Индивидуальная работа с детьми по воспитанию чистого и правильного произношения
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Агмалова Амина Лутфулловна

Семинар - практикум для воспитателей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnaya_rabota_s_detmi.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение “Управление дошкольного образования” Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Семинар - практикум для воспитателей на тему:

«Индивидуальная работа с детьми

по воспитанию чистого и

правильного произношения»

Подготовила и провела : Учитель - логопед Агмалова

Амина Лутфулловна

г. Нижнекамск

Работа воспитателя по формированию правильного звуко- произношения включает три больших раздела:

  1.  Развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика).
  2.  Последовательная работа над гласными и согласными звуками.
  3.  Развитие умения различать сходные по звучанию или артикуляции звуки (дифференциация звуков).

Занятия должны планироваться так, чтобы еженедельно проводилась соответствующая работа по тренировке артикуляционного, дыхательного, голосового аппаратов и речевого слуха.

Каждое занятие должно быть тщательно разработано и спланировано, учитывая программное содержание работы в данной группе.

Занятия, целиком посвященные воспитанию звуковой культуры речи детей, проводятся в средней и старшей группах один раз в месяц, а в младшей группе - чаще. Помимо этого, отдельные упражнения во всех группах, в том числе и в подготовительной, включается в другие занятия (не реже одного раза в неделю).

Занятия подгруппами проводятся с теми детьми, которые не усвоили программный материал фронтального занятия. Они проводятся 2-3 раза в неделю в утренние часы или вечером.

Индивидуальные занятия проводятся в удобное для воспитателя время. По воспитанию звуковой культуры речи ставиться следующие задачи:

младшая группа

1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время проведения артикуляционной  

гимнастики при работе над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, б, п, м, ф, в.

  1.  Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
  2.  Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Средняя группа

  1.  Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе над звуками т, д, н, к, г, х, ы.
  2.  Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: с, с’, з, з’,ц.
  3.  Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
  4.  Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Старшая группа:

  1.  Тренировать четкость движений артикуляционного аппарата при проведении артикуляционной гимнастики и работе над звуками : й, ш, ж, ч, щ, л, л', р, р\
  2.  Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотованных гласных: я, е, ё, ю; шипящих звуков: ш, ж, ч, щ; сонорных звуков: л, л’,р, р\
  3.  Продолжать работу по развитию фонематического слуха , речевого дыхания, силы и высоты голоса.
  4.  Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

Подготовительная группа:

  1.  Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.
  2.  Развивать звуковой анализ слов. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

Прежде чем приступить к работе по воспитанию правильного звукопроизношения, воспитатель знакомится с речью каждого ребенка своей группы. Обследование речи проводится дважды: осенью, чтобы правильно спланировать работу, и весной, чтобы подвести итоги работы.

Сначала воспитатель изучает речь ребенка на занятиях , в играх с детьми, где он может выявить запас слов, умение строить фразу, темп речи, имеющиеся недостатки речи. Но он не ограничиваете этими общими впечатлениями о речи ребенка, и проводит специальное индивидуальное обследование, при котором можно выявить все особенности его речи. Индивидуальное обследование лучше проводить тогда, когда в группе мало детей.

При проведении индивидуального обследования речи детей воспитателю нельзя ограничиваться проверкой звукопроизношения ребенка, предлагая ему повторить на слух за воспитателем отдельные слова или звуки. Подражая воспитателю , он часто произносит звуки лучше, чем в самостоятельной речи. Нельзя также проверять звукопроизношение, только прослушивая прочитанные ребенком стихи, так как в заученном со слов взрослого стихотворении ребенок произносит звуки лучше, чем в обычной речи.

Проверяя состояние фразовой речи, воспитатель отмечает : а) как говорит ребенок - фразами или отдельными словами;

 б) правильно ли строит фразу - согласовывает ли члены предложения в роде, числе, падеже, употребляет ли предлоги в своей речи и т.д.;

в) состояяние связной речи: можетли ребенок рассказать о событии, составить рассказ по картинке и т.д.

     Воспитатель отмечает также, как говорит ребенок: крикливо, тихо, слишком быстро, замедленно, захлебываясь, невнятно, с заиканием, с носовым оттенком и т.д.

