Развитие связной речи у детей с ОВЗ в процессе непосредственно-образовательной деятельности "Познание"
статья по логопедии по теме

Кривчик Юлия Владимировна

Развитие связной речи у детей с ОВЗ в процессе непосредственно-образовательной деятельности «Познание» (ознакомление с окружающим миром)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_u_detey_s_ovz.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у детей с ОВЗ в процессе непосредственно-образовательной деятельности «Познание» (ознакомление с окружающим миром)

Жизнь ребенка должна быть богатой на впечатления. Малыша надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У него будет развиваться кругозор, на фоне ярких положительных эмоций ускорится процесс формирования речи. Занятия по коррекции речи можно сделать интересными и увлекательными. В области коррекционной педагогики есть много полезных разработок. Специалист может построить индивидуальные занятия и совместить приятное с полезным.

Связная речь – это  развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные  отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушение общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети я особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Наличие того или иного дефекта не предопределяет неправильного с точки зрения общества, развития.

Нарушение связной речи у детей с ОВЗ обусловлены многими факторами:

  1. недостаточным анализом ситуации,
  2. трудностью выделения из образа ситуации существенных и второстепенных компонентов,
  3. нарушением смыслового программирования содержания связного текста,
  4. недоразвитием способности удерживать программу,
  5. неумением развертывать смысловую программу в виде серии предложений, связанных между собой.

Наряду с нарушением познавательной деятельности, недоразвитие связной речи обусловлено недостаточной сформированностью диалогической речи, которая, как известно, предшествует монологической речи и подготавливает ее появление. Дети с ОВЗ часто не осознают необходимости передавать содержание какого-либо события так, чтобы оно было понятно слушающему, они не ориентируются на собеседника.

Нарушения всех компонентов языка у детей с ОВЗ затрудняет формирование у них связной речи. Эти трудности усугубляются рядом других недостатков: слабостью осмысления материала, недопониманием логики событий, нарушением временных связей, соскальзыванием с темы, ведущим к образованию побочных ассоциаций, быстрой истощаемостью мотивов к речи.

Для того, чтобы обеспечить успешное речевое развитие дошкольника, сформировать у него готовность к разнообразной речевой деятельности (диалог, рассказ, рассуждение, описание и др.), необходимо создать на занятии условия свободного общения, где педагог и дети выступали бы как равноправные участники разговора.

Такие условия обеспечивает предмет «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Продуктивность работы во многом зависит от методической организации  этих занятий и их нацеленности на решение следующих задач:

  1. расширение круга представлений об изучаемом предмете;
  2. повышение речевой мотивации детей дошкольного возраста;
  3. одновременное развитие всех сторон связной речи;
  4. организация связного высказывания.

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме, соприкасаются с предметами и явлениями природы, живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мире вещей, предметов, явлений и событий.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

У детей с ОВЗ имеются трудности в овладении знаний при ознакомлении с окружающим миром. У них наблюдается бедность словарного запаса. Данный фактор препятствует полноценному освоению знаний: формированию у детей целостного восприятия представлений об окружающем мире, формированию у детей знаний о предметах и объектах окружающего мира, их назначении и функциях, расширению представления о ближайшем окружении. У детей с ОВЗ нарушения познавательной деятельности обусловлены бедным запасом их представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, несформированностью произвольной регуляции деятельности, специфическими особенностями поведения и психики. Такие дети часто отвлекаются, невнимательны, затрудняются в выделении признаков предметов и явлений природы, не умеют классифицировать предметы и называть группу предметов одном словом, часто путаются в обозначении частей тела и лица, словарный запас ограничен.

Недостаточность содержательной стороны связной речи детей с ограниченными возможностями здоровья тормозит их речевое развитие. В этой связи изучение предметов и явлений окружающего мира, накопление сведений о них является непременным условием организации речевой практики детей-дошкольников.

Вместе с тем, учитывая, что сама по себе наглядная и практическая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья недостаточна для того, чтобы определенная информация была востребована ими, а тем более усвоена, учитель-дефектолог широко пользуется словом, чтобы направить внимание детей на рассмотрение объектов, на их сравнение, он активизирует высказывания детей, добивается соответствия их речи и деятельности.

Выявляя и уточняя знания воспитанников о предмете или явлении, учитель-дефектолог обязательно должен предусмотреть введение новой информации. Дополнительные сведения по изучаемой теме сообщаются небольшими «порциями»: учитель-дефектолог либо рассказывает об одном-трех фактах, либо читает подобранный текст.

Речь, обращенная к воспитаннику, привычно используемая в различных вариантах (рассказ, чтение, объяснение, вопросы), является важнейшим методом обучения и должна быть правильной и лаконичной.

