Использование приемов мнемотехники на этапе автоматизации звуков при проведении индивидуальных логопедических занятий.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Маркова Светлана Петровна

Специально разработанные игры с использованием приемов мнемотехники, применяемые при автоматизауии звуков у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ

НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Маркова Светлана Петровна

Учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 47» города Ачинска, Красноярского края.

Психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, нарушение внимания, памяти, гиперактивностью в поведении. Во многом результативность в работе учителя-логопеда достигается путем применения различных психологических приемов и методов обучения. Одним из таких приемов является метод мнемотехники, активно применяемый не только в психологии, но и в педагогике.

Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотехники в логопедической работе по автоматизации звуков дает значительную положительную динамику. Положительный эффект достигается взаимодействием психических функций и систем детского организма, созданием обходного пути, ассоциативного воспроизведение ранее полученных знаний, умений и навыков.

        У детей с речевой патологией в сравнении с нормой наиболее страдает двигательная и речеслуховая память. Значит, для полноценного когнитивного, речевого и личностного развития ребенка к  приоритетным направлениям коррекционно-развивающего воздействия следует отнести развитие памяти различной модальности.

Учитель-логопед, выполняя свою основную задачу – коррекция речи, может успешно оказывать и психологическую помощь детям на индивидуальных занятиях, в частности помочь ребенку овладеть некоторыми приемами запоминания. Мнемотехнические приемы, освоенные ребенком, будут служить ему каждый раз, когда он столкнется с необходимостью что-либо запомнить.  В четыре-пять лет, а именно в это время у большинства детей начинают выявляться речевые проблемы, скорость развития памяти выше, чем скорость развития других интеллектуальных функций. Но запоминание происходит непроизвольно, без волевого усилия со стороны ребенка. Запоминается то, что важно ему в данный момент, связано с его жизненными потребностями и сильными эмоциями. Однако недостаточно поставить перед ребенком задачу запомнить, нужно научить его, как запомнить.

Память ребенка носит наглядно-образный характер, то есть он лучше запоминает предметы и картинки. Со временем увеличивается не только объем и скорость запоминания, меняется сам характер этого процесса.

        На этапе автоматизации звуков учитель-логопед применяет один или несколько приемов мнемотехники. При этом, наибольший эффект достигается при их использовании в виде игр.

Цель таких игр: автоматизация поставленного звука на материале прямых или обратных  слогов, слов; развитие  фонематического анализа и синтеза; тренировка произвольной слуховой, зрительной, кратковременной и оперативной памяти; логического мышления.

  1. Игра «Шифровальщик» с использованием приема мнемотехники «Числовой код» (на примере автоматизации звук «Р»).

Оборудование: игрушечный барабан, бубен, бумага, карандаш.

        Описание игры.

Заранее оговаривается, что удар в барабан обозначает слог «РА», а в бубен – «РУ».  Логопед отстукивает 3 удара в барабан, что обозначает РА-РА-РА, а затем 4 удара в бубен – (РУ-РУ-РУ-РУ). Ребенок должен посчитать и записать количество ударов цифрой. Слог «РА» кодирует буквой «А», слог «РУ» - буквой «У».

Например: «3-А», «4-У».

Далее, логопед просит ребенка воспроизвести услышанное по записи  

(вместо записи можно применять карточки с цифрами и буквами).

  1. Игры, с использованием «Фонетического приема» мнемотехники.
  1. . Игра «Одинаковый слог»

Оборудование: картинки с изображением предметов.

Описание игры.

Логопед произносит название картинок, а ребенок выкладывает их в соответствии с повторяющимся слогом в несколько рядов. Словесное и зрительное восприятие идет параллельно. Логопед, выделяя голосом, обращает внимание на повторяющийся слог в каждом ряду:

        РА: Рак, рама, нора, баран.

РЫ: Рысь, рыба, комары, шары.

        РО: Рот, рог, корова, носорог.

        РУ: Руки, руль, ручка, кенгуру.

Затем ребенку дается задание назвать картинки, в которых есть слог «РА» (первый ряд), т.д.

Дополнительные  задания:

- вспомни картинки (не подглядывая), в названии которых есть слог «РЫ»;

- вспомни картинки, которые отвечают на вопрос «КТО?», «ЧТО?»

2.2. Игра «Собери поезд»

        Оборудование: карточка с изображением паровозика, вагончиков. В вагончики вставлены картинки, где звук «Р» произносится последним в слове (топор, забор, повар, мухомор, катер, сыр, костер, т.д.)

Картинки подбираются в зависимости от цели автоматизации звука и его позиции в словах.

        Описание игры.

На стол выкладываются вагончики. Логопед и ребенок по очереди «присоединяют» к паровозу карточку с вагончиком, называя изображенный предмет и переворачивая карточку. В каждом последующем ходу называются предыдущие изображения предметов.

Например: 1участник - паровоз везет мухомор; 2 – паровоз везет мухомор и (добавляет следующий вагончик - сыр); т.д. 

3. Игра с использованием приема рифмизации  «Выложи картинки по порядку»

Оборудование: карточки к игре; комплект картинок с изображением тех предметов, которые нарисованы на карточках.

        Описание игры.

Ребенок рассматривает большую карточку в течение 10 секунд, затем переворачивает ее и, используя комплект картинок, выкладывает увиденное в том же порядке. Затем перевернув карту, проверяет правильность выполнения задания.  Для усложнения можно добавить лишнюю картинку.

Варианты изображения предметов на картах:

- мухомор, помидор, забор, ковёр.

4. Игры с использованием приема создания ассоциаций

4.1 Игра «Классификация предметов»

        Оборудование: картинки, для автоматизации звука «Р» в различных позициях: свитер, сарафан, трусы, куртка, рукавицы, сорока, ворона, страус, воробей, грач.

