современная модель логопедической ритмики
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Кудрявцева Светлана Владимировна

 Логоритмика в помощь корекции речевых растройств. Диагностика, виды работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kudryavtseva2.odt24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Современная модель логопедической ритмики

Одним из приоритетных направлений государственной политики является здоровье нации.  Здоровые дети - это благополучие общества.

У детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями отмечается общая моторная неловкость, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость и соматическая ослабленность.

Поэтому, в процессе логопедической работы с такими детьми целесообразно использование здоровьесберегающих образовательных технологий, как совокупности методов и приёмов организации обучения, направленных на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья с учётом современных федеральных государственных требований.

Одним из эффективных методов  в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи,  является логопедическая ритмика.

         В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.

Она  позволяет решать целый комплекс задач, в том числе и оздоровительные:  у детей укрепляется опорно-двигательный аппарат, формируются двигательные умения и навыки, правильная осанка, развиваются дыхание, артикуляционная, мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, ловкость, выносливость.

Накопленный опыт работы с детьми позволил выработать модель использования логопедической ритмики в коррекционно-оздоровительном процессе.

 Рассмотрим основные пункты модели :

 

I. Диагностика психомоторных и сенсорных функций у детей

Проводится в начале учебного года логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей, ручной и речевой моторики.

II. Планирование и подбор музыкально- ритмического и речевого материала осуществляется по результатам обследования с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Материал логоритмических занятий тесно взаимосвязан с перспективным планом логопеда. Тематика занятий подбирается с учетом лексических тем и отрабатываемых на логопедических занятиях звуков.

III. Логоритмические занятия.

Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю  во 2-ой половине дня фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.

Занятия составляются с опорой на лексические темы.

Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

IV. Консультирование родителей детей и педагогов.

Проводятся консультации, практикумы, тренинги. В уголке для родителей размещается  необходимый материал.

V. Контрольное обследование.

Проводится в конце каждого года обучения. Данные диагностики указывают на улучшение моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом.

 

Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:

 

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.

2. Упражнения на развитие дыхания.

         Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру; развивает диафрагмальное речевое дыхание; повышает сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям; повышает выносливость при физических нагрузках.  

             В комплексе дыхательных упражнений используются элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

(«Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Ушки» и др.)

3. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.

4. Ритмические упражнения. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении. Даются в форме игр, драматизаций, подражаний движениям птиц и животных.

              5. Пальчиковые игры, массаж, самомассаж. В системе используем пальчиковую   гимнастику, массаж, самомассаж кистей рук, которые стимулируют речевое развитие, способствуют улучшению артикуляционной моторики; подготовке кисти руки к письму и, являются  мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Они  проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.

6.Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

7. Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.

8. Игра на музыкальных инструментах. Музыцирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

9. Игровые упражнения воспитывают инициативу, дисциплину, ловкость, чувство товарищества.

10. Психогимнастика. Элементы  психофизической гимнастики  используем  с целью сохранения психического здоровья, профилактики и коррекции эмоциональных расстройств у детей. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, развивают подвижность артикуляционного аппарата.  

11. Релаксация. Упражнения на релаксацию в сопровождении спокойной  музыки, звуков природы, стихов помогают снять чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение,  сконцентрировать внимание. 

         Результаты диагностики и мониторинга за последние пять лет позволяют сделать вывод о том, что занятия логопедической ритмикой являются важной неотъемлемой частью комплексного оздоровительно-коррекционного воздействия на дошкольников с нарушениями речи и

способствуют быстрому развитию речи и музыкальности, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.

Кроме огромной пользы ребёнку - занятия по логоритмике весёлые и увлекательные!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

Логопедическая ритмика - занятие или игра?

При организации комплексного коррекционного воздействия на личность ребенка с общим недоразвитием речи мы придерживаемся принципа «разносторонности усилий», в котором особую роль отводим взаимодополня...

статья "Развитие музыкальных способностей у детей раннего возраста с недоразвитием речи средствами логопедической ритмики"

Наряду с нарушением речевого развития,у детей с ОНР имеются и отклонения в формировании различных аспектов музыкальных способностей, для преодоления которых необходимо специальное коррекционно-педагог...

логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания

Приведены логоритмические упражнения и игры для коррекциии заикания....

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...

Статья "Современные модели повышения медиакомпетентности педагогов в современном ДОУ."

Современный мир постоянно меняется, развивается. В жизнь общества входят новые технологии, инновационные проекты. В связи с этим к обществу предъявляются новые требования к воспитанию самостоятельной,...

Методическая разработка по теме: "Практическое использование элементов логопедической ритмики в коррекционной (логопедической) работе в старшей группе ДОУ компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР)

Наш практический опыт позволяет заключить, что системное использование методик логоритмического воспитания, опирающихся на психофизиологическую взаимосвязь музыки, движения и речи в комплексе  ле...