Тематическое музыкальное занятие для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы «В стране музыкальных инструментов»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
" В стране музыкальных инструментов" Знакомство с группой струнных музыкальных инструментов (скрипка, виолончель, гусли, балалайка, гитара) Закрепление знаний о группе ударных инструментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_zanyatie_dlya_detey_s_tnr_starshey_gruppy.doc | 55.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тематическое музыкальное занятие
для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы
«В стране музыкальных инструментов»
ЦЕЛЬ: Знакомство с группой струнных музыкальных инструментов (скрипка, виолончель, гусли, балалайка, гитара) Закрепление знаний о группе ударных инструментов.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать музыкально-сенсорные способности (тембровый слух, звуковысотное, ритмическое восприятие).
2. Способствовать развитию ощущения сильной доли, сохранения единого темпа в движении, в пении, при игре на ДМИ.
3. Закреплять определенные ритмические структуры с помощью речевых, музыкально-ритмических упражнений и дидактических игр с использованием ИКТ.
4.Развивать умение слаженно играть в оркестре детских музыкальных инструментов.
5. Развивать творческое воображение, поощрять творчество детей в основных видах музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство)
6.Закреплять знания детей о разнообразии группы ударных музыкальных инструментов, их внешнем виде, звучании.
7. Различать на слух группы ударных и струнных инструментов.
8.Повышать уровень специальной компетенции дошкольников путем беседы об истории создания музыкальных инструментов.
9.Способствовать воспитанию культуры слушания произведений детской и классической музыки в живом исполнении ( виолончель, скрипка)
Подготовительная работа:
- Рассматривание картинок, с изображением музыкальных инструментов;
- Беседа о русских народных инструментах;
- Загадывание загадок о музыкальных инструментах;
- Освоение приемов игры на ударных детских музыкальных инструментах (бубен, ложки, колокольчики);
- Разучивание номера для выступления ложкарей;
- Работа по ритмическим карточкам, видеопартитуре.
7. Повторение ранее изученного песенного репертуара. Работа над легкостью звучания, подвижностью голоса, чистотой интонирования, артикуляцией, выразительностью и эмоциональностью исполнения;
8.Приглашение юных музыкантов для участия в тематическом занятии.
Развивающая среда:
- Музыкальные инструменты группы ударных: барабан, бубен, ложки, стуколка, рубель, трещотка (деревянные ); треугольник, колокольчик, металлофон, «поющая чаша» ( металлические );
группы струнных: скрипка, виолончель, гитара, балалайка, гусли.
- Фонограмма укр.н.п. «Жили у бабуси» в исполнении оркестра народных инструментов.
- Дидактическое пособие – ритмические карточки «Снеговики»
- ИКТ: видеоклип – ритмическая игра « Снеговики».
- Детские музыкальные инструменты по количеству детей ( ложки , колокольчики).
- Ноутбук.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети под музыку марша входят в музыкальный зал
Марш В.Золотарёв
Приветствие «Здравствуйте!» Е.Арсенина :
« Здравствуйте, детки, здравствуйте! ( поют окончание) Здравстуйте, ладошки!( хлопают)
Здравстуйте, ножки! ( топают)
Здравствуйте, гости!( поют гости)
Ребята, нам пришло приглашение в страну музыкальных инструментов. Вам интересно туда попасть?
Дети: Да.
М.Р.: Но тут есть одно условие. В страну может попасть только тот, кто умеет звонко и точно под музыку хлопать в ладоши. Не волнуйтесь, вы все справитесь, ведь я вам помогу в этом.
Ладошки готовы?
А теперь слушаем и вместе со мной хлопаем окончания музыкальных фраз.
« ПОЛЛИ» Английская народная мелодия .
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
Такты 1-6 Слушают Маршируют на месте Движутся маршем друг
Такты 7-8 хлопают Такты 7-8 хлопают за другом по кругу,
хлопают.
(дети проходят по залу круга и садятся на стульчики.)
М.Р: Вот мы и в Стране музыкальных инструментов. Посмотрите, их огромное количество.. Может быть вы назовёте некоторые из них?
(Дети называют разные музыкальные инструменты.)
М.Р : Молодцы! Много инструментов знаете. Но, оказывается, каждый инструмент живет в своей группе, как вы в детском саду. Группы, о которых я вам сегодня расскажу, называются ударными и струнными.
Чтоб на нём нам поиграть
Ноты можно и не знать
Палки в руки мы возьмём
Посильней его побьём.
М.Р.: Правильно! Барабан- это ударный инструмент, а ударные инструменты появились раньше всех. Ведь ударным инструментом может быть любой твёрдый предмет. Древние люди исполняли ритмичные танцы, помогая себе постукиванием палки о сухую деревяшку, или били одним камнем о другой. А когда натянули шкуру животного на сосуд и ударили по нему , то услышали громкий звук. Так появился первый барабан.
А давайте и мы превратимся в древних людей . И попробуем изобразить ,
о чем расскажет нам барабан .
Двигательная импровизация «ЧТО РАССКАЖЕТ БАРАБАН?»Т.Э. Тютюнникова Музыкальный руководитель демонстрирует ритм МАРША, ПОЛЬКИ, ОСТАНОВКИ- УДАР, БЕГА. Дети определяют. Дети выполняют движения соответственно заданному ритму , не останавливая движения инструмент передать ребенку для изображения бега и остановок.