Поэтому на занятиях учитель-дефектолог должен быть немногословен, так как это утомляет детей, мешает  развитию речи самих дошкольников, если педагог подменяет речевую деятельность обучающихся собственной.

Объясняя причины речевой пассивности, характерной для детей с особыми образовательными потребностями, В.Г. Петрова указывает, что ее следует искать не столько в недоразвитии речи, сколько в недостаточности  волевой сферы.

Снижение волевых усилий приводит к ослаблению побудительных мотивов речи. Создание условий для повышения речевой мотивации на занятиях развития речи требует использование ряда методических приемов и видов работ.

Из психологической литературы известно, что предлагаемый вниманию детей с особыми образовательными потребностями объект быстро перестает их интересовать, поскольку их ориентировочная деятельность очень кратковременна.

Помочь дошколятам сосредоточить внимание на изучаемом предмете  в течение  более продолжительного времени могут различные действия с этим предметом: конструирование, рисование, бытовой труд и т.д. В процессе предметной деятельности мотивы для осуществления высказывания возникают значительно легче, чем в условиях формальных словесных упражнений. Например, по теме «Игрушки», я старалась, чтобы дети не просто составляли предложения со словами, обозначающими их названия, а манипулируя игрушками, высказывались по поводу выполняемых действий. Можно спросить, почему ребенок выбрал ту или иную игрушку, что делает с ней сейчас, как еще можно с ней играть. Поставленные в такую ситуацию, дети говорят охотнее, так как у них возникает желание объяснить цель игровых действий. Если на занятиях рисования и ручного труда целью является предметный результат деятельности, то на занятиях развития речи – логически сложившаяся и правильно сформулированная мысль.

Иногда выполнение практического задания требует затраты и времени. Примером может служить работа по теме «Домашние животные». После беседы дети получают задание проследить за поведением кошки и сделать в связи со своими наблюдениями рисунок. Чтобы облегчить ребенку работу, надо раздать фигурки кошки в разных позах. Ребенок выбирает фигурку, прикладывает на листок бумаги и дорисовывает обстановку. Последующая работа на занятии ведется с опорой на детские рисунки. Так педагог просит рассказать кого-либо из воспитанников о внешности кошки, о ее привычках, а остальные должны отгадать о каком рисунке идет речь. У ребенка возникают особые мотивы к высказыванию: его товарищи не знают его рисунка, а найдут ли его среди остальных, зависит от точности, с которой он его опишет. Так решается одно из важнейших положений, выдвинутых еще М.Ф. Гнездиловым: повышается напряженность побуждения к высказыванию и сообщается ему наибольшая устойчивость. Важное значение в условии речевой активности детей имеют также различного рода игры (лото, викторины, сюжетно-ролевые игры). Для их проведения желательно подбирать несложный реквизит: мелкие части одежды, головные уборы, предметы труда и т.д. Все это помогает ребенку войти в роль, создает речевые стимулы.

Например, закрепляя словарь по теме «Овощи» и активизируя высказывания, учитель-дефектолог  предлагает игру «Поварята». Вызываются 2-3 воспитанника, им надеваются бумажные колпаки, фартуки и предлагают одному приготовить винегрет, другому – суп, третьему – салат. Дети подходят к наборному полотну с изображением посуды и овощей, выбирают из серии картинок нужные и ставят их на полотно, после чего говорят о том, какую надо подготовить посуду и какие овощи отбирать.

 Именно в процессе игры дошкольники закрепляют в памяти признаки, присущие предметам, овладевают умением правильно строить предложения, поддерживать беседу и, наконец, усваивают последовательность, в которой надо строить связное описание предмета.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей в процессе ведущего вида деятельности – в игре. Работа строится с учетом следующих задач:

  • научить детей различать и правильно называть части дома, автомашины, дерева, а также, части тела человека и животных;
  • научить различать некоторые фрукты и овощи, показывать и называть отдельные предметы одежды, посуды и игрушки;
  • научить узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых животных и птиц;
  • учить различать части суток, знать, чем они отличаются;
  • знать названия некоторых предметов (например, веник, ножницы, лопата, ведро, молоток, чайник и т.п.);
  • научить пересказывать небольшие потешки, сказки, рассказы, узнавать сказочных героев;
  • знать свое имя, фамилию, возраст, имена ближайших родственников.

На занятиях развития речи недопустимо негативное отношение педагога к речевым ошибкам детей, резкое прерывание их речи. Любую, даже не очень удачную попытку ребенка выразить свою мысль, необходимо поддерживать и тактично помочь исправить неточность. Успехи детей можно поощрять различными «призами»: фишками, флажками, жетонами и т.д.

