Тематическое музыкальное занятие для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы «В стране музыкальных инструментов»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Фирсова Светлана Михайловна

" В стране музыкальных инструментов" Знакомство с группой струнных музыкальных инструментов (скрипка, виолончель, гусли, балалайка, гитара) Закрепление знаний о группе ударных инструментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_zanyatie_dlya_detey_s_tnr_starshey_gruppy.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тематическое музыкальное занятие

для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы

 «В стране музыкальных инструментов»

ЦЕЛЬ: Знакомство с группой струнных музыкальных инструментов (скрипка, виолончель, гусли, балалайка, гитара) Закрепление знаний о группе ударных инструментов.

ЗАДАЧИ:

   1. Развивать музыкально-сенсорные способности (тембровый слух, звуковысотное, ритмическое восприятие).

   2. Способствовать развитию ощущения сильной доли, сохранения единого темпа в движении, в пении, при игре на ДМИ.

   3. Закреплять определенные ритмические структуры с помощью речевых, музыкально-ритмических упражнений и дидактических игр с использованием ИКТ.

  4.Развивать умение слаженно играть в оркестре детских музыкальных инструментов.

  5. Развивать творческое воображение, поощрять творчество детей в основных видах музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство)

  6.Закреплять знания детей о разнообразии группы ударных музыкальных инструментов, их внешнем виде, звучании.

  7. Различать на слух группы ударных и струнных инструментов.

  8.Повышать уровень специальной компетенции дошкольников путем беседы об истории создания музыкальных инструментов.

  9.Способствовать воспитанию культуры слушания произведений детской и классической музыки в живом исполнении ( виолончель, скрипка)

Подготовительная работа:

  1. Рассматривание картинок, с изображением музыкальных инструментов;
  2. Беседа о русских народных инструментах;
  3. Загадывание загадок о музыкальных инструментах;
  4. Освоение  приемов игры на ударных детских музыкальных инструментах (бубен, ложки, колокольчики);
  5. Разучивание номера для выступления  ложкарей;
  6. Работа  по  ритмическим карточкам, видеопартитуре.

   7.  Повторение ранее изученного песенного репертуара. Работа над легкостью звучания, подвижностью голоса, чистотой интонирования, артикуляцией, выразительностью и эмоциональностью исполнения;

   8.Приглашение юных музыкантов для участия в тематическом занятии.

Развивающая среда:

  1. Музыкальные инструменты группы ударных: барабан, бубен, ложки, стуколка, рубель, трещотка (деревянные ); треугольник, колокольчик, металлофон, «поющая чаша» ( металлические );

группы струнных: скрипка, виолончель, гитара, балалайка, гусли.

  1. Фонограмма укр.н.п. «Жили у бабуси» в исполнении оркестра народных  инструментов.
  2. Дидактическое пособие – ритмические карточки «Снеговики»
  3. ИКТ: видеоклип – ритмическая игра « Снеговики».
  4. Детские музыкальные инструменты по количеству детей ( ложки , колокольчики).
  5. Ноутбук.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети под музыку марша входят в музыкальный зал

Марш  В.Золотарёв

Приветствие «Здравствуйте!» Е.Арсенина :

« Здравствуйте, детки, здравствуйте! ( поют окончание) Здравстуйте, ладошки!( хлопают)

   Здравстуйте, ножки! ( топают)

   Здравствуйте, гости!( поют гости)

Ребята, нам пришло  приглашение в страну музыкальных  инструментов. Вам интересно туда попасть?

Дети: Да.

М.Р.: Но тут есть одно условие. В страну может попасть только тот,  кто   умеет  звонко и точно под музыку хлопать в ладоши. Не волнуйтесь, вы все справитесь, ведь я вам помогу в этом.

  Ладошки готовы?

А теперь слушаем и вместе со мной хлопаем окончания музыкальных фраз.

 « ПОЛЛИ» Английская  народная мелодия  .

       Вариант 1                      Вариант 2                               Вариант 3

      Такты  1-6 Слушают      Маршируют  на месте        Движутся маршем друг                

      Такты  7-8 хлопают       Такты  7-8 хлопают            за  другом по кругу,

                                                                                                               хлопают.                      

(дети проходят по залу круга и садятся на стульчики.)

М.Р: Вот мы и в Стране музыкальных инструментов. Посмотрите, их огромное количество.. Может быть вы назовёте некоторые из них?

(Дети называют разные музыкальные инструменты.)

М.Р : Молодцы! Много инструментов знаете. Но, оказывается, каждый инструмент живет в своей группе, как вы в детском саду. Группы,  о которых я вам сегодня расскажу, называются  ударными и струнными.

Чтоб на нём нам поиграть

Ноты можно и не знать

Палки в руки мы возьмём

Посильней его побьём.

М.Р.: Правильно! Барабан- это ударный инструмент, а ударные инструменты появились раньше всех. Ведь ударным инструментом может быть любой твёрдый предмет. Древние люди исполняли ритмичные танцы, помогая себе постукиванием палки о сухую деревяшку, или били одним камнем о другой. А  когда натянули шкуру животного на сосуд  и ударили по нему , то услышали громкий звук. Так появился первый барабан.

 А давайте и мы превратимся в древних людей . И попробуем изобразить ,

о чем расскажет нам барабан .

Двигательная  импровизация  «ЧТО РАССКАЖЕТ БАРАБАН?»Т.Э. Тютюнникова Музыкальный руководитель демонстрирует ритм МАРША, ПОЛЬКИ, ОСТАНОВКИ- УДАР, БЕГА. Дети определяют. Дети выполняют движения соответственно заданному ритму , не останавливая движения инструмент передать ребенку для изображения бега и остановок.