М.Р. Молодцы! Все отгадали , о чем говорит барабан.
Вслед за барабаном появился…. ( позвенеть в бубен) бубен.
Рассаживайтесь по кругу , как у костра ,.и будем передавать бубен ритмично , на каждый ударный слог.
Игра « ВЕСЁЛЫЙ БУБЕН», муз. сопровождение « Ах вы , сени» р.н.п. Дети передают бубен в ритме стиха, тот, кто остался с бубном выходит в центр , придумывает ритм , остальные его повторяют о принципу «Эхо»( ритмическая импровизация). Игра проводится.
Слова. Ты катись веселый бубен,
Быстро,быстро по рукам
у кого остался бубен,
Тот сыграет звонко нам.
М.Р.Давайте путешествовать дальше.
Дети подходят к столу, на котором разложены народные деревянные ударные инструменты.
Немного позднее люди научились делать инструменты из дерева. В деревянную или берестяную коробочку они насыпали сушёный горох- получались погремушки . По деревянному брусочку стучали деревянным молоточком – стуколка выходила. Соединили маленькие плоские щепки – вот и трещотка ,приспособление, которым гладили бельё , превратилось в рубель. А вот и наш любимый инструмент – деревянные ложки. А все эти деревянные ударные инструменты придумал русский народ потому мы их как называем ? Правильно, русскими народными инструментами. И относятся они к ударной группе.
Давайте возьмем ложки и сыграем в оркестре.
Песня- оркестр ложек «ЖИЛИ У БАБУСИ ДВА ВЕСЁЛЫХ ГУСЯ» укр. Нар. песня
М.Р. Гуси получились замечательные !
Дети кладут ложки на место . На соседнем столике расположены ударные металлические :треугольник, металлофон , колокольчик, «поющая чаша»
М.Р.А здесь тоже ударные инструменты. Только сделаны они из чего ?
Дети : Из металла.
М.Р. Я хочу предложить вам озвучить шаги снеговика колокольчиками.
Проходят на стульчики. Посмотрите на картинки- здесь снеговики разные . И шаги их будут большие и маленькие. А здесь одинаковые –большие. Они обозначают длительность звука.
ИКТ :видеопартитура ритмической игры И. Баринова « Снеговики»
Ребята , пора дальше продолжать путь . Мы с вами побывали в гостях у ударных группы инструментов , а теперь обратите внимание, какие инструменты расположились здесь? Назовите их. А как одним словом их назвать?
Дети :Струнные .
М.Р.:Правильно , все они живут в струнной группе инструментов. А почему?
Дети : Потому что звук издается с помощью струн.
М.Р.: У каждого народа был свой струнный инструмент. А какие струнные инструменты были у русского народа? (балалайка, гусли).
Я знаю, что среди вас есть маленький музыкант, который учится играть на струнном инструменте. Давайте пригласим Риту аплодисментами. А вы название инструмента знаете?
Дети : Виолончель.
«Паровоз» Г. Эрнесакс Выступление учащейся подготовительного отделения музыкальной школы № 6 г. Рязани Решетневой Маргариты.
А у меня есть сюрприз. Сама королева Страны Музыкальных инструментов к нам пожаловала.
Королева: Здравствуйте , ребята ! Я рада, что вы приняли моё приглашение. Мне очень хотелось , чтобы вы услышали голос моего инструмента. А как он называется? ( Скрипка)
Каприс. Я. Донт Выступление учащейся 7 класса муз. школы № 1 Фирсовой Анны .
М.Р.Как вы думаете , о чем нам пела скрипка? Какое создала настроение ? Может вы увидели какую-нибудь картинку?( Ответы детей)
Королева: Звучание скрипки очень похоже на голос человека.
М.Р. А давайте мы попробуем повторить мотив скрипки.
Голосовая распевка. Дети поют на определенный слог вместе с педагогом, повторяя интонацию скрипки.
Королева: Ну, а теперь я жду от вас песни.
М.Р. Мы с радостью споем для вас, надеюсь , что мы будем с вами дружить и вы снова пригласите нас в свою страну.
«ПЕСНЯ ДРУЗЕЙ» музыка В . Герчик
М.Р: Вам понравилось в Стране инструментов? Вы хотите быть не только гостями, но и жителями этой страны? Тогда вам нужно учиться музыке, постараться побольше узнать о ней, научиться играть на музыкальном инструменте. Для этого нужно быть очень терпеливым, настойчивым, упорным. А сейчас нам пора возвращаться.
Дети прощаются и под марш выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы
программа состалена в соответствии с требованиями ФГОС, может быть использована учителями -логопедами дошкольных образовательных учреждений...
Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности «Путешествие предлогов»
Тема: «Путешествие предлогов».Цель – развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по темам «Дикие животные», «Птицы». Закрепить навыки практического употребления в речи п...
Методическая разработка: Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, научно-методическое в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи шес...
Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа).Тема "Зоопарк"
Конспект занятия по логоритмической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа). Тема "Зоопарк"...
Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень
Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень...
Сценарий физкультурного развлечения для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы «Мы здоровью скажем «ДА»
Формировать потребность каждого ребенка в двигательной активности и физическом совершенствовании, в регулярных занятиях физической культурой и спортом....
Тематическое планирование учителя - логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи. старшая группа.
Тематическое планирование составлено на учебный год, для детей стяжелыми нарушениями речи. при составлении материала использовалась литература: - Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические зан...