Приёмы обучения чтению по методике Н.А. Зайцева
статья по логопедии на тему

Скрипкина Наталья Васильевна

В консультации представлен алгоритм обучения чтению дошкольников по необычным кубикам, таблицам и развивающему материалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_zaytseva.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида  №56 «Ромашка»

ММО учителей-логопедов

Опыт работы учителя-логопеда Скрипкиной Н.В.

2013 год

г.о. Химки

Николай Александрович Зайцев – питерский учитель, специалист в английской филологии, автор методики раннего интенсивного обучения грамоте с помощью кубиков, академик Академии творческой педагогики, автор образовательных технологий, основанных на принципиально новых в конце 80-х годов XX века подходах к обучению чтению, математике. Изначально его методика обучения чтению (равно как и большинство существующих методик раннего развития) разрабатывалась для первых классов спецшколы для детей с задержкой умственного развития. Затем она стала применяться для старших групп обычных детских садов, и к 1991 году уже предлагалась для детей 3-4-х лет. Затем пошел процесс «одомашивания» методики: ее стали адаптировать и для родителей, чтобы те могли сами заниматься дома с детьми.

В основе системы Н.А. Зайцева лежит идея о том, что элементарной частицей речи является не буква, не слог, а склад или осознанное мускульное усилие речевого аппарата. Эти усилия может явно ощутить любой человек, легко обхватив рукой шею под основанием челюсти и произнеся что-нибудь вслух. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Кубики раcпознаются:

 (1) по цвету: "золотой" - желтый; "железный" - серый; "деревянный" - светло-коричневый; белый. По сочетаниям цветов: "железно-золотой", "деревянно-золотой", "железно-деревянный". По одно-двубуквенным складам с буквами трех цветов: Голубого - Г - для Гласных, Синего - С - для Согласных, Зеленого - З для твердого и мягкого Знаков. В целом, по двенадцати цветовым признакам.

 (2) По объему: кубики большие и маленькие, большие двойные (склеенные друг с другом), маленькие двойные - по четырем признакам.

 (3) По звучанию наполнителя, раздающегося при встряхивании кубиков: "золотые", "железные", "деревянные", "железно-деревянные", отсутствие звука - по пяти признакам.

 (4) По вибрации наполнителя, воспринимаемой пальцами руки, держащей кубик - по четырем признакам.

 (5) По весу - десять различий.

 (6) По сочетаниям признаков - 12 различий, делящих кубики на 12 следующих сортов:

 1) "Большой золотой" А-О-У-Ы-Э с голубыми буквами на желтом фоне. Заполняется обрезками консервной жести так, чтобы из кубика при встряхивании исходили "золотые" звуки.

 2) "Маленький золотой" Я-Ё-Ю-И-Е с голубыми буквами на желтом фоне. Заполняется как и предыдущий, но с меньшим количеством наполнителя.

 3) "Большие железно-золотые" Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ (два), В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ (два кубика), Г-ГА-ГО-ГУ-ГЫ-ГЭ, Д-ДА-ДО-ДУ-ДЫ-ДЭ, З-ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ, Л-ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛЭ, М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ (два), H-HА-HО-HУ-HЫ-HЭ, Р-РА-РО-РУ-РЫ-РЭ. Однобуквенные склады располагаются на гранях серого "Железного" цвета, двубуквенные - на "Железно-золотых" гранях. Каждый кубик заполняется шестью крышечками от бутылок из-под лимонада, издающих при встряхивании "железные" звуки.

 4) "Большой двойной желазно-золотой" Ж-ЖЬ-ЖА-ЖЁ-ЖО-ЖУ-ЖИ-ЖЕ, склеенный из двух кубиков таким образом, чтобы на больших плоскостях образовавшихся блоков размещаются по-разному пишущиеся, но одинаково произносимые Ж и ЖЬ, ЖЁ и ЖО. Каждый из кубиков заполняется так же, как и кубики предыдущего сорта.

 5) "Маленькие железно-золотые" БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ, ВЬ-ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВИ-ВЕ, ГЬ-ГЯ-ГЁ-ГЮ-ГИ-ГЕ, ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ (два), ЗЬ-ЗЯ-ЗЁ-ЗЮ-ЗИ-ЗЕ, ЛЬ-ЛЯ-ЛЁ-ЛЮ-ЛИ-ЛЕ, МЬ-МЯ-МЁ-МЮ-МИ-МЕ, HЬ-HЯ-HЁ-HЮ-HИ-HЕ, РЬ-РЯ-РЁ-РЮ-РИ-РЕ. Склады с мягкими знаками размещаются на серых, "железных" гранях, остальные - на "железно-золотых". Каждый кубик заполняется четыремя "лимонадными" крышечками.

