Главные вкладки

    Методическая разработка логопедической непосредственно образовательной деятельности в группе с тяжелыми нарушениями речи «Пластилиновые звуки» (модификация арт-терапевтической техники работы с мандалами)
    методическая разработка по логопедии на тему

    Капустина Евгения Григорьевна

    Цель: раскрытие творческого потенциала дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, проработка внутренней позиции отношения к миру.

    Программные задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    - расширение представлений об использовании пластилина;

    - обучение создавать мандалы (для детей звучит как волшебные узоры) из пластилина (с использованием бумажных тарелочек).

    Коррекционно-развивающие:

    - развитие связной монологической речи;

    - дифференциация свистящих звуков «С» - «Ш»..

    Коррекционно-воспитательные:

    - воспитание ценностного отношения к личным продуктам деятельности;

    - воспитание ценности командного взаимодействия;

    - формирование доверительного взаимодействия.

            Обоснование разработки: занятие проходит на основе арттерапевтической техники работы с мандалами и служит ее модификацией. Мандала гармонизирует внутреннее состояние детей, снимает психоэмоциональное напряжение, так свойственное детям с тяжелыми нарушениями речи в виду речевых дефектов. В данном занятии дети работают пластилином в пространстве мандалы, тем самым создавая свою, пластилиновую мандалу, как личную (пока тренируются размазывать пластилин), так и групповую (со звуком «С» и звуком «Ш»). Техника работы с пластилином (в данном случае создается картинка на бумажной тарелочке) помогает выразить образ того или иного звука. Если на одной тарелочке таким способом «изобразить», например, «С», а на другой тарелочке – например «Ш», через изображение слов, в которые они включены, можно закреплять дифференциацию свистящих звуков. Такой взгляд на дифференциацию звуков видится более эффективным, так как дети не просто дифференцируют звуки, которые СЛЫШАТ, но и подкрепляют слуховое восприятие зрительным, ВИДЯТ эти звуки в форме интегрированного образа на тарелочке (слова, содержащие свистящий звук). Подкрепление идет также и на уровне тактильных ощущений – дети не просто ВИДЯТ интегративный образ звука «С» и звука «Ш», а сами его создают, работая с пластилином своими руками. Таким образом, в дифференциации задействуется три системы: зрительная, слуховая и тактильная.

             Оборудование: бумажные тарелочки в форме мандалы (круг), пластилин, мультимедийное оборудование, мультфильм «Приключения поросенка Фунтика».

             Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Здоровье».

             Современные образовательные технологии: технологии сотрудничества, технологии художественного творчества, игровые технологии, здоровьесберегающие, технологии информационно-коммуникативные.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metod.razrabotka_plastilinovye_zvuki.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1

    Методическая разработка логопедической непосредственно образовательной деятельности в группе с тяжелыми нарушениями речи «Пластилиновые звуки»

    (модификация арт-терапевтической техники работы с мандалами)

    Учитель-логопед: Капустина Е.Г.                                                              

    г. Славянск-на-Кубани

    2014 г         

    «Пластилиновые звуки»

    Цель: раскрытие творческого потенциала дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, проработка внутренней позиции отношения к миру.

    Программные задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    - расширение представлений об использовании пластилина;

    - обучение создавать мандалы (для детей звучит как волшебные узоры) из пластилина (с использованием бумажных тарелочек).

    Коррекционно-развивающие:

    - развитие связной монологической речи;

    - дифференциация свистящих звуков «С» - «Ш»..

    Коррекционно-воспитательные:

    - воспитание ценностного отношения к личным продуктам деятельности;

    - воспитание ценности командного взаимодействия;

    - формирование доверительного взаимодействия.

