Индивидуальное занятие по автоматизации звука Р (ОНР – III уровень, 1-ый год обучения, старшая группа) «Плывет, плывет кораблик»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Спирева Наталья Анатольевна
  1. Закрепление правильного произношения звука Р в самостоятельной речи в различных речевых структурах (изолированно, в слогах, словах, предложениях).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind_zvuk_r.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р

(ОНР – III уровень, 1-ый год обучения, старшая группа)

«Плывет, плывет кораблик»

Цели:  

  1. Закрепление правильного произношения звука Р в самостоятельной речи в различных речевых структурах (изолированно, в слогах, словах, предложениях).
  2. Развивать зрительное, слуховое восприятие и пространственную  ориентировку.
  3. Формирование контроля за собственной речью.

Оборудование: звукозапись шума моря, корабль, картинки: сорока, дятел, грач, ворона, воробей; робот, ручка, рак, рыба; парус с набором заплаток, изображение каюты (до и после шторма), картина «Сказочный остров», бревнышки со слогами, схема по разбору образования звука, сундучок, герои: Волшебница, Буратино, Карабас-Барабас, Карандаш, Чебурашка, Крокодил Гена, Красная Шапочка, Петрушка.

  1. Психогимнастика. Развитие фонематического восприятия.

Звучит запись шума прибоя.

- Закрой глаза. Послушай и запомни, что ты услышишь на звукозаписи?

(Я слышу шум воды – моря, крики чаек и музыку.)

  1. Объявление темы занятия.

- Сегодня мы отправимся в гости к сказочным героям на их волшебный остров. А путешествовать  будем на корабле.

Плывет, плывет кораблик

По синим по волнам,

А мы спешим на встречу

Скорей к своим друзьям.

  1. Развитие артикуляционного аппарата с элементами развития мелкой моторики.

- Подготовим наш кораблик к отплытию.

  1. Проверим корпус.  «Чашечка»
  2. Натянем канаты.  «Маляр»
  3. Проверим работу руля (штурвала).  «Оближи губки»
  4. Корабль готов. Поднимем трап.  «Грибок»
  5. На прощанье стучит дятел.  «Дятел»
  6. Радостно трещит сорока.  «Моторчик: тр-тр-ррр»
  7. Заводим мотор.   «Тигр: рррррр»
  1. Развитие психических процессов Игра «Четвертый лишний». Развитие фонематической компетенции.

- Поплыли!

- Пока наш корабль плывет, мы с тобой поиграем.

- Посмотри и назови, кто изображен на картинках?

    (сорока, дятел, грач, ворона, воробей)

- Кто лишний? Почему?

(лишний дятел – нет звука Р; лишний грач – перелетная птица, а не зимующая)

  1. Развитие мелкой моторики.

- Вспомни, как кормили зимующих птичек, крошили хлеб. (Имитация движения)

- Как птички клевали хлебные крошки?   («Клювик»)

- Как птицы улетали.  («Птичка летит»)

  1. Упражнения на развитие мимики и упражнения на выработку силы воздушной струи.

- Пока мы играли, погода испортилась.

- Вдруг небо потемнело, засверкали молнии. Загремел страшный гром. Мы испугались! (мимика – испуг).

- Настроение у моря испортилось, стало сердитым. (мимика – сердитый)

- Подул сильный ветер.

(Вдох через нос, выдох через рот. Повторить 3 раза с усилением)

  1. Развитие общей моторики.

- Начался шторм. А мы оказались на палубе.

Встань. Накатывает волна.

Напряги ноги, крепко прижми ступни к полу.

Волна прошла, ноги можно расслабить.( Повторить 2 – 3 раза)

  1. Зрительные упражнения.

- Посмотри вверх –  вниз (2 раза), вправо – влево (2 раза).

  1. Развитие психических процессов.

- Буря порвала паруса. Необходимо отремонтировать их.

Найди подходящую заплатку, так чтобы ее не было видно.

- Вот и пролетела буря, море стало спокойным, радостно засветило солнышко. (мимика – радость)

- Но буря все перемешала в каютах (комнатах).

Вот так было до шторма – запомни. Закрой глаза.

Открой глаза. Так стало после шторма.

- Что изменилось?

(Разбился графин, пролилась вода, закрылась книга, …)

  1. Развитие фонематического восприятия, чувства ритма.

- Наш радиоприемник поймал тревожный сигнал.

- Послушай и попробуй его повторить.

