План-конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе с использованием элементов кинезиологии. Тема: «Дифференциация [ Б – Б’] «Мебель».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кондрашова Татьяна Михайловна

Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию детей в целом. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации. Такие дети мало общительны, плохо адаптируются в окружающей среде  и  чтобы   помочь   этим  детям преодолеть  трудности в обучении, сохранить физическое и психическое здоровье, мы задумались над повышением эффективности коррекционной работы путем использования элементов кинезиологии на фронтальных занятиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_b.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  элементов  кинезиологии   в  коррекционно-        

образовательном  процессе с детьми,  имеющими речевую патологию.

                                                              Кондрашова Т.М.,

 учитель-логопед Центра развития ребенка-                                                                                                      детского    сада   «Росинка»       города   Абакана

                                                                        Республики   Хакасия

В современной логопедии принцип раннего и комплексного коррекционного  воздействия  на  детей с речевыми нарушениями является актуальным, так как дошкольный возрастной период наиболее благоприятный для  развития речи, интеллектуальных способностей, психических процессов.

Количество детей с речевой патологией имеет  тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию детей в целом. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации. Такие дети мало общительны, плохо адаптируются в окружающей среде  и  чтобы   помочь   этим  детям преодолеть  трудности в обучении, сохранить физическое и психическое здоровье, мы задумались над повышением эффективности коррекционной работы путем использования элементов кинезиологии.

          С  помощью специальных  упражнений мы  развиваем у детей:

-межполушарное взаимодействие

-синхронизацию работы полушарий

-мелкую моторику

-память, мышление, внимание и  речь.

На коррекционных занятиях снизилась утомляемость детей, повысилась  работоспособность, активизировались мыслительные  процессы, расширились  резервные возможности функционирования головного мозга.

В дальнейшем мы можем предположить, что   у наших  детей не возникнет трудностей  в усвоении программного материала    и адаптации  их в  школе.

 План-конспект  логопедического  занятия в подготовительной к школе группе с использованием элементов кинезиологии.

Тема: «Дифференциация [ Б – Б’]  «Мебель».

Цели: 

 Образовательные:

-Закрепление правильного произношения  звуков [ Б-Б’ ]  

 в слогах, словах, предложениях  их  дифференциация.

-Обучение  акустико-артикуляционной  характеристике  звуков.

-Определение  позиции звука в слове.

-Совершенствование навыка  составления  предложения и его анализа.

   -Согласование сущ. с  прилагательным. 

  -Образование относительных прилагательных.

-Употребление сущ. Р.п.  мн. числа.

-Образование слов – антонимов.

-Составление  загадок-описаний  о   мебели.

Коррекционные:

-Развитие фонематического слуха, памяти, мышления, пространственных  представлений, просодической  стороны  речи.  

-Синхронизация   работы  полушарий.

-Продолжение работы по развитию артикуляционной  и

 общей  моторики.

Воспитательные:

Воспитывать бережное  отношение к мебели.

Оборудование: Звуки-символы, предметные картинки, опорные таблицы, виды мебели.

Методы  обучения: словесные, наглядные, игра.

Индивидуальная работа:

Активизировать   деятельность  Маши В. Коли П.

Воспитывать  самоконтроль  за  речью  у Вани К.

1.Орг. момент:

  Cамомассаж:

         Наши  ручки растираем-(дети потирают ладони)

И разогреваем-(дети хлопают в ладоши)

И лицо теплом своим нежно умываем-(сверху вниз поглаживаем лицо).

Пальчики сгребают все плохие мысли-(дети граблеобразными движениями   проводят пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем сверху вниз мы быстро-(дети растирают ушные раковины по краю сверху вниз).

Их вперед сгибаем-(дети сгибают руками ушные раковины вперед).

Тянем вниз за мочки, крутим  козелочки.

2.Постановка цели: 

 -Какой  звук  мы  слышим в чистоговорках?

  Ба-ба-ба- новая изба. Бе-бе-бе – голубь  на трубе.

Да,  продолжаем играть со звуками [  Б-Б’ ]

3.Произношение: хоровое, индивидуальное с подключением  тактильно-вибрационного  и  акустического контроля.

Характеристика  [ Б  ] – согласный, звонкий, твердый.

                              [  Б’] – cогласный, звонкий, мягкий.

-Что общего у звуков? Чем они отличаются?