            Обоснование разработки: занятие проходит на основе арттерапевтической техники работы с мандалами и служит ее модификацией. Мандала гармонизирует внутреннее состояние детей, снимает психоэмоциональное напряжение, так свойственное детям с тяжелыми нарушениями речи в виду речевых дефектов. В данном занятии дети работают пластилином в пространстве мандалы, тем самым создавая свою, пластилиновую мандалу, как личную (пока тренируются размазывать пластилин), так и групповую (со звуком «С» и звуком «Ш»). Техника работы с пластилином (в данном случае создается картинка на бумажной тарелочке) помогает выразить образ того или иного звука. Если на одной тарелочке таким способом «изобразить», например, «С», а на другой тарелочке – например «Ш», через изображение слов, в которые они включены, можно закреплять дифференциацию свистящих звуков. Такой взгляд на дифференциацию звуков видится более эффективным, так как дети не просто дифференцируют звуки, которые СЛЫШАТ, но и подкрепляют слуховое восприятие зрительным, ВИДЯТ эти звуки в форме интегрированного образа на тарелочке (слова, содержащие свистящий звук). Подкрепление идет также и на уровне тактильных ощущений – дети не просто ВИДЯТ интегративный образ звука «С» и звука «Ш», а сами его создают, работая с пластилином своими руками. Таким образом, в дифференциации задействуется три системы: зрительная, слуховая и тактильная.

            Оборудование: бумажные тарелочки в форме мандалы (круг), пластилин, мультимедийное оборудование, мультфильм «Приключения поросенка Фунтика».

            Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Здоровье».

            Современные образовательные технологии: технологии сотрудничества, технологии художественного творчества, игровые технологии, здоровьесберегающие, технологии информационно-коммуникативные.

    Пояснение о мандалах

    Мандала – это санскритское слово, означающее «круг», «колесо», «шар», «общество», «центр»… Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с четко выраженным центром.

    Внутри круга более или менее ясно обозначены основные направления – ориентиры, число которых варьирует.

    Это один из способов вибрационного исцеления, где сочетание цветовых вибраций позволяет гармонизировать свой внутренний мир или ситуацию вовне. Мандала служит картой внутренней реальности, направляющей и поддерживающей на пути к целостности.

    Ход занятия

            Учитель-логопед: Добрый день, дети! Я рада приветствовать вас на  занятии «Пластилиновые звуки». Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Пластилинию. Хотите?

            Дети: Да!

            Учитель-логопед: Тогда давайте перед путешествием произнесем волшебные слова (логоритмика, на основе разработки Суптельной О.В.):

    В Пластилинию идём                                          маршируют змейкой за ведущим

    От друзей не отстаём

    На носочках по тропинке                                    идут на носочках, руки на поясе

    Стройные все , как рябинки

    А теперь пойдём на пятках                                 идут на пятках, руки на поясе

    Вот какие мы ребятки

    Ноги выше поднимаем                                        идут с высоким подъёмом ноги

    Через кочки мы шагаем,

    Лужи, лужи впереди                                            прыжки влево- вправо

    Через них перескачи,

    Наши ноженьки устали                                        скрещенный шаг

    Заплетаться ноги стали,

    Мы немножко отдохнём                                       выстраиваются в круг обычным

    Дружно дальше все пойдём.                                 шагом, останавливаются.

    Учитель-логопед: Молодцы! А теперь давайте посмотрим, кто же нас встречает в Пластилинии. Конечно, это же наш друг из мультфильма поросенок Фунтик! – кукла. (просмотр отрывка из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика»).

    Учитель-логопед: Смотрите, дети, Фунтик принес нам вот такие вот тарелочки и пластилин. Как вы думаете, для чего это?

    Дети: Будем лепить!

    Учитель-логопед: Конечно, только сегодня мы будем лепить из пластилина необычно, по-новому. Хотите?

    Дети: Да!

    Учитель-логопед показывает, как можно размазывать кончиками большого и указательного пальца пластилин по тарелочке, в результате чего получаются изображения. Каждому ребенку учитель-логопед раздает по одной тарелочке и предлагает потренироваться. Интересуется, наблюдает, как у кого получается, помогает.

