Занятие по автоматизации звука Ш в слогах, словах и фразовой речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Антоненко Надежда Федоровна

Индивидуального  логопедического  занятия по автоматизации звука  Ш  в слогах, словах и фразовой речи  в старшей группе 

                 для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnoe_zanyatie_zvuk_sh.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Детский сад № 2 «Ромашка»

КОНСПЕКТ

Индивидуального  логопедического  занятия по автоматизации звука  Ш  в слогах, словах и фразовой речи  в старшей группе  

                 для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Подготовила

Учитель-логопед: Антоненко Н.Ф.

2016 г.

Тема: «Звук (ш».

Этап: Автоматизация звука  [ш] в слогах, словах и фразовой речи.

Цели:

  • Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
  • Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.
  • Закрепить навыки  автоматизации звука [ш]  в слогах, словах и фразовой речи.  
  • Продолжать учить выделять звук [ш] из ряда звуков.
  • Развивать внимание, пространственную ориентировку, тонкую моторику пальцев рук, восприятие.
  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать зрительное и фонематическое восприятие.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Оборудование:

  • Фланелеграф,  картинки для  фланелеграфа  к сказке «Теремок», дидактическая игра «Улица шипелочки», карандаш, картинки: пушка, девочка, ушки,  каша, мишка, кошка, мышка, мошка, мушка, крошка, груша.

Ход занятия

  1. Организационный момент.    

Раз, два, три, четыре, пять!  Вот и в сказке мы опять!

  1. Основная часть.

     На  фланелеграфе:  теремок.

«Стоит в поле теремое-теремок, он не низок  не высок… Бежит мимо теремка мышка-норушка…..»

_ Скажи, в словах «мышка» и «норушка» какой звук общий? Будем правильно произносить его и помнить, что при произнесении звука  [Ш]  губы немного округлены и выдвинуты вперёд, а язычок – «чашечка». Выходящая воздушная

струя – тёплая.

На фланелеграфе: теремок и мышка.

«Кто – кто в теремочке живёт?»  -  Никто её не ответил, стала она жить в теремке. Решила мышка немножко поиграть.

Артикуляционная гимнастика:

Упражнения: «Улыбка» ,  «Трубочка», «Лопатка» , «Чашечка» «Вкусное варенье»,

Дыхательная гимнастика:

Упражнение : сдуть ватку с кончика носа.

Пальчиковая гимнастика: «Мышка весело жила».

Автоматизация звука [ Ш ]  в слогах. Развитие фонематического слуха.

- Вдруг слышит странные звуки. Слушай их и повторяй:

Шта – што – шту – шты                                  ашт – ошт –ушт- ышт-

Што – шту – шты –шта                                   ошт – ушт – ашт – ышт

Шту – шты – шта – што                                  ушт – ышт – ашт – ошт

Шты – шта – што – шту                                  ыш- ашт – ошт – ушт

Шка – шко –шку – шкы                                  ашк – ошк – ушк – ышк

Шко – шку – шкы – шка                                 ошк – ушк – ышк – ашк

Шку –шкы – шка – шко                                  ушк – ышк – ашк – ошк

Шкы – шка – шко – шку                                 ышк – ашк – ошк – ушк

Так скачет лягушка – квакушка.

 На фланелеграфе: теремок, мышка и лягушка.

«Кто – кто в теремочке живет? (Ребёнок отвечает: «Я -мышка – норушка. А  ты кто?»  Я -лягушка – квакушка. Пусти меня в теремок.»

_Мышка согласилась пустить лягушку в теремок, если та ей расскажет что – нибудь  интересное. Поможем с тобой лягушке. Расскажем стихотворение –шепталку.

МЫШОНОК И МЫШКА.

 Мышонку мама-мышка

Шептала: «Шалунишка!

Шумишь, шуршишь, болтаешь!

Ты маме шить мешаешь!

А я , - шептала мышка, -

Подушку шью малышка!