          После индивидуального обследования составляется таблица состояния речи детей данной группы. Образец таблицы в книге Фомичева ’’Воспитание у детей правильного произношения” страница 44. В ней отмечаются все данные каждого ребенка.

        Всех детей, в речи которых есть отклонения от нормы, воспитатель берет на особый учет. Он внимательно наблюдает за ними, незаметно, но постоянно и настойчиво, всеми имеющимися в его распоряжении средствами стремится воспитать у детей правильную речь.

          Осенью на первом собрании воспитатель знакомит родителей с состоянием речи детей, рассказывает им, в чем заключается их задача по воспитанию звукопроизношения, объясняет, что неправильное произношение звуков может закрепиться, а в некоторых случаях отразиться на письме при обучении детей грамоте. С родителями, у детей которых выявлены более серьезные нарушения в словаре, во фразовой речи, в темпе речи, воспитатель беседует отдельно. Рекомендует им обратиться к логопеду, строго выполнять все его указания. Сам воспитатель также поддерживает связь с логопедом, показывает ему детей.

  Если необходимо, обеспечивает консультацию врачей разных специальностей: невропатолога, отоларинголога, ортодонта.

Воспитателям необходимо поинтересоваться какие рекомендации дал логопед, предложить помощь, в случае необходимости самим проконсультироваться у логопеда.

После обследования речи воспитатель начинает работать над звукопроизношением детей.

Произношение ребенком каждого звука - это сложный акт, требующий точной координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Первым важнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребенка владеть ими. Поэтому, начиная со второй младшей группы проводятся занятия по знакомству детей с основными органами артикуляционного аппарата. Цель таких занятий: показать детям рот, губы, зубы, язык. Познакомить с основными движениями языка: поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта. (Попросить показать).

Для этого прочитать детям сказку ’’О веселом язычке”.

Занятия по развитию речевого дыхания проводятся с целью добиваться длительного, ротового выдоха.

В таких занятиях игру повторяют несколько раз, каждый раз - с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более 10 секунд с паузами, т.к. продолжительное дутье может вызвать головокружение.

Материалом для занятия может послужить игра ’’Бабочка, лети!”,’’Чья птичка дальше улетит?”, ”Одуванчики летят”.

Для развития слухового внимания можно взять такие игры, как ’’Солнце или дождик?”, ’’Угадай, что делать”, ’’Где позвонили?”.

Для развития силы голоса, игра "Дует ветер", сказка "Три медведя”.

На развитие звукоподражания нужно взять рассказы, сказки со звукоподражаниями. А цель таких занятий: развивать речевой слух и речевую активность детей, вызывать по подражанию различные звуки. А для воспитания четкого звукопроизношения можно взять такие игры: "Угадай, чего не хватает", "Покажи и назови”, "Кто как кричит”, "Чудесный мешочек”, "Найди пару”, "Магазин”.

В средней группе в словаре детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков. Фразы продолжают удлиняться и усложняться. Речь становится более  связной и последовательной.

У детей средней группы уже более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы, а в связи с этим улучшается и звукопроизношение.

Для воспитания правильного звукопроизношения в средней группе продолжается работа по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов и их взаимодействию, отрабатываются основные движения артикуляционного аппарата у детей, необходимые им для правильного произношения всех звуков родного языка, а также уточняется произношение свистящих звуков. Основное внимание уделяется отработке движений языка, благодаря дифференцированным и точным движениям которого ребенок правильно произносит различные звуки.

Первым нужно проводить занятие для знакомства детей с основными органами артикуляционного аппарата.

На развитие речевого дыхания можно проводить такие игры: ’’Пускание корабликов”,’’Чей пароход лучше гудит”.

На развитие слухового внимания ’’Угадай, кто кричит”, ’’Угадай, на чем играю", ’’Угадай, что делают”.

На закрепление звукопроизношения можно проводить такие игры: ’’Хороводная”, "Дятел”, "Гуси”, "Кому что нужно", "Лото", "Магазин”, "Чудесная коробочка”, "Назови картинку”, "Разведчики", "Что кому".