    Учитель-логопед: Хорошо, ребята, вы замечательно учитесь, быстро и правильно! А давайте теперь поиграем со звуками, они у нас сегодня тоже будут пластилиновые, как и сама страна Пластилиния.

    Учитель-логопед: Давайте разделимся на две команды по считалочке. Первые 6 человек (половина для группы из 12 человек) объединяются в одну команду, а оставшиеся – в другу. Начнем!

    Ехала белка не тележке,
    Продавала всем орешки.
    Кому два, кому три,
    Выходи из круга ты!

    Учитель-логопед: Теперь давайте попробуем изобразить свистящие звуки «Ш» и «С». Первая команда, нарисуйте на тарелочке все вместе звук «Ш». Для этого можно вспомнить слова, содержащие звук «Ш». Давайте вспомним!

    Дети: Шишка, Шура, шарф…

    Учитель-логопед: Молодцы! А теперь вторая команда – вам нужно изобразить на тарелочке звук «С». Давайте вспомним слова с этим звуком.

    Дети: Саша, сахар, слива…

    Учитель-логопед: Молодцы! Давайте приступим. (начинают изображать на тарелочках вспомнившиеся слова, создавая образы звука «С» и звука «Ш».). как здорово у вас получается! Давайте-ка поближе посмотрим, покажем обе команды друг другу, что вы изобразили, и попробуем отгадать. (Команды отгадывают, что изображено на тарелочках, а учитель-логопед акцентирует внимание на четком произнесении свистящих звуков при этом, повторяя слова и контролируя произношение детей).

    Учитель-логопед: Как же весело в Пластилинии! Ребята, вам весело?

    Дети: Да!

    Учитель-логопед: Хорошо, тогда давайте поиграем еще в одну игру. Поставим наши две тарелочки в центре комнаты и запомним, где звук «С», а где звук «Ш», повторим, потому что сейчас наши тарелочки будут собирать конфеты, которые принес нам наш друг Фунтик.

    Далее идет игра-соревнование. Дети слышат слово, которое произносит логопед, и кладут конфету в ту тарелочку, согласно звуку, который слышат в слове – звук «С» или звук «Ш». Учитель-логопед контролирует выполнение задания, помогает детям правильно определить свистящий звук. Примеры слов для игры: ГУСЬ, СОК, ШОК, СТИЛЬ, ШТИЛЬ, СКАЛА, ШКАЛА, СУТКИ, ШУТКИ. Можно способом дополнения слов в рифму:

    Положили в миску …. (КАШКУ)

    Надевал пожарный …. (КАСКУ)

    Сладко спит в берлоге …. (МИШКА)

    На столе с салатом…(МИСКА)

    На лицо надета ….(МАСКА)

    Имя нашей кошки ….(МАШКА)

    Учитель-логопед: Какие же вы все-таки молодцы! Ой, а что это звенит? (звонок). Дети, что это?

    Дети: Звонок…

    Учитель-логопед: Видно, нас уже потеряли в нашем детском саду… Давайте возвращаться из Пластилинии. Логоритмика:

    Ножками затопали,
    Ручками захлопали,
    Хи-хи-хи!
    Ха-ха-ха!

    Вот какая красота!

    В садик мы идем опять!

    А с собой возьмем конфеты, которые заработали за хорошее выполнение задания.

    Учитель-логопед: Скажите, дети, вам понравилось на занятии? Что понравилось больше всего. Хотели бы еще побывать в Пластилинии?

                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методическая разработка занятия непосредственной образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники.

    Систематизация материала по знакомству с разными техниками в изобразительной деятельности....

    Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности «Путешествие предлогов»

    Тема: «Путешествие предлогов».Цель – развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по темам  «Дикие животные», «Птицы». Закрепить навыки практического употребления в речи п...

    Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

    Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...