Комплексное занятие во второй младшей группе «Формирование элементарного экологического представления о жизни диких животных» «В гостях у лисички!»
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа) на тему

Спирева Наталья Анатольевна

Расширить знания детей о жизни диких животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dik.zhiv_._2_ml.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе
«Формирование элементарного экологического представления о жизни диких животных»
«В гостях у лисички!»

Составитель:

Спирева Н.А.,  учитель логопед,

Гаас Л.Н., воспитатель.

Цель: расширить знания детей о жизни диких животных.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с обобщающим понятием «дикие животные».
  2. Расширять представления детей о диких животных, учить отмечать характерные признаки их представителей и  их детенышей, места обитания и питанием животных.

Развивающие:

  1. Работа над простым предложением.  Учить, отчетливо произносить и короткие фразы, говорить спокойно.
  2. Учить вести диалог с педагогом, внимательно слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
  3. Упражнять в словообразовании и словоизменении.
  4. Упражнять в изменении силы голоса и речевом дыхании.

Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику. Координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности, общих речевых навыков. 

Воспитательные:

  1. Формировать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: Костюм лисы (взрослый), игрушечный медведь, заяц, белка; ширма, «полянка». Муляжи (ягоды, морковка, капуста, орешки, рыба).  Аромотерапия (масло пихты). Украшение групповой комнаты: осенние листья, деревьев, елочки. Угощение детям.

ИКТ - Презентация «Дикие животные в лесу».

Предварительная работа: беседа о диких животных, разучивание стихотворений, физминуток.

Ход занятия:

                                             

  1. Вводная беседа

В: -  Ребята, приглашаю вас в веселое путешествие. А отправимся мы с вами сегодня в лес.

- Как вы думаете, на чем мы можем добраться до леса?

СЛАЙД «Поезд» + муз.сопровождение «Паровозик из Ромашково»

  1. Дыхательные упражнения

В: Строимся друг за другом, рассаживаемся по вагонам.

- Как гудит поезд (Д: ту – ту). Давайте скажем ТИХО. А теперь ГРОМКО.

И еще ГРОМЧЕ. Поехали!

       

В: Приехали в лес.

СЛАЙД «Лес». + муз.сопровождение «Звуки леса».

        Элементы аротерапии (Воспитатель распыляет пихтовое масло)

В: - Какой чистый воздух. Пахнет  хвоей, лесом. Вдохните глубоко носом, а выдыхаем ртом. Еще раз: вдох – выдох.

В: - Посмотрите,  кто это нас встречает?

 (Выходит логопед переодетый лисой).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

Как зовут ее?

Д: Лиса!

  1. Мимическая гимнастика

Какая красивая лисичка нас встречает! – Улыбнулись.

Посмотрите, какая у нее рыжая шубка. – Удивились.

Ой! Лисичка спряталась. – Огорчились.

Покажись нам лисичка! Вот она! – Обрадовались.

  1. Активизация, обогащение словаря по теме

Л: Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются с лисой).

Л:  Я так спешила к вам, так торопилась!  Давайте-ка присядем рядком да поговорим ладком.

Дети и лиса садятся на заранее расставленные стульчики.

- А где же мои друзья? Они тоже спешили к вам. Вы их не видели?

Д: Нет!

(раздается шабуршание)

Л: - Ой, я что-то слышу. Наверное, это они. Появляется игрушка заяц.

(Логопед показывает из-за ширмы игрушки животных, но не целиком. Дети должны угадать кто это. После беседы игрушка высаживается воспитателем на полянку.)

Л:    Я весёлый попрыгайка,

А зовут меня все… (зайка)

- Кто это?      Игрушка заяц.

 

Л: Давайте посмотрим на зайца.

- Какой заяц? (маленький, серый, пушистый…)

- Это мордочка, глаза, нос. А что это? (Это уши)

- Чьи это уши? (Это заячьи уши)

- Какие заячьи уши? (Длинные уши)

- Что это? (Это лапы)

- Чьи это лапки? (Это заячьи лапы)

- Что это? (Это хвост)

- Чей это хвост? (Это заячий хвост)

- Какой заячий хвост? (Хвост маленький)

Л:    Кто в берлоге до весны,

Днем и ночью видит сны?