М.Р. Молодцы! Все отгадали , о чем говорит барабан.

Вслед за барабаном  появился…. ( позвенеть в бубен) бубен.

Рассаживайтесь по кругу , как у костра ,.и будем передавать бубен ритмично , на каждый ударный слог.

Игра « ВЕСЁЛЫЙ БУБЕН», муз. сопровождение « Ах вы , сени» р.н.п.  Дети передают бубен в ритме стиха, тот, кто остался с бубном выходит в центр , придумывает ритм , остальные его повторяют о принципу «Эхо»( ритмическая импровизация). Игра проводится.

Слова. Ты катись веселый бубен,

Быстро,быстро по рукам

у кого остался бубен,

Тот сыграет звонко нам.

М.Р.Давайте путешествовать дальше.

Дети подходят к столу, на котором разложены народные деревянные ударные инструменты.

           Немного позднее люди научились делать инструменты из дерева. В деревянную или берестяную коробочку они насыпали сушёный горох- получались погремушки . По деревянному брусочку стучали деревянным молоточком – стуколка выходила. Соединили маленькие плоские щепки – вот и трещотка ,приспособление,  которым гладили бельё , превратилось в рубель. А вот и наш любимый инструмент – деревянные ложки. А все эти деревянные ударные инструменты придумал русский народ  потому мы их как называем  ? Правильно, русскими народными инструментами. И относятся они к ударной группе.

Давайте возьмем ложки и сыграем в оркестре.

Песня- оркестр  ложек «ЖИЛИ У БАБУСИ ДВА ВЕСЁЛЫХ ГУСЯ» укр. Нар. песня

М.Р. Гуси получились замечательные !

Дети кладут ложки на место . На соседнем столике расположены ударные металлические :треугольник, металлофон , колокольчик, «поющая чаша»

М.Р.А здесь тоже ударные инструменты. Только сделаны они из чего ?

Дети : Из металла.

М.Р. Я хочу предложить вам озвучить шаги снеговика колокольчиками.

Проходят на стульчики. Посмотрите на картинки- здесь снеговики разные .  И шаги их будут большие и маленькие. А здесь одинаковые –большие. Они обозначают длительность звука.  

ИКТ :видеопартитура ритмической игры И. Баринова « Снеговики»

  Ребята , пора дальше продолжать путь . Мы с вами побывали в гостях у ударных группы инструментов , а теперь обратите внимание, какие инструменты расположились здесь?  Назовите их. А как одним словом их назвать?

Дети :Струнные .

 М.Р.:Правильно , все они живут в струнной группе инструментов. А почему?

Дети : Потому что звук издается с помощью струн.

М.Р.: У каждого народа был свой струнный инструмент. А какие струнные инструменты были у русского народа? (балалайка, гусли).

Я знаю, что среди вас есть маленький музыкант, который учится играть на струнном инструменте. Давайте пригласим Риту аплодисментами. А вы название инструмента знаете?

Дети : Виолончель.

«Паровоз» Г. Эрнесакс  Выступление учащейся подготовительного отделения музыкальной школы № 6 г. Рязани Решетневой Маргариты.

А у меня есть сюрприз. Сама королева   Страны  Музыкальных инструментов к нам пожаловала.

Королева: Здравствуйте , ребята ! Я рада, что вы приняли моё приглашение. Мне очень хотелось , чтобы вы услышали голос моего инструмента. А как он называется? ( Скрипка)

Каприс. Я. Донт Выступление учащейся 7 класса муз. школы № 1 Фирсовой Анны .

М.Р.Как вы думаете , о чем нам пела скрипка? Какое создала настроение ? Может вы увидели какую-нибудь картинку?( Ответы детей)

Королева: Звучание скрипки очень похоже на голос человека.

М.Р. А давайте мы попробуем повторить мотив скрипки.

Голосовая  распевка. Дети поют на определенный слог вместе с педагогом, повторяя интонацию скрипки.

Королева: Ну, а теперь я жду от вас песни.

М.Р. Мы с радостью споем для вас, надеюсь , что мы будем с вами дружить и вы снова пригласите нас в свою страну.

«ПЕСНЯ ДРУЗЕЙ» музыка В . Герчик

М.Р: Вам понравилось в Стране инструментов? Вы хотите быть не только гостями, но и жителями этой страны? Тогда вам нужно учиться музыке, постараться побольше узнать о ней, научиться играть на музыкальном инструменте. Для этого нужно быть очень терпеливым, настойчивым, упорным. А сейчас нам пора возвращаться.

Дети прощаются и под марш выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы

программа состалена в соответствии  с требованиями ФГОС, может быть использована учителями -логопедами дошкольных образовательных учреждений...

Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности «Путешествие предлогов»

Тема: «Путешествие предлогов».Цель – развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по темам  «Дикие животные», «Птицы». Закрепить навыки практического употребления в речи п...

Методическая разработка: Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, научно-методическое в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи шес...

Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа).Тема "Зоопарк"

Конспект занятия по логоритмической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа). Тема "Зоопарк"...

Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень

Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень...

Сценарий физкультурного развлечения для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы «Мы здоровью скажем «ДА»

Формировать потребность каждого ребенка в двигательной активности и физическом совершенствовании, в регулярных занятиях физической культурой и спортом....

Тематическое планирование учителя - логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи. старшая группа.

Тематическое планирование составлено на учебный год, для детей стяжелыми нарушениями речи. при составлении материала использовалась литература:  - Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические зан...