Использование нейропсихологических упражнений на этапе автоматизации звуков
картотека по логопедии

Андреева Наталья Сергеевна

Использование нейропсихологических упражнений на этапе автоматизации звуков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нейропсихологических упражнений на этапе автоматизации звуков

Процесс автоматизации звуков чаще всего достаточно длителен и трудоёмок для ребёнка. И поэтому мы, логопеды, стараемся всеми возможными способами сделать этот процесс интересным и разнообразным, но в тоже время продуктивным для ребёнка. Весёлые игры и упражнения занимают большое время при автоматизации звуков.

Применение        нейропсихологических        упражнений        на        этом        этапе позволяет улучшить умственную деятельность, синхронизировать работу полушарий, содействует запоминание, повышает стойкость внимания, улучшает процесс письма. Всё это способствует более эффективной автоматизации звуков в различных позициях и ввода их в самостоятельную речь ребёнка.

«Симметричные рисунки»

1. Ребёнок рисует в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (горизонтальные, вертикальные, ломанные линии, геометрические фигуры и т.д.). На начальном этапе, если ребёнок затрудняется, рисуем совместно – рука в руке.

2. Использование деревянных межполушарные доски для рисования двумя руками. Если их нет, то можно нарисовать разнообразные фигуры и линии на картоне и просто обводить их пальчиками.

3.        Использование        различных        готовых        прописей        для        развития межполушарного взаимодействия.

Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Дайте ребёнку в обе руки по карандашу. Необходимо рисовать двумя руками одновременно зеркально-симметричные рисунки, буквы. Это могут быть простые дорожки, спиральки и п.д.

 «Замочек». Ребёнок складывает кисти рук в замок и крутит большие пальцы вокруг друг друга то в одну сторону, то в другую. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп можно увеличить.

Во        время        выполнения        этих        упражнений        ребёнок        одновременно произносит автоматизируемый звук. Звук можно произносить громко и тихо, быстро и медленно, длительно и отрывисто.

«Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.

«Лягушка». Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный,

средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

«Стул». Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Потом — одновременная смена положений рук. По мере усвоения — движения ускорять.

«Стол». Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.). Потом — одновременная смена положений рук. По мере усвоения — движения ускорять.

Массаж (самомассаж). Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.

«Щелчки». Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному. Затем палец отпускают, и он с силой падает вниз.

На каждый щелчок назвать слоги или предметы с автоматизируемым звуком. «Ладушки».        Классический        вариант.        Вариант        ладонь        –        кулак.

Усложнение задачи: хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая — правая», хлопок с партнером «правая — левая». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов.

«Класс – заяц». Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.

«Нос-ухо» Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос.

«Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди»

«Кулачок — ладошка». Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка.

Во время выполнения данных упражнений ребёнок проговаривает звуки, слоги или слова с автоматизируемым звуком. Сначала все упражнения выполняются медленно. В дальнейшем темп можно постепенно увеличивать.

«Скажи        и        покажи».        Ребёнок        поочерёдно        повторяет        слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками. Используется для автоматизации или дифференциации различных звуков.

«Скажи        и        покажи        нужной        рукой».        Используется        для дифференциации оппозиционных звуков. Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками (если в слове есть звук [С], движение выполняется правой рукой, если в слове есть звук [Ш], движение выполняется левой рукой).

Дополнительным усложнением в данных играх может стать одновременной использование символов «Молчу — шепчу — кричу».

Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.

Цветные дорожки Н. Коняхиной. Шагая пальчиками по дорожкам заданного цвета ребёнок проговаривает отрабатываемый речевой материал. Одновременное использование с нейропсихологическими упражнениями фонетических ритмо-рифмовок также способствует повышению интереса детей к занятиям, и соответственно повышает эффективность проводимой работы.

Занятия        необходимо        проводить        систематически        в        спокойной, доброжелательной        обстановке.        Важно        точное        выполнение        каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия     начинаются     с     изучения     упражнений,     которые     постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками

Одна из проблем, встречающихся в логопедической работе с дошкольниками, заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.Коноваленко С. В. выделила несколько причин ...

Использование приемов мнемотехники на этапе автоматизации звуков при проведении индивидуальных логопедических занятий.

Специально разработанные игры с использованием приемов мнемотехники, применяемые при автоматизауии звуков у детей старшего дошкольного возраста....

Презентация "Использование игровых приемов на этапе автоматизации звуков"

Предлагаемые игровые приемы и задания помогут поддержать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции, стать основой для установления контак...

Использование интерактивных игр на этапе автоматизации звуков у старших дошкольников с ФФНР

В статье представлен материал по влиянию применения интерактивных игр на этапе автоматизации звуков у старших дошкольников с ФФНР на эффективность коррекционного воздействия и сроки введения звуков в ...

«Использование игровых приемов на этапе автоматизации звуков речи у дошкольников».

laquo;Использование игровых приемов на этапе автоматизации звуков речи у дошкольников»....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Рекомендовано использовать при осуществлении работы по взаимодействию с воспитателями группы по проблеме формирования речевого общения у дошкольников....