- Кто это?     Игрушка медведь.

Д: Медведь.

Л: Посмотрим на медведя.

- Какой медведь? (большой, коричневый, косолапый…)

- Что это? (Это уши)

- Чьи это уши? (Это медвежьи уши)

- Какие медвежьи уши? (меленькие ушки)

- Что это? (Это лапы)

- Чьи это лапы? (Это медвежьи лапы)

- Что это? (Это хвост)

- Чей это хвост? (Это медвежий хвост)

- Какой медвежий хвост? (Хвостик маленький)

Л:    Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

- Кто это?       Игрушка белка.

Д: Белка. 

Л: Посмотрим на белочку.

- Какая белка? (маленькая, рыжая…)

- Посмотрите, у нее есть мордочка, глазки, носик.

- Что это? (Это уши)

- Чьи это уши? (Это беличьи уши)

- Какие беличьи уши? (меленькие ушки с кисточками)

- Что это? (Это лапы)

- Чьи это лапки? (Это беличьи лапки)

- Что это? (Это хвост)

- Чей это хвост? (Это беличий хвостик)

- Какой беличий хвостик? (Хвостик большой, пушистый)

Л: Скажите, а где живут мои друзья заяц, медведь и белка?

Д: В лесу.

СЛАЙД «Дикие животные в лесу»

Л: Ребята, кто знает,  как называют животных, которые живут в лесу?

Д: Дикие животные.

Л: Правильно, мы живем в лесу, далеко от человека, поэтому нас называют дикие животные. Мы сами о себе заботимся: добываем корм, находим жилища, и даже сами себя лечим себя.

В: Ребята, скажите еще раз, как называют животных, которые живут в лесу?

Д: Ответы детей. Индивидуальное проговаривание.

  1. Подвижная игра

СЛАЙД «Лисичка»+ муз.сопровождение «Плясовая»

Л: Что-то мы ребятушки засиделись.

     Рыжая плутовка манит деток ловко.

     Приглашаю всех гулять,

     В догонялки поиграть.

В: Ребята, вставайте все вокруг лисички.

(Лиса манит детей рукой в круг, затем, под быструю музыку догоняет их)

  1. Упражнение в словоизменении и словообразовании (закрепление сущ. с суф-ми -ОНОК, -ЕНОК) Работа над простым предложением. (Игра «Найди маму»)

Дети садятся на стульчики.

В: Тише, тише, ребята! Слышите, кто-то плачет. Кто это?

Л: Это детёныши, они потеряли своих мам. Давайте поможем им найти их.

        

Л: У мамы лисицы есть …

СЛАЙД «Лиса»

Д: Лисенок.

СЛАЙД «Лисенок»

В: Молодцы ребята, смотрите, какие они радостные, весёлые, теперь они вместе играют.

В: С кем играет лисица?

Д: Лисица играет с лисёнком.

Л: У мамы зайчихи есть …

СЛАЙД «Заяц»

Д: Зайчонок.

СЛАЙД «Зайчонок»

В: С кем играет зайчиха?

Д: Зайчиха играет с зайчонком.

Л: У мамы белки есть …

СЛАЙД «Белка»

Д: Бельчонок.

СЛАЙД «Бельчонок»

В: С кем играет белка?

Д: Белка играет с бельчонком.

Л: У мамы медведицы есть …

СЛАЙД «Медведь»

Д: Медвежонок.

СЛАЙД «Медвежонок»   

В: С кем играет медведица?

Д: Медведица играет с медвежонком.

В: Какие вы молодцы!

В: Давайте и мы с вами поиграем.

  1. Физкультминутка  «На водопой» Координации речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности, общих речевых навыков, закрепление сущ. с суф-ми -ОНОК, -ЕНОК

В: - Лисичка, мы с ребятами приготовили для тебя мини-спектакль.