В старшей группе словарь и фразовая речь ребенка уже достаточно развиты. Если встречаются нарушения в словаре (перестановки, пропуски звуков, слогов) или во фразовой речи (несогласование членов предложения), то его необходимо направить к логопеду и психоневрологу для оказания специальной помощи.

В старшей группе продолжается работа по воспитанию правильного произношения звуков, по развитию речевого дыхания и речевого слуха. Если в предыдущих группах проводились игры на развитие слухового внимания детей, то в этой группе обращается особое внимание на развитие речевого слуха.

Для развития речевого дыхания в предыдущих группах мы давали игры на сдувание различных предметов, вырабатывая целенаправленную длительную воздушную струю, необходимую для правильного произношения звуков, в старшей группе уже даются игры, тренирующие продолжительность речевого выдоха и умение на одном выдохе сказать фразу, состоящую из 3-6 слов.

Обследование проводится с использованием специального материала, который должен быть в каждой группе.

Для обследования речи лучше иметь конверты с вложенными в них предметными картинками на определенные звуки.

Каждый звук должен встречаться в начале, середине и в конце слова. Размер предметных картинок 10x10 см. Для проверки словаря ребенка мы не подбираем специального материала. Но при назывании предметных картинок во время проверки звукопроизношения мы учитываем и состояние словаря, смотрим, не делает ли ребенок перестановок в словах, пропусков слогов, сокращений слов. Уточнение построения предложений, правильного употребления предлогов, согласования членов предложения в роде, числе, падеже воспитатель может провести, используя сюжетные картинки.

При проведении обследования нельзя повторять за ребенком неправильно произнесенные им звуки, слова, предложения. Это травмирует ребенка, а иногда и закрепляет неправильное произношение. В повседневной жизни и при обследовании воспитатель должен обращать внимание на темп речи ребенка, четкость произношения слов, фраз, звонкость голоса и отмечать имеющиеся недостатки.

Проводя индивидуальное обследование, воспитатель отмечает наличие грубых видимых дефектов в строении артикуляционного аппарата. Затем записывает в тетради состояние звукопроизношения: а) пропуск звука коова, ыва; б) замену звука колова, лыба; в) искажение звука.

Отмечается состояние словаря: а) соответствует ли словарь возрасту; б) правильно ли ребенок произносит слова или искажает их скоровода, габазин и т.д.

В подготовительной к школе группе продолжается работа по: 1) звукопроизношению, 2) развитию фонематического слуха и 3) звукового анализа речи.

Само  название группы - подготовительная к школе - говорит о том, что именно в это время надо помощь детям подготовиться к обучению грамоте. Процесс обучения грамоте состоит из 3-х ступеней:

  1.  Подготовительный период к обучению грамоте.
  2.  Букварный период к обучению грамоте.
  3.  После букварный период.

С материалом подготовительного периода необходимо знакомить детей до школы.

Одной из основных задач подготовительного периода является практическое знакомство детей с предложением, умение выделить в простых предложениях слова, делить слова на слоги, слоги на звуки и соединять звуки в слоги, слоги в слова, слова в предложения.

  1.  Игры для выделения слов из предложения и составления предложений из отдельных слов. ’’Кто придумает конец, тот и будет молодец”, ”Кто лучше” - берется две картинки, на которых изображены, например, лес и ягоды. По этим 2-мкартинкам составляется предложение. ”В лесу растут ягоды”. Затем добавляется еще одна картинка, на которой нарисованы дети. Придумают предложение по этим 3-м картинками. ”Дети в лесу собирают ягоды” и т.д.
  2.  Игры для развития умения делить слова на части и составлять из частей слова.

"Телеграф” - воспитатель называет слово, сопровождая его хлопками; дети повторяют то же самое. Сначала он дает двухсложные слова, подбирая их по возрастающей степени трудности (папа, мама, окно, кровать). Постепенно он вводит трехсложные и односложные слова (машина, стол). Только после этого дети сами могут придумать слова.

’’Закончи слово”, ’’Угадай слово”, ’’Составь слово” - из частей составить слово.

  1.  Игры для развития умения выделять звук из слова (фонематический анализ слов).

