ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Владыкина Татьяна Васильевна

Рекомендовано использовать при осуществлении работы по взаимодействию с воспитателями группы по проблеме формирования речевого общения у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_mnemotehniki_seminar_v_svetlyachke_aprel_23.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ

НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, нарушение внимания, памяти, гиперактивностью в поведении. Во многом результативность в работе учителя-логопеда достигается путем применения различных психологических приемов и методов обучения. Одним из таких приемов является метод мнемотехники, активно применяемый не только в психологии, но и в педагогике.

Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотехники в логопедической работе по автоматизации звуков дает значительную положительную динамику. Положительный эффект достигается взаимодействием психических функций и систем детского организма, созданием обходного пути, ассоциативного воспроизведение ранее полученных знаний, умений и навыков.

        У детей с речевой патологией в сравнении с нормой наиболее страдает двигательная и речеслуховая память. Значит, для полноценного когнитивного, речевого и личностного развития ребенка к  приоритетным направлениям коррекционно-развивающего воздействия следует отнести развитие памяти различной модальности.

Учитель-логопед, выполняя свою основную задачу – коррекция речи, может успешно оказывать и психологическую помощь детям на индивидуальных занятиях, в частности помочь ребенку овладеть некоторыми приемами запоминания. Мнемотехнические приемы, освоенные ребенком, будут служить ему каждый раз, когда он столкнется с необходимостью что-либо запомнить.  В четыре-пять лет, а именно в это время у большинства детей начинают выявляться речевые проблемы, скорость развития памяти выше, чем скорость развития других интеллектуальных функций. Но запоминание происходит непроизвольно, без волевого усилия со стороны ребенка. Запоминается то, что важно ему в данный момент, связано с его жизненными потребностями и сильными эмоциями. Однако недостаточно поставить перед ребенком задачу запомнить, нужно научить его, как запомнить.

Память ребенка носит наглядно-образный характер, то есть он лучше запоминает предметы и картинки. Со временем увеличивается не только объем и скорость запоминания, меняется сам характер этого процесса.

        На этапе автоматизации звуков учитель-логопед применяет один или несколько приемов мнемотехники. При этом, наибольший эффект достигается при их использовании в виде игр.

Цель таких игр: автоматизация поставленного звука на материале прямых или обратных  слогов, слов; развитие  фонематического анализа и синтеза; тренировка произвольной слуховой, зрительной, кратковременной и оперативной памяти; логического мышления.

  1. Игра «Шифровальщик» с использованием приема мнемотехники «Числовой код» (на примере автоматизации звук «Р»).

Оборудование: игрушечный барабан, бубен, бумага, карандаш.

        Описание игры.

Заранее оговаривается, что удар в барабан обозначает слог «РА», а в бубен – «РУ».  Логопед отстукивает 3 удара в барабан, что обозначает РА-РА-РА, а затем 4 удара в бубен – (РУ-РУ-РУ-РУ). Ребенок должен посчитать и записать количество ударов цифрой. Слог «РА» кодирует буквой «А», слог «РУ» - буквой «У».

Например: «3-А», «4-У».

Далее, логопед просит ребенка воспроизвести услышанное по записи  

(вместо записи можно применять карточки с цифрами и буквами).

  1. Игра «Одинаковый слог»

Оборудование: картинки с изображением предметов.

Описание игры.

Логопед произносит название картинок, а ребенок выкладывает их в соответствии с повторяющимся слогом в несколько рядов. Словесное и зрительное восприятие идет параллельно. Логопед, выделяя голосом, обращает внимание на повторяющийся слог в каждом ряду:

        РА: Рак, рама, нора, баран.

РЫ: Рысь, рыба, комары, шары.

        РО: Рот, рог, корова, носорог.

        РУ: Руки, руль, ручка, кенгуру.

Затем ребенку дается задание назвать картинки, в которых есть слог «РА» (первый ряд), т.д.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Звук "Р" (конспект индивидуального логопедического занятия с использованием нетрадиционного игрового оборудования)

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушением речи и соответственно возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Проведение н...

Использование приемов мнемотехники на этапе автоматизации звуков при проведении индивидуальных логопедических занятий.

Специально разработанные игры с использованием приемов мнемотехники, применяемые при автоматизауии звуков у детей старшего дошкольного возраста....

Автоматизация звука [Р]. Конспект группового логопедического занятия

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] для детей подготовительной группы с ФФНР. Материал занятия может быть использован для индивидуальной работы с ребёнком дома, в совместной де...

Тема: «Постановка звука [с]»Конспект индивидуального логопедического занятия.

ЦЕЛИ:- Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [с] в полном объеме.- Формировать длительную направленную воздушную струю.- Упражнять в различении слов, близких по звучанию.- Уч...

Использование интерактивных игр на этапе автоматизации звуков у старших дошкольников с ФФНР

В статье представлен материал по влиянию применения интерактивных игр на этапе автоматизации звуков у старших дошкольников с ФФНР на эффективность коррекционного воздействия и сроки введения звуков в ...

Использование нейропсихологических упражнений на этапе автоматизации звуков

Использование нейропсихологических упражнений на этапе автоматизации звуков...

«Волшебный мешок» Автоматизация звука Ш. Конспект подгруппового логопедического занятия, подготовительная к школе группа.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы. Занятие по автоматизации звука Ш в словах, фразах и предложениях. В занятие включены задания на развитие фонематическо...