 6) "Маленький весь железный". Й-Й-Й-Й-Й-Й. Заполняется восемью крышечками, чтобы кубик отличался от прочих сортов не только внешне, но и внутрене, по звучанию и весу.

 7) "Большие деревянно-золотые" П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ (два кубика), Ф-ФА-ФО-ФУ-ФЫ-ФЭ, К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ (два), Т-ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТЭ, С-СА-СО-СУ-СЫ-СЭ, Х-ХА-ХО-ХУ-ХЫ-ХЭ. Однобуквенные склады располагаются на "деревянных" гранях, остальные - на "деревянно-золотых". В кубик закладывается деревяшка диаметром 2,5 см и сантиметра полтора толщиной. "Что там внутри?" - спрашиваю трехлеток, встряхивающих кубик. "Деревяшки!" - отвечают хором. Можно положить и семь колобашечек сантиметра по два, приготовленных из очищенных от коры прутиков, диаметром около сантиметра.

 8) "Большие двойные деревянно-золотые" Ш-ШЬ-ША-ШЁ-ШО-ШУ-ШИ-ШЕ и Ц-ЦА-ЦО-ЦУ-ЦИ-ЦЫ-ЦЕ, склеенных из двух кубиков (по деревяшке или семь колобашечек в каждом) таким образом, что по-разному звучащие, но одинаково произносимые Ш-ШЬ, ШЁ-ШО, ЦИ-ЦЫ оказываются на больших гранях.

 9) "Маленькие деревянно-золотые" ПЬ-ПЯ-ПЁ-ПЮ-ПИ-ПЕ, ФЬ-ФЯ-ФЁ-ФЮ-ФИ-ФЕ, КЬ-КЯ-КЁ-КЮ-КИ-КЕ, ТЬ-ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТИ-ТЕ (два кубика), СЬ-СЯ-СЁ-СЮ-СИ-СЕ, ХЬ-ХЯ-ХЁ-ХЮ-ХИ-ХЕ. В каждый кубик вкладывается деревяшка диаметром примерно 2 см и чуть больше сантиметра толщиной или 5 колобашечек. Склады с мягкими знаками - на "деревянных" гранях, остальные - на "деревянно-золотых".

 10) "Маленькие двойные деревянно-золотые" Ч-ЧЬ-ЧА-ЧЁ-ЧО-ЧУ-ЧИ-ЧЕ и Щ-ЩЬ-ЩА-ЩЁ-ЩО-ЩУ-ЩИ-ЩЕ, склеенных из двух кубиков (по деревяшке или пять колобашечек в каждом) таким образом, что по-разному звучащие, но одинаково произносимые Ч-ЧЬ, ЧЁ-ЧО, Щ-ЩЬ, ЩЁ-ЩО оказываются в одной плоскости.

 11) "Большой деревянно-железный" БЪ-ВЪ-ДЪ-ЗЪ-ТЪ-СЪ с двумя железками и деревяшкой (4 колобашечками) внутри. Есть еще четыре склада с твердыми знаками: ЖЪ - межъевропейский; HЪ - конъюктивит, конъюнктура; РЪ - контръярус; ХЪ - сверхъестественный. Понятно, что при обучении чтению последними четыремя складами можно пренебречь.

 12) "Маленький беленький" со знаками препинания: точкой, запятой, вопросительным и восклицательным знаками, черточкой и знаком ударения. Плотно набейте кубик нарезанной бумагой. Считайте, что кубики собраны правильно, если удается поделить их на 12 сортов с завязанными глазами.

 Эти кубики помогают детям (от 3,5-4 лет) научится читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течение нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша). Единственное, что при начале занятий с такими маленькими детками следует пересмотреть некоторые утверждения автора и изменить подход в обучении, сделав его еще более игровым, исключив занятия по таблицам, больше внимания уделяя кубикам (методику обучения чтению малышей первого года жизни переложила Лена Данилова).