Готовя детей к связному высказыванию, важно заранее отобрать необходимый словарь. Словарная работа на занятиях развития речи ведется в трех направлениях:

  1. Обогащение словаря за счет новых лексических единиц;
  2. Уточнение значения уже известных слов;
  3. Активизация пассивного словаря детей.

Для работы по всем направлениям полезными являются следующие упражнения:

  • Названия предметов и их частей. Например, работая с таблицей «Чего не хватает?» по теме «Посуда», дети называют отдельные предметы и указывают на недостающую часть каждого из них (кастрюля без крышки, чашка без ручки, чайник без носика и т.д.). Называя предметы и их части, дошкольники производят различного рода группировку, сортировку предметов, выделяя четвертый лишний.
  • Называние действия или состояния предметов. Например, игра в лото, задача которой состоит в том, чтобы подобрать не менее двух-трех действий, связывающих с представлением о предмете.
  • Называние признаков. Так, в теме «Овощи, фрукты, ягоды» можно уточнить и расширить значение слова «сочный». На занятии детям предлагается выбрать из ряда предметов сочные (морковь, виноград, арбуз, яблоко, огурец). Далее дети распределяют предметы от самого сочного к наименее сочному.
  • Работа с загадками. Это упражнение помогает еще раз закрепить словарь, включающий названия предметов, действий, признаков. Учитель-дефектолог обращает внимание на то, что предмет легко угадать, если в загадке употреблены точные слова, характеризующие его особенности. Воспитанники тренируются в самостоятельном составлении загадок, называя характерные признаки предмета. Например, «Два колеса, руль, рама» (по теме «Транспорт») или «Маленький, коричневый, трудолюбивый» (по теме «Насекомые»).
  • Сравнение двух предметов на основе определенных признаков (цвет, форма, размер) и характерных действий.
  • Анализ и синтез: выделение отдельных частей в предмете и узнавание целого по частям. Здесь можно предложить игру в лото, на карточках которого нарисованы части различных предметов, а дети находят на своих карточках части названного предмета.
  • Классификация предметов по основному признаку, по принадлежности к тому или иному родовому понятию. Так, по теме «Животные» проводится игра «Найди свое место». Четырем воспитанникам раздаются таблички с изображением класса животных (птицы, рыбы, звери, насекомые), остальным – предметные карточки с изображением различных представителей этих классов. Дети с табличками выходят к доске, их одногруппники по команде ищут свое место и окружают ведущего, образуя группу. Далее дети составляют загадку об одном из своих животных.

Работа над построением фразы – важная составная часть подготовки старших дошкольников с ОВЗ к овладению связной речью, поскольку предложение служит тем строительным материалом, из которого создается сложное целое – текст. Предложение можно построить по образцу, можно конструировать, используя предложенные элементы. Наконец, составление предложений может носить творческий характер.  Упражнения по образцу заключается в составлении предложений, аналогичных по структуре данному, но на другую тему.

Примером может служить игра по теме «Домашние животные». Педагог, раздав картинки с изображением животных, предлагает детям послушать начало сказки, а затем продолжить ее: «Животные пришли к человеку и сказали: «Дай нам работу». «А что вы умеете делать?» - спросил человек…» Дошкольники должны ответить на вопрос, в соответствии со своей картинкой: «Я собака, умею сторожить дом» и т.д. Полное воспроизведение рассказа желательно проводить в условиях, приближенных к игре, что может поддержать интерес и внимание к заданию. Это может быть рассказ по цепочке (игровая задача – не разорвать ее), рассказ на соревнование рядов, рассказ-эстафета. Также можно использовать и другие игры и упражнения, соответственно недельной лексической теме.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка – учит его быть внимательным к тому, что его окружает, смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Задания по ознакомлению с окружающим включают в себя ознакомление с явлениями социальной жизни, знакомство с предметным миром, созданным человеком, ознакомление с явлениями живой и неживой природы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедической непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию связной речи у детей с ОНР.

Конспект логопедической непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию связной речи у детей с ОНР.Лексическая тема: "перелётные и зимующие птицы"...

Конспекты логопедической непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию связной речи у детей с ОНР.

Конспекты логопедической непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию связной речи у детей с ОНР.Лексическая тема: "Транспорт".Лексическая тема: "Овощи"....

Статья на тему "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАССКАЗЫВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН"

теоретические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста в процессе рассказывания сюжетных картин....

Статья на тему "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАССКАЗЫВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН"

теоретические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста в процессе рассказывания сюжетных картин....