Л:  - Я с удовольствием посмотрю и поучаствую.

   СЛАЙД «Лес с водоемом»

 Осенним днем лесной тропой

 Звери шли на водопой.

Дети спокойно идут по кругу друг за другом.

За мамой-лосихой топал лосенок,

Идут, громко топая.

За мамой лисицей крался лисенок,

Крадутся на носочках.

За мамой-ежихой катился ежонок,

Приседают, медленно двигаются вперед.

За мамой-медведицей шел медвежонок,

Идут вперевалку.

За мамою-белкой скакали бельчата,

Скачут вприсядку.

За мамой-зайчихой – косые зайчата,

Скачут на прямых ногах.

Волчица вела за собою волчат,

Идут на четвереньках.

Все мамы и дети напиться хотят.

Лицом в круг, делают движения языком – «лакают»

  1. Работа над интонационной выразительностью речи (стихи).

В: - Лисичка, а ребята еще и  стихи выучили о диких животных.

Л: -  Я и мои друзья будут рады послушать ребят.

1 реб.   У лисы в лесу глухом

             Есть нора - надежный дом!

2 реб.   Не страшны зимой метели

             Белочке в дупле у ели.

3 реб.   В берлоге мишка косолапый,

             До весны сосет он лапу.

Л: - Спасибо, ребята! Нам очень понравились ваши стихи!

  1. Активизация лексики. Места обитания диких животных.  

Л:  - Как называют домик у белки?

СЛАЙД «Дупло»

Д: Дупло

В: Где живет белка?

Д: В дупле.

Л:  - Как называют домик лисы? 

СЛАЙД «Нора»

Д: Нора.

В: Где живет лиса?

Д: В норе.

Л: - Как называется зимний дом медведя?

СЛАЙД «Берлога»

Д: Берлога.

В: Где зимует медведь?

Д: В берлоге.

Л: - Ребята, а где в лесу живет заяц?

Д: (Ответы детей) Под кустом.

СЛАЙД «Заяц под кустом»

  1.  Активизация лексики. Игра «Кто что ест?»

Л: Ох, ребята, вы так много знаете, с вами так интересно, но что-то я проголодалась.

В: Не расстраивайся, лисичка, мы в лес к диким животным не с пустыми руками пришли. Приготовили для всех угощение (из корзинки достаются угощения). 

СЛАЙД «Дикие животные. Кто что ест?»

В: - Что это?

Д: Это баночка меда.

В: - Кого угостим медом?

Д: Медведя угостим медом. (Выставляют мед рядом с игрушечным медведем)

Аналогично: ягоды- медведь,

  морковка, капуста – заяц,

 орешки – белка,

 рыба – лиса.

Л: - Спасибо, ребята за угощение! Все звери будут сыты.

  1.  Артикуляционная гимнастика. Итог занятия.

В: - Загостились мы, лисичка, у вас в лесу. Пора ребятам в детский сад возвращаться.

Л: Ребята, давайте вспомним, как называют животных, которые живут в лесу?

Д: Дикие животные.

Л: Кого из диких животных встречали?

Д: ответы детей.

В:  Сначала шли дети по дорожке – «Покусать язычок»

Лисичка бежала, хвостиком махала – «Часики»

Белочка с веточки на веточку прыгала – «Качели»

Медведь мед нашел. Наелся! – «Вкусное варенье»

Зайчик убежал подальше в лес – «Лошадка»

Л: - Будем рады вас еще видеть в лесу. А белочка вам в дорогу  гостинцы приготовила, за вашу хорошую работу и помощь всем диким животным в лесу!  (воспитателю передается корзинка с «грибочками»). До свиданья!

В и Д: До свиданья!

СЛАЙД «Поезд» + муз.сопровождение «Паровозик из Ромашково»

В: - Рассаживаемся по вагонам, поехали домой! Поехали! Ту-ту!!!

(Выходят в приемную, обсуждают, где были, кого повстречали, кому помогали. Получают угощение.)