4.Развитие фонематического слуха:

 Хлопаем на [ Б ]Топаем  на  [  Б‘]В слогах:  (по-бо-то-би-бы-абь-аб-абу-аби)

В  словах  (бусы, автобус,Бим,билет,Боря,дом, забор)

5.Чтение слогов  по таблице: Б-а   бо  бы   б у  би  аба  оби  уби и т.д.

                         

                                                                                                                                                                                                       

 

 

Прочти слог в котором[  Б]  произносится твердо, мягко.

6.«Домики – картинки». Выбрать картинку, в названии которой,  есть [ Б  ];  [ Б’ ]

Назвать слово по картинке,  определить какой   звук и позицию  его в слове.

(с последним словом  составить предложение)

7.Составление  предложения   со  словом    Буфет –  его анализ  и графическая  схема.

8. Физ. минутка:             Ножки, спинка и сиденье-

                                  Вот вам стул на удивленье.

(Левая  ладонь  вертикально  вверх. К ее нижней части приставляется кулачок      большим пальцем к себе.   По  счету  менять положение  рук.)

  • «Кулак, ребро, ладонь»
  •  Упражнения на  внимание по образцу, по инструкции на слух.

9.Детям  раздаются  картинки мебели, каждый называет свою мебель.

 Справа  садятся те, у кого  спальная  мебель.

 Слева те, у кого  кухонная.

 Между  ними  гостиная.

 -Про  какую мебель можно сказать деревянная,  деревянное, деревянные (дети дают полные ответы на вопросы  с опорой на картинки).

10.Употребление  сущ. Р.п. мн. числа.

-Где продают мебель ?

-У  нас один стул, а в магазине  много  чего?- стульев.

 Шкаф – много  шкафов.        Стол – много столов.         Диван – много диванов.

 Кресло – много кресел.          Кровать – много кроватей.

11. «Скажи  наоборот».

Старая – новая; тяжелая – легкая; старинная – современная, модная; большая – маленькая; взрослая – детская; мягкая – жесткая; грязная – чистая и т.д.

12.Образование относительных прилагательных.

Кровать из дерева какая?-  деревянная.

Стол из стекла какой? – стеклянный.

Стул из пластмассы какой? – пластмассовый.

Кресло из велюра какое? – велюровое.

13. Составление  детьми  загадок – описаний про мебель.

14. Как будем беречь мебель?

Дети предлагают свои варианты бережного отношения  к мебели.

15.Итог:

-С какими звуками играли?

-Что у этих  звуков общего?

-Чем они отличаются?  

-Какой буквой обозначаются  на письме эти звуки?

Нарисуйте обеими руками  одновременно  букву Б.

Уходит тот, кто повторит чистоговорки: громко, тихо, с вопросительной,  восклицательной  интонацией.

Бу – бу –бу –видим мы избу?

  Бы –бы –бы – вот и нет трубы!

  Би – би –би – ты избу бели.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.  Каждое из  упражнений направлено  на возбуждение  определенного  участка мозга и на  механизм  интеграции мысли  и движения.  При  этом, чем   интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти  изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется  регулирующая и координирующая  роль  нервной системы.   Известно, чем активнее работает мозг ребенка, тем лучше развиваются  его  структуры, а  значит  быстрее   восстанавливаются    нарушенные речевые  и психические  функции. Ведь  единство  мозга   складывается  из  деятельности  двух  полушарий тесно связанных между собой, а развитие   межполушарного   взаимодействия является основой  развития  интеллекта,  при  этом  интеллект  ребенка  растет пропорционально  получаемой  информации.  Современные  кинезиологические  методики  направлены  на    активизацию различных  отделов      коры больших  полушарий, что  позволяет  развивать скрытые  способности  ребенка,  расширять  границы возможностей  его   мозга,  корректировать  нарушения  речи  и психики.     Поэтому  коррекционная,  развивающая  и  формирующая  работа  должна  быть   направлена   « снизу вверх» от   движения   к   мышлению, а не  наоборот. И.П.Павлов   считал, что любая  мысль  заканчивается  движением  и  необходимо помнить, что  неподвижный   ребенок  не  обучаем.