        Описание игры.

Детям дается задание разложить картинки на две группы. После чего ребенок называет группы обобщающим понятием, считает количество картинок  и перечисляет вслух каждый предмет из группы, четко проговаривая звук «Р». Затем ребенок отворачивается и называет слова по памяти.

Для усложнения можно добавить другие  группы  картинок (йогурт, торт, сыр, сахар, кефир; крокодил, кенгуру, зебра, носорог, тигр).

4.2. Игра «Слова ходят парами»

        Оборудование: шесть пар предметных картинок.

        Описание игры.

Картинки располагаются в два ряда: верхний ряд – строитель, страус,  корабль, мороженое, жираф, ручка; нижний ряд – подъемный кран, мастерок, Дед Мороз, тетрадь, сорока, матрос.

Ребенку предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда и объяснить свое решение.

Например: строитель – мастерок (нужен строитель для работы), страус – ворона (птицы), т.д.

Получая обоснованный ответ от ребенка, картинки объединяются. Затем после повторного проговаривания пар слов, нижний ряд убирается. Ребенку предлагается вспомнить по оставшимся картинкам их пары.

5. Игра с использованием приема символизации «Зашифрованные слова»

Оборудование: рисунки-символы (кровать, расческа, карандаш, т.д.)

Описание игры.

Ребенку дается задание: «Сейчас ты запомнишь слова- действия, которые я назову. Чтобы было легче запомнить, мы каждое слово зашифруем с помощью рисунка-символа».

Например: просыпаться – (рисунок кровати), расчесываться – (расческа), раскрашивать – (карандаш), прыгать – (парашют), строить – (кирпич), рубить – (топор), ругать – (рот).

Слова должны воспроизводиться ребенком в том виде, в каком его предлагали – в виде глаголов. На следующем занятии проверяется уровень запоминания.

6. Игры с использованием приема или метода Цицерона.

6.1. Игра «Назови, не ошибись»

        Цель: автоматизация звука «Р». тренировка зрительной памяти, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Оборудование: различные картинки, магнитная доска.

Описание игры.

Картинки прикрепляются к доске магнитами. Таким образом, расположение предметов можно менять.

Логопед дает задания:

- покажи левый край доски, правый край;

- посмотри и назови предметы с левой стороны доски;

- что стоит выше других предметов?;

- что стоит слева от ракеты?

- что находится ближе к сыру?

- повернись спиной к доске и назови предмет в середине доски.

Могут быть и другие задания.

6.2. «Запомни парочки»

        Оборудование: два одинаковых набора из шести картинок (всего 12 картинок).

        Описание игры.

Картинки перемешиваются и раскладываются в три ряда. Дается установка – запомнить расположение картинок. Чтобы помочь ребенку логопед предлагает варианты запоминания.

Например: если кроссовки находятся рядом – они всегда рядом, как ноги. Ракеты улетают далеко друг от друга. Тигр зарычал, увидев рядом кенгуру, а потом успокоился, когда кенгуру убежало, и стал, есть сыр, т.д.

Затем картинки переворачиваются, и начинается игра. Тот, кто открывает первую картинку, должен найти, где лежит вторая такая же. Все картинки, перевернутые ошибочно, снова закрываются. Игра заканчивается, когда все картинки будут перевернуты.

Примерный расклад картинок:

ракета

тигр

кенгуру

корова

кроссовки

кроссовки

сыр

сыр

тигр

кенгуру

корова

ракета

        Игровая форма проведения занятия формирует у ребенка положительный настрой по отношению к обучению. Высокая умственная и речевая нагрузка при  выполнении каждого упражнения позволяет добиться значительного обучающего эффекта и поддерживает интерес ребенка к занятию. Желательно, чтобы занятия по развитию памяти носили системный характер.

Список литературы:

  1. Волкова Л. С. Логопедия. Москва, 1998 г.
  2. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. Москва, 1987г.
  3. Олейник Н. А. Технология «Формирование связи слова и образа при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники». Новосибирск, 2008 г.
  4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.  Детство-Пресс, 2009г.
  5. Путляева Л. В. Психологические аспекты проблемного обучения / Под ред. А. А. Вербицкого. Москва, 1983г. 
  6. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Москва, 1997г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Звук "Р" (конспект индивидуального логопедического занятия с использованием нетрадиционного игрового оборудования)

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушением речи и соответственно возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Проведение н...

Автоматизация звука [Р]. Конспект группового логопедического занятия

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] для детей подготовительной группы с ФФНР. Материал занятия может быть использован для индивидуальной работы с ребёнком дома, в совместной де...

Тема: «Постановка звука [с]»Конспект индивидуального логопедического занятия.

ЦЕЛИ:- Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [с] в полном объеме.- Формировать длительную направленную воздушную струю.- Упражнять в различении слов, близких по звучанию.- Уч...

Использование интерактивных игр на этапе автоматизации звуков у старших дошкольников с ФФНР

В статье представлен материал по влиянию применения интерактивных игр на этапе автоматизации звуков у старших дошкольников с ФФНР на эффективность коррекционного воздействия и сроки введения звуков в ...

Использование нейропсихологических упражнений на этапе автоматизации звуков

Использование нейропсихологических упражнений на этапе автоматизации звуков...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Рекомендовано использовать при осуществлении работы по взаимодействию с воспитателями группы по проблеме формирования речевого общения у дошкольников....

«Волшебный мешок» Автоматизация звука Ш. Конспект подгруппового логопедического занятия, подготовительная к школе группа.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы. Занятие по автоматизации звука Ш в словах, фразах и предложениях. В занятие включены задания на развитие фонематическо...