Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности «Путешествие предлогов»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Тема: «Путешествие предлогов».

Цель – развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по темам  «Дикие животные», «Птицы». Закрепить навыки практического употребления в речи предлогов  -в,-на,-под.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_konkurs.docx857.27 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   «КОЛОКОЛЬЧИК»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

(МБДОУ «КОЛОКОЛЬЧИК»)

Конспект

логопедической непосредственно образовательной деятельности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

старшей  группы компенсирующей направленности

«Путешествие предлогов»

                                                                                 

                                                                 

                                                                       

                                                                        Разработала:      Кумакова Юлия Ивановна

                                                    учитель-логопед МБДОУ «Колокольчик»

                 

                                                                             

Тема: «Путешествие предлогов».

Цель – развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по темам  «Дикие животные», «Птицы». Закрепить навыки практического употребления в речи предлогов  -в,-на,-под.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять и обогащать знания о диких животных, птицах,  знакомить с  их жилищами;
  • Формировать практические навыки правильного употребления притяжательных прилагательных, закреплять умение согласовывать числительные с существительными, образовывать прилагательные от существительных;
  • Продолжать учить детей выделять предлоги из предложения; Составлять предложение с заданным предлогом. Ввести в словарь детей понятие «предлог».

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие слухового внимания совершенствование фонематического восприятия;
  • Развивать зрительное внимание и словесно-логическое мышление; 
  • Развивать умение отвечать на вопросы, навыки связного высказывания;
  • Развитие общей артикуляционной моторики,
  • Закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи;

Коррекционно-воспитательные:

  • Формировать экологическую культуру, воспитывать чувство прекрасного;
  • Воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости;
  • Развивать внимание, память умение слышать речь окружающих;
  •  Воспитание бережного отношения к природе и любви к животным, чувства сопереживания.

Оборудование: компьютер, презентация с изображением артикуляционной гимнастики, диких животных,  птиц, аудиозапись голосов птиц,  схем предлогов, панно с изображением леса, изображение птиц (сорока, дятел, щегол, кукушка, синица), семена подсолнечника, зеркала на каждого ребёнка.

Литература:

  1. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
  2. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия.
  3. Токарева С.И. Коррекция речевых нарушений у детей 5 -7 лет: игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика. – Волгоград: Учитель, 2012.

Ход занятия.

I. Организационный момент:

Логопед: Ребята сегодня мы с вами совершим прогулку в лес. Желаю вам хорошего, солнечного настроения и пусть это солнышко согревает вас своей любовью на протяжении всего занятия. (Слайд № 1 Изображение солнышко).

 Артикуляционная гимнастика: 

                             Приоткрыли мы окно,

                             А на улице тепло,

                             Язычок наш потянулся,

                                 Широко нам улыбнулся.

  • Упражнение «Улыбочка» (Слайд № 2)

Логопед: Погода хорошая, светит солнышко. Посмотрим на часики.

  • Упражнение «Часики». (Слайд № 3)

Логопед: Время позавтракать. Нальём чаю в чашечку

  • Упражнение «Чашечка» (Слайд № 4)  

Логопед: Язык широкий положи, а края приподними.

                 Получилась чашечка, кругленькая чашечка

                 Чашку в рот мы занесём, её бока к краям прижмём.

Логопед:  С чаем будем, есть блинчики

  • Упражнение «Блинчик» (Слайд № 5)

 Логопед: А блинчик намажем вкусным вареньем.

  • Упражнение «Вкусное варенье» (Слайд № 6)

Логопед:  После завтрака надо почистить зубки.

  • Упражнение «Чистим зубки» (Слайд № 7)     

 Логопед: А теперь пошли гулять в лес. Из леса зайка   прибежал и дорогу показала. (Слайд № 8 Изображение зайки)

Вот он с горки прокатился

  • Упражнение «Горка» (Слайд № 9)

                                                    Вдоль заборчика скакал

  • Упражнение «Заборчик» (Слайд № 10)

                                                    На качелях покатался

  • Упражнение «Качели» (Слайд № 11)

                                       И в лес зайка ускакал

 Логопед: Сядем на лошадок и  поскачем в лес за зайкой.

  • Упражнение «Лошадки» (Слайд № 12)

 Логопед: И вот мы уже в лесу

II. Основная часть:

Логопед:  Отгадайте загадку «Зимой и летом одним цветом» (ёлка) (Слайд № 13 Изображение ёлки с шишками) Посмотрите, а что у ёлки вместо листьев? (иголки, хвоя) А какие плоды растут на ёлке? (шишки)

 - Слуховая разминка «Послушай и угадай, правильно ли я сказала» (Хлопни в ладошки, если услышишь правильно названное слово)

Это фыфка? Это шишка? Это сыска? Это хыхка? Это шиска? Это шихка? Это шишка? Это фыска? Это фышка? Это хышка?  Это щищка? Это шишка?