В подушке не пушинки,

А шутки и смешинки.»

- Как мышонок мешал маме – мышке, что она ему говорила?

(Шумишь, болтаешь, шуршишь, шить, мешаешь.)

Что делала мышка?  (Мышка делала волшебную подушку.)

Почему подушка волшебная? (В ней шутки и смешинки вместо пушинок.)

        Живут мышка и лягушка вместе – не тужат, а крепко дружат. Послушай, как им весело. Я буду начинать предложение, а ты  произноси последнее слово в нем. На каждую фразу нужно соединять большой палец с другими пальцами сначала правой, затем левой руки.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Я и ТЫ»

Я иду и ты ….. (идешь).

                                                    Я пою и ты ….(поёшь).

                                                  Я несу и ты……(несёшь).

Я бегу и ты ….(бежишь).

Я веду и ты ……(ведёшь.

Я плыву и ты …. (плывешь).

Я лечу и ты …..(летишь)

Я бегу и ты …… (бежишь).

«Как – то раз бежит мимо теремка заяц. (На фланелеграфе: теремок, мышка, лягушка, заяц.) – Кто – кто  в теремочке живет? (Ребёнок отвечает: «Я – мышка – норушка, я – лягушка – квакушка. А ты кто?»  Я зайчишка – шалунишка. Пустите меня в теремок. (Ребёнок отвечает: «А что ты умеешь делать?» А я умею рисовать. Посмотрите, что я нарисовал для вас».

- Ой. Что это? Все картинки перепутались! Поможем зайчику.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА   [Ш]   В СЛОВАХ.

Дидактическая игра «Улица Шипелочки»

(Разложить картинки со звуком  [Ш]   по домикам, определить положение звука в слове, начало, середина и конец слова)

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

Игра «Эхо».

- Однажды эхо простудилось и потеряло голос. Как ему помочь?

(Логопед выкладывает рифмованный текст на стол и картинки в определенной последовательности, помогающие ребёнку догадаться, что нужно говорить голосом эха.)

Есть в лесу опушка – пушка, пушка, пушка.

Где растет ромашка – Машка, Машка, Машка.

Квакают лягушки – ушки, ушки, ушки.

Ползает букашка – кашка, кашка, кашка.

Там стоит домишко – мишка, мишка, мишка.

В доме два окошка – кошка, кошка, кошка.

На крыльце Аркашка- кашка, кашка, кашка.

У него гармошка – мошка, мошка, мошка.

       Молодец!   А кто же подошёл к теремку? На него упала шишка, косолапый, бурый …..Мишка. (На фланелеграфе: Теремок, мышка, лягушка, заяц, медведь.)

Кто – кто в теремочке живёт? (Ребёнок отвечает: «Я -мышка – норушка, я – лягушка –квакушка, я – зайчик- побегайчик. А ты – кто?» Я – Мишка. Пустите меня в теремок, я подарю вам стишок.

  1. Заключительная часть.

   - Пустили звери мишку? Кто теперь в теремке живёт? Сегодня играя с теремком какой звук ты старался произносить правильно в словах, слогах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «Лесная сказка». Дифференциация звуков «С» - «Ш».

Рекомендован учителям- логопедам и воспитателям , работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

Логопедический досуг в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) "Круглый год"

Логопедический досуг в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Круглый год", в ходе которого обобщаются и систематизируются знания о временах года, расширяется словарный запас п...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа).Тема "Зоопарк"

Конспект занятия по логоритмической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа). Тема "Зоопарк"...

Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень

Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень...

Тематическое музыкальное занятие для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы «В стране музыкальных инструментов»

quot; В стране музыкальных инструментов" Знакомство с группой струнных музыкальных инструментов (скрипка, виолончель, гусли, балалайка, гитара) Закрепление знаний о группе ударных инструментов....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чудесное яблочко»

Сочинение детьми сказок по аналогии с русскими народными сказками, зарисовка эпизодов сказки на планшете с песком....