II – I – II        I – II – I         III – I – I         I – III – I

- Это сказочные герои просят о помощи. У них пропал звук Р, который заколдовала волшебница. И теперь герои не могут даже называть друг друга по имени.  

- Поможем им?

  1. Развитие просодики.

- Идем курсом на сказочный остров.

- Вот и он показался вдали. А какой красивый!

- Ах!

- Ах, какой красивый!

- Ах, какой красивый остров!

  1. Развитие фонематической компетенции.

- Сойдём на берег и идем к Волшебнице за звуком Р.

  1. Идем через сказочный дремучий лес. Чтобы его пройти нужно вспомнить, что ты знаешь о звуке Р?

(губы – в полуулыбке, зубы - приоткрыты, язык – напоминает ложечку, кончик языка касается бугорков, края прижаты к коренным зубам, воздушная струя – сильная, под ее напором кончик начинает дрожать, голос - работает)

  1. Идем по болоту. Прыгай с кочки на кочку, если услышишь звук Р:

д, р, у, м, р, л, р, т, р, р’, л’, р.

  1. Построим мост, чтобы перейти через реку. Клади бревнышко, если услышишь слово со звуком Р:

Рак, стол, урок, жара, лошадь, рысь, корова, ласточка, кукуруза.

  1. Автоматизация звука Р в прямых слогах. Развитие мелкой моторики.
  1. - Прошагай пальчиками по мостику, называя на каждом бревнышке слово со звуком Р. (На бревнышках написаны слоги РА, РО, РУ, РЫ.)
  2. - Вот и Волшебница. Она расколдует звук Р, если отгадаешь загадки.
  • Сам металлический –

                  Мозг электрический.

                              (Робот)

  • Стальной конек по белому полю бегает

                  За собой черные следы оставляет.

                          (Ручка)  

  • Ползает наоборот, задом наперед –

                  Всё под водой хватает клешнёй.

                                 (Рак)

  • Блещет в речке чистой

                  Спинкой серебристой.

                            (Рыба)

- Расколдуем звук Р с Волшебницей.

(сдуть конфетти с ладошки)

  1. - Звук расколдован, назовем героев по именам.

(Буратино, Карабас-Барабас, Карандаш, Чебурашка, Крокодил Гена, Красная Шапочка, Петрушка)

  1. - Герои хотят научить тебя чистоговоркам.

Ра-ра-ра – высокая гора.

Ры-ры-ры – летают комары.

Ру-ру-ру – енот залез в нору.

Ро-ро-ро – новое ведро.

  1. Итог.

Но нам пора возвращаться в детский сад.

- Вспомни, где мы побывали?

- Что понравилось?

- Что было трудно?

- Сказочные герои благодарят за помощь и приготовили тебе подарок в  волшебном сундучке.

- Молодец! Спасибо за занятие!

Расскажи о нашем путешествии в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной ООД в первой младшей группе "Плывет, плывет кораблик"

Тема: «Плывет, плывет кораблик» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие»,  «Речевое развитие»Виды деятельности детей: изобразительная ...

Конспект Интегрированного занятия По изобразительной деятельности в младшей группе «Плывет, плывет кораблик"

Познакомить с различными материалами (веточка дерева, скорлупа грецкого ореха, бумага и т. д.)-Научить определять признаки и свойства материала...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Л] В СЛОВАХ И В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Л] В СЛОВАХ И В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.ТЕМА: «Что случилось с зоопарком?»Использованные технологии: личностно-ор...

Занятие по автоматизации звука Ш в слогах, словах и фразовой речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Индивидуального  логопедического  занятия по автоматизации звука  Ш  в слогах, словах и фразовой речи  в старшей группе  ...

Конспект НОД по аппликации в средней группе «Плывет, плывет кораблик…»

Цель: Формировать умение создавать изображения предмета из бумажных деталей разной формы и размера.Задачи:- учить детей правильно пользоваться ножницами;- учить ровно вырезать прямоугольные предметы п...

Занятие с детьми первой младшей группы «Плывет, плывет кораблик» с использование развивающих технологий

Программное содержание.Формировать представления о величине. Учить сравни­вать два предмета по длине, понимать и правильно употреб­лять слова: длинный — короткий, длиннее — короче....

Занятие с детьми первой младшей группы «Плывет, плывет кораблик» с использование развивающих технологий

Формировать представления о величине. Учить сравни­вать два предмета по длине, понимать и правильно употреб­лять слова: длинный — короткий, длиннее — короче.Формировать грамматичес...