Логопед: Правильное слово шишка.

Логопед: Послушайте и отгадайте мои загадки (Слайд № 13 Изображения животных)

             Рыжая шубка. По веткам скачет, в  дупло орешек прячет? (белка)

             Ходит летом косолапо, а зимой сосёт он лапу? (медведь)

             Рыжая, хитрая, кур крадёт? (лиса)

             Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (волк)

            Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку? (заяц)

Давайте еще раз обратим внимания на животных и скажем где они находятся  (слайд № 13)  белка на ветке, медведь в берлоге, лиса под деревом, волк в логове,  заяц на пеньке.

Логопед: Какие  короткие  слова  вам  помогали  определить,  где  находятся звери : -  в, -на, -под .

Без  них  было  бы  непонятно,  где  находятся животные.

Логопед  предлагает  детям  рассмотреть  схемы  предлогов  и  уточняет  пространственное   значение  каждого  предлога.  Что  это  за  схема,  что  она  обозначает? (Слайд № 15)

-  Это  схема  предлога  «на»,  она  обозначает,  что  предмет  находится  сверху  (на  траве,  на  дереве).

-  Это  схема  предлога  «под»,  когда  предмет  находится  под  каким-нибудь  предметом,  т.е.  внизу  (под  крышей,  под  скамейкой,  под  деревом).

-  Это  схема  предлога  «в»  она  обозначает,  что  предмет  находится  внутри  (в  гнезде, в берлоге).

-  Молодцы ребята!  Вы  правильно  назвали  все  предлоги  и  рассказали,  что  они  обозначают.

Физминутка:

Как на горке — снег, снег,          Дети медленно поднимают руки вверх.

И под горкой — снег, снег,         Медленно приседают, опускают руки.

И на елке — снег, снег,               Вновь встают и поднимают руки.

И под елкой — снег, снег.          Приседают и опускают руки.

А под снегом спит медведь.       На цыпочках бегут по кругу.

Тише, тише... Не шуметь!           Держат руки на поясе.

Игра «Кто где живёт?» - назови чьё жилище (Слайд № 15  Изображения жилищ)

      Нора (чья?) лисья нора, берлога (чья?), логово (чьё?), дупло (чьё?)

Логопед: В лесу живут не только животные, (Слайд № 16  лес и фонограмма пение птиц)  послушайте и скажите кто это? назовём одним словом – птицы (Слайд № 17  изображение птиц)

Где они сидят (Слайд №18) дятел на дереве, сорока под деревом, кукушка в гнезде.

 Игра «Посчитай птиц» (Слайд № 18  изображение птиц)

1- сова  2 - совы   5 - сов(Кукушка, синица,  сорока)

Игра «Кого не стало?» (панно дерева,  кормушки, елки,  фигурки с изображением птиц )

III. Итог занятия: (Слайд № 19 изображение солнышко) 

Логопед: Дети сегодня мы с вами совершили интересную прогулку в лес. Посмотрите,  на наше солнышко оно нам улыбается,  значит, ему было весело с нами путешествовать. Давайте на каждый лучик солнышка вспомним, чем мы сегодня занимались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка логопедической непосредственно образовательной деятельности в группе с тяжелыми нарушениями речи «Пластилиновые звуки» (модификация арт-терапевтической техники работы с мандалами)

Цель: раскрытие творческого потенциала дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, проработка внутренней позиции отношения к миру.Программные задачи:Коррекционно-образовательные:- расширение представлен...

Конспект коррекционной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе «Путешествие в страну сказок»

Задачи:Коррекционно-образовательные:- уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;- закреплять умение пересказывать эпизоды из  сказок, совершенствовать интонационную в...

Специфика организации образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи

В настоящее время увеличилось количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Причины, обуславливающее ТНР, многообразны: инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (преимуществ...

«Специфика организации образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Логопедагогику ориентирована на определенный контингент детей, имеющих нарушения речи, обусловленные несформированностью,  недоразвитием или повреждением на ранних этапах онтогенеза речевых, псих...

Рабочая программа группы компенсирующей направленности дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных отношений для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2021-2022 уч. год

Рабочая программа группы компенсирующей направленности старшего  дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных отношений  для детей с тяжёлыми нарушениями речи разработана в соо...

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну поэтического творчества А.С. Пушкина»

Речь - это великий дар природы, благодаря чему люди получают огромные возможности общения друг с другом.Дошкольный возраст несет в себе большие возможности для познания себя, познания окружающего мира...

Диагностика основных показателей речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности за 2018-2019, 2019-2020 учебные годы

В процессе диагностики речевого развития ребенка   учитель-логопед  проверяет соответствие развития речи ребенка возрастным нормам,проводит диагностику словарного запаса ребенка и его п...