 Таким образом, алфавиту здесь отводится весьма незначительная роль, равно как и звукобуквенному анализу (какой букве какие звуки могут соответствовать). Это продиктовано, в основном, тем, что детям до 5-6 лет бывает трудно разобраться в филологических дебрях. Поэтому Николай Александрович сразу выдает ребенку все возможные склады, дескать, сам научится составлять из них слова, а потом и читать сможет. Кстати, принцип «все и сразу» действует и при зайцевском обучении счету – ребенку выдаются все числа от единицы до ста, а затем до тысячи и далее. Там, где работают по “Кубикам”, уже не удивляются читающим трёхлеткам и даже двухлеткам. Ребята поют, прыгают, бегают, хлопают в ладошки, если есть возможность — висят на канатах, ползают по шведской стенке и... как-то между прочим выучиваются читать. Не испортишь осанки — сидеть подолгу не надо; не испортишь зрения - буквы размещаются на кубиках с ребром 5 или 6 см, нет резких сочетаний цветов — чёрного и красного на белом фоне, что особенно важно при работе со слабовидящими. Как можно об этом не думать, когда у 63% учеников начальной школы наблюдаются нарушения осанки, половина выпускников нуждается в очках, более половины не подходят по состоянию здоровья к армейской службе? Логопеды сообщают, что благодаря “Кубикам” значительно быстрее выправляются недостатки речи, выучиваются читать и реабилитируются к пяти-шести годам. В Ижевске и других местах успешно обучают детей с диагнозом ДЦП. Помогают “Кубики” тугослышащим и глухим. В Краснодаре, Екатеринбурге.Многие заметили, что дети, обучающиеся по кубикам, начинают больше рисовать. Существует практика, что с помощью “Кубиков” выводят в речь молчащих (аутичных) детей.

 Так в чем же сущность новой технологии, ее отличие от прежних? Чтобы понять, что такое складовой принцип обучения чтению и что такое склады, рассмотрим наши кубики и таблицы к ним.

 В наборе “Кубиков Зайцева” 52 картонки, по навальцованным линиям легко собирающихся в кубики, три листа таблиц и методическое руководство. Пары кубиков с буквами Ж, Ш, Ц, Ч, Щ склеиваются между собой, образуя пять блоков. Кубиков Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ, П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ, В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ, К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ, ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ, ТЬ-ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТИ-ТЕ в наборе по два, чтобы иметь возможность складывать такие слова как БАБУШКА, МАМА, ПАПА, ВОВА, КОШКА, ДЯДЯ, ТЁТЯ, содержащие склады, расположенные на двух одинаковых кубиках.

 Таким образом, общее количество блоков, подлежащих узнаванию и из которых можно сложить любое слово, равно сорока.

 Кубики и таблицы предъявляются двухлеткам, трёхлеткам более старшим детям и взрослым иностранцам сразу все, сразу всеми кубиками и начинаем оперировать, складывая слова, прописывая их указкой по таблице, с первых занятий.

 Кроме системы, изложенной на кубиках, Зайцев предлагает использовать таблицы с правилами чтения, орфографии и пунктуации – однако общего с таблицами, которые показывают в школах, здесь нет. Просто это совсем другая система. Кстати, наличие таблиц и кубиков нередко называют здоровьесберегающим фактором такого обучения – ребенок не сидит долго на одном месте, а время от времени бросает взгляд на таблицу, и так или иначе, ее содержимое откладывается у него в голове. Отсюда нет ранних высоких нагрузок на спину и глаза. К тому же принцип игры, заложенный в зайцевскую модель обучения, не позволит ребенку заскучать на занятии (по Зайцеву оно должно идти в игровой форме и не дольше 25 минут). Этому могут помочь и такие приемы, как, например, пропевание складов на мотив детских песенок.

 Как мы уже говорили, пособия Зайцева - это не только обучение чтению и счету, и как правило, все они предназначены для дошкольников, причем, 4-5-летнего возраста. Согласно его методике, целенаправленно обучать ребенка чтению по «Кубикам» нужно не ранее трех лет, а до этого кубики могут быть обыкновенной игрушкой.

Ряд преимуществ методики Зайцева делают ее использование привлекательным для педагогов, работающих в коррекционных дошкольных учреждениях.

  • Обучение происходит посредством зрительно-слухового глобального восприятия склада.
  • Интерес детей поддерживается за счет двигательной активности детей, наличия постоянной игровой ситуации.
  • Обучение чтению построено на наглядно-практической деятельности детей и соответствует одному из важнейших дидактических принципов: от конкретного к абстрактному.
  • Методика не предполагает раннего знакомства с терминологией, использование фишек, схем, что делает её понятной и доступной для всех категорий детей-дошкольников.
  • Метод кубиков отвечает физиогигиеническим требованиям развития ребенка-дошкольника. Она продумана с точки зрения нагрузки на костную систему, анализаторный аппарат.
  • Методика охватывает все анализаторы: зрение, слух, речь, движение. Она формирует систему: глаз-рука-ухо-речь.
  • Методика Н. А. Зайцева может использоваться, как изолированно от других методов, так и вкупе с ними. Она является вариативной, позволяет каждому педагогу творить, экспериментировать, искать новые виды работы.

 Однако наряду с ярыми сторонниками, есть и противники зайцевского обучения чтению по кубикам. Главная их претензия – то, что у детей впоследствии возникают очень серьезные проблемы с грамотностью на письме и произношением. Например, некоторые сочетания букв, предложенные Зайцевым, существуют в очень небольшой группе слов. Например, там, где мы слышим «кафЭ», ребенок-«зайчонок