’’Кто внимательный” - воспитатель подбирает картинки, которые начинаются со звука с и показывая, называет их: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят, что во всех этих словах есть звук с. Также проводится для выделения звука на конце слова и в середине слова.

Все три варианта игры можно проводить и с другими звуками.

  1.  Игры для развития умения различать (дифференцировать) сходны звуки. Цель этих игр - научить детей различать и правильно употреблять сходные звуки. Игра ’’Прогулка на велосипедах” - воспитатель говорит: ’’Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем насосом: ”ссс...”. Дети, имитируя накачивание насоса, длительно произносят : ”ссс...”. Хорошо накачали шины, только, слышите, воздух шипит. Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как воздух шипит, когда выходит из шины?”. Дети :”шшш...”. Можно играть в игру ’’Свистит или шипит”.

Затем добиваться от каждого ребенка умения различать слова со звуками с или ш. Играя в игры ’’Подбери картинку”, ’’Назови правильно”. Дальше закрепляется в предложениях, тексте.

При проведении всех игр и занятий необходимо обучать детей правильно пользоваться голосом: не кричать, не говорить раздраженно, не перенапрягать голосовые связки.

На развитие речевого дыхания можно проводить такие игры: ’’Когда это бывает”, ’’Определите место игрушки”.

До начала проведения игры воспитатель объясняет детям, что мы говорим не отрывисто, не делаем после каждого слова остановки. Если ребенок не может дать полного ответа на вопрос воспитателя или речь его отрывиста, воспитатель дает образец правильной речи, а затем повторяет ответ вместе с ребенком.

А на развитие слухового внимания можно проводить игру ’’Найди игрушку”.

Во время игры воспитатель должен регулировать правильность усиления или ослабления хлопков.

Для закрепления звукопроизношении можно взять игры: для ] - можно показать картинки, в названии которых, звук ] стоит в конце слога: майка, чайник, чай, или же играть в игру ’’Ослик потерялся”, после этих игр нужно играть в игру ’’Чего не хватает?”. Для этого нужно подобрать игрушки или картинки, в названии которых звуки |*а имеются в начале, середине, в конце слова.

Звук Ш.

Для уточнения произношения имеющегося звука ш или вызывания его по подражанию можно проводить такие игры ”Шар лопнул”, ’’Лес шумит” - дети поднимают руки вверх, как веточки у деревьев, и пошумят как деревья, когда на них дует ветерок.

А для воспитания четкого произношения звука ш в словах можно играть в игру ’’Угадай, что в руке?”. Дальше звук закрепляется в предложениях, в тексте.

ЛИТЕРАТУРА:

 1.  Фамичева М.Ф. "Воспитание у детей правильного произношения.

 2. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в         детском саду.

3.  Хватцев М.Е. "Логопедия", "Работа с дошкольниками".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Индивидуальная работа с детьми по воспитанию чистого и правильного произношения"

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение  для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в ш...

Консультация для воспитателей «Воспитание у детей правильного произношения»

Материал будет полезен воспитателям, специалистам ДОУ....

Методика проведения индивидуальной работы с детьми в ДОУ. Циклограмма индивидуальной работы на группах.

Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение ...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛЬНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ ЗВУКОВ

Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста происходит особенно быстро.  Одной из форм организации работы по обучению произношению являются речевые зарядки, основными задачами которых явля...

Фомичева М.Ф "Воспитание у детей правильного произношения"

Фомичева М.Ф. Москва «Просвещение», 1989 г. В данном пособии приведены виды речевых нарушений, методы их коррекции (поэтапно для каждой возрастной группы, краткие характеристики речи детей...

материал из опыта работы "Индивидуальная работа с детьми по воспитанию чистого и правильного произношения"

В материале изложены факты, влияющие на чистоту и внятность произношения у дошкольников. Исходя из опыта работы, предлагаются игры на развитие речевого дыхания, фонематического восприятия....

Воспитание у детей правильного произношения

Данный материал "Воспитание у детей правильного произношения" использую в своей работе с детьми в детском саду, начиная с первой младшей группы до подготовительной. Игры и упражнения взятые ...