отгадывание загадок.

Хвост пушистый, Кто зимой холодной

Мех золотистый, Бродит по лесу злой, голодный.

В лесу живёт, (Волк.)

В деревне кур крадёт.

(Лиса.) 

Он в берлоге спит зимой 

Под большущею сосной, 

Бежит с горушки, А когда придёт весна,

Прижав ушки. Просыпается от сна.

(Заяц.) (Медведь.)

Красненький гребешок, 

Рябенький бочок. 

Рано встаёт, голосисто поёт, 

Деткам спать не даёт.

(Петух.)

 Знакомство детей с пословицами.


Кто храбрец - тот молодец. 

^ Храбрым счастье помогает. 

Завистливый всех унижает.

Кто смело с врагом бьётся, победителем остаётся.

 Итог занятия.

Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? (Не завидуй другим. Друзья всегда придут на помощь в трудную минуту.)

Занятие №14(сказка «Заюшкина избушка»)

Артикуляционная гимнастика

«Грибок»
 раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.
«Качели»  
высунуть узкий язык. Тянуть языком попеременно то к носу,  то к подбородку. Рот при этом не  закрывать.   Упражнение  проводиться  под счет логопеда 10-15 раз.
«Вкусное варенье»
высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.

Дыхательная гимнастика


Удивимся

Удивляться чему есть –

 В мире всех чудес не счесть.

И.п. – о.с., сделать спокойный вдох;

1 – медленно поднять плечи, одновременно делая выдох;

2 – и.п.

Плечи

Поработаем плечами,

 Пусть танцуют они сами.

И.п. – о.с.

1 – плечи вперед. Медленно скрещивая перед собой опущенные руки и делая свободный вдох;

2 – медленно отвести плечи назад, сводя лопатки и одновременно выдыхая.

Организационный момент

Вспоминаем тему прошлого занятия

Просмотр мультфильма по сказке «Заюшкина избушка»

Подвижное упражнение

Прыжки с продвижением вперед, руки на пояс.
Скачут зайцы –
Прыг да скок –
На лесной опушке,
А у зайчиков торчат
Ушки на макушке.

Пальчиковая гимнастика

Сапожник


Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой - молоток.

Мастер, мастер,
Помоги -
 
Прохудились
 
Сапоги.
 
Забивай покрепче
Гвозди -
Мы пойдем сегодня
 
В гости!

Черепаха


Шла по полю черепаха
 (идем пальчиками)
И дрожала вся от страха
 (руки в кулачках, кулачки дрожат)
Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь!
(большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь!
 (отрицание –указательным пальцем)

Аппликация по сказке «Заюшкина избушка»

Итог занятия: Выражаем свои эмоции и впечатления по занятию. Что понравилось, что лучше всего получилось

Занятие №15 (сказка «Заюшкина избушка»)

Упражнение "Качели"
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука Л с гласными а, ы, о, у.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык, за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы тоже с внутренней стороны и удерживать под счет от 1-5. Так поочередно менять положение языка через шесть раз.
Методические   указания. 
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Упражнение "Пощелкать кончиком языка"
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Выполнение: приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как лошадка цокает копытами.
Методические указания.
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.
3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно выполнить упражнение "Присоси конфетку".
4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Дыхательная гимнастика
Ёжик

Ёжик добрый, не колючий,

 Посмотри вокруг получше.

И.п. – о.с.

1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом;

2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.)

 Организационный момент

Чтение сказки «Заюшкина избушка» по ролям

Инсценировка сказки «Заюшкина избушка» (во 2-ой младшей группе)

Итог занятия: Обсуждение выступления, что понравилось, что удалось.

Занятие №16 (сказка «Заюшкина избушка»)

Артикуляционная гимнастика

«Иголочка» 
рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 сек.


«Горка» 
рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.


«Трубочка» 
высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

 «Часики» 
высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15-20 раз.

Дыхательные упражнения

Прыжки

Прыгнем влево, прыгнем вправо,

 А потом начнем сначала.

И.п. – руки на поясе.  1–4 –подпрыгивания на двух ногах на месте с поворотом вправо – влево.  Чередовать с ходьбой. 2 раза по 20 подпрыгиваний.

Дышим тихо, спокойно, плавно

Все мы медленно подышим,

 Тишину вокруг услышим.

И.п. – о.с.  медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу. Затем плавный выдох через нос.


Организационный момент

Вспоминаем тему прошлого занятия.

Пальчиковая гимнастика

Солнышко

Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже.
 (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
 
(делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся
 
(хлопаем в ладоши)

Тесто

Тесто мы месили (сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили
 (ладошки лепят)
Шлёп, шлёп,
 
Шлёп, шлёп
Слепим мы большой пирог!
 (разводим руки)

Лепка героев сказки

Итог занятия: Обмениваемся впечатлением по проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»

Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы  не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост  количества образовательны...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...