В настоящее время отечественная нейропедагогика и нейропсихология располагают экспериментальными и теоретическими исследованиями функционального развития мозга  ребенка, позволяющими  дифференцировать систему коррекционной  работы.     Исследования по функциональной асимметрии мозга  позволяют правильно  построить процесс коррекционного  обучения, опираясь на компенсаторные возможности  мозга.   Сущность     компенсации заключается в том, что при   комплексном   подходе  к коррекционной работе нервная система  детей  приобретает  ряд  свойств, которые в той или  иной мере  выполняют  ослабленные, нарушенные или  утраченные функции.  Развитие речи начинается  только после того, как пройдет полноценное становление функций стволовых  отделов головного мозга, правого полушария и мозолистого тела. Формирование речи может быть затруднено, если ей не предшествовало развитие пространственных представлений, соматогнозиса, зрительного восприятия, копирования, обоняния, осязания, вкуса, межполушарного взаимодействия. К базисным психологическим факторам, становление которых  является обязательным условием для развития  речи, относятся:

  • -модально-специфический (зрительный, слуховой и тактильный гнозис);
  • -кинестетический   (сенсомоторные взаимодействия);
  • -кинетический  (динамические процессы)
  • -пространственный  (телесное и внешнее пространство)
  • -энергетического      обеспечения (дыхательные упражнения, массаж, релаксация, растяжки);
  • -межполушарного взаимодействия (визуализация, интеллектуальные, мнестические, речевые, номинативные процессы, перекрестные или реципрокные движения);
  • -произвольной регуляции психической деятельности (программирование, самоконтроль, внимание,  коммуникативные навыки)  

Особенностью  речевых  нарушений в  дошкольном  возрасте  является  их  обратимость, что  связано с высокой  пластичностью    мозга.    Наиболее  корригируемым  считается   возраст  от  5 до 12 лет.

В коррекционно-образовательном процессе мы руководствуемся   принципами:

 Принцип  деятельности. На занятиях ребенок находится в постоянном процессе открытия  новых знаний. Действие (игра)- способ познания, переживания, сопричастности, как со стороны    ребенка, так и со стороны педагога.

Принцип креативности. Учитель-логопед провоцирует и поощряет творческую активность детей.

Принцип одномоментного  включения всех анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных, тактильно-двигательных). Этот принцип обеспечивает прочность связей в коре головного мозга и активность всех  психических  процессов.

 Принцип доступности  -   характер  и  объем  заданий  соответствует  уровню  развития и  подготовленности  детей с  нарушениями  речи.

Принцип наглядности   -  опора  на использование  моделей,  схем.

Принцип комплексности - элементы  кинезиологии  включены   в общую  систему  воспитательно-образовательного  процесса, успешность  и результативность  которого  зависит  прежде  всего  от  сотрудничества  всех  педагогов  ДОУ.

Таким образом, использование элементов кинезиологии в коррекционно - образовательном  процессе с детьми, имеющими патологию  речи, позволило оказывать комплексное воздействие на  развитие ребенка,  как на уровне эмоциональной так интеллектуальной сфер,  развивая   мышление,  память,  внимание  и  речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной и организаци-онной деятельности познания: развитие речи в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ – технологий. Тема: «Ты родился в России!»

Программное содержание:Образовательные задачи:– активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Россия»;– совершенствование навыков словообразования;– совершенствование грамматического строя...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе с использованием игровой технологии. Тема: «Весна»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе с использованием игровой технологии.Тема: «Весна»...

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ на тему "Путешествие в космос" воспитатель Ялакова И.М.

Интегрированная форма ООД: игра-путешествие. Разновидности деятельности детей: познавательно-игровая деятельность, коммуникативно-познавательная деятельность, литературно-познавательная....

Интегрированная НОД по физическому развитию для детей компенсирующей подготовительной к школе группы с использованием элементов игры флорбол (хоккей в зале): «Волшебная клюшка»

ЦЕЛЬ. Воспитание психических качеств: внимания и восприятия; сохранение динамики проявления волевых качеств: инициативности, решительности, целеустремленности, используя элементы спортивной игры флорб...

Конспект интегрированного занятия педагога-психолога по развитию психических процессов в подготовительной к школе группе с использованием элементов методики фрактального рисования.

Конспект интегрированного  занятия педагога-психолога по развитию психических процессов в подготовительной к школе группе с использованием элементов методики фрактального рисования. Тема:...

Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.

Занятие по грамоте с детьми 6-7 лет по развитию фонематического слуха, грамматического строя речи и развитие высших психических функций...

Конспект непрерывной образовательной деятельности коррекционного занятия с детьми подготовительной к школе группы, с использованием ИКТ на тему: «Заколдованная мебель»

Цель: совершенствование лексико-грамматическкого стороя  речи  и звукоко-слогового анализа и синтеза слов по теме «Мебель». Задачи: Развивающие:- развивать познавательн...