материал из опыта работы "Индивидуальная работа с детьми по воспитанию чистого и правильного произношения"
статья по логопедии

В материале изложены факты, влияющие на чистоту и внятность произношения у дошкольников. Исходя из опыта работы, предлагаются игры на развитие речевого дыхания, фонематического восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_iz_opyta_raboty.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная работа с детьми по воспитанию чистого и правильного произношения

(из опыта работы)

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе, что обозначено в требованиях ФГОС.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребёнку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов, и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и, как следствие, недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения.

Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения и от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков. Задача логопеда– развивать у детей подвижность языка (умение поднимать язык вверх, отодвигать вглубь рта и т.д.), губ (умение их открывать, вытягивать вперед и т.д.), регуляцию движений нижней челюсти.

Так как речь связана с движениями речевого аппарата большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Обычно она включает в себя 3-5 упражнений в зависимости от звуков, которые нарушены, от степени сложности речевого дефекта.

Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряжённость в органах артикуляции. Это также оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения. Поэтому я применяю систему расслабляющих упражнений, которые помогают снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции и научат детей ощущать движения языка, губ, челюсти. Материал для тренировки мелкой моторики пальцев рук, развитию движений речевого аппарата, ощущений от движения органов артикуляции преподношу детям в виде сказок, стишков, загадок. Ребёнок, увлекаясь игрой, стараясь соблюсти её условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение

Большое значение для правильного развития произносительной (звуковой) стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование.

Например, некоторые дети неправильно произносят звук «р» лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении «р». Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Для развития речевого дыхания использую такие игры, как «Чей одуванчик раньше улетит?», «Духобол». Очень полезны упражнения дыхательной гимнастики («Крылышки», «Поймаем бабочку»), пропевание гласных звуков с движениями («Рубим дрова», «Пускаем облачко», «Поймаем лучик» и т.д.).

Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза - неотъемлемая часть работы по устранению недостатков звукопроизношения. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал-мял, рак-лак, том-дом. Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение. Опираясь на слух, ребёнок контролирует свою артикуляцию и стремится приблизить, «подогнать» своё произношение к произношению окружающих. Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при общении с детьми я слежу за своей речью, говорю не торопясь, чётко произношу слова, соблюдать нормы литературного произношения.

На индивидуальных занятиях дети также учатся воспроизводить ритмический рисунок хлопками, отстукиванием на барабане. Также ритмический рисунок может выполняться самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе, шагом, бегом, прыжками.

Для автоматизации поставленных звуков в слогах и словах использую считалки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Индивидуальная работа с детьми по воспитанию чистого и правильного произношения"

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение  для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в ш...

Консультация для воспитателей «Воспитание у детей правильного произношения»

Материал будет полезен воспитателям, специалистам ДОУ....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛЬНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ ЗВУКОВ

Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста происходит особенно быстро.  Одной из форм организации работы по обучению произношению являются речевые зарядки, основными задачами которых явля...

Фомичева М.Ф "Воспитание у детей правильного произношения"

Фомичева М.Ф. Москва «Просвещение», 1989 г. В данном пособии приведены виды речевых нарушений, методы их коррекции (поэтапно для каждой возрастной группы, краткие характеристики речи детей...

Воспитание у детей правильного произношения

Данный материал "Воспитание у детей правильного произношения" использую в своей работе с детьми в детском саду, начиная с первой младшей группы до подготовительной. Игры и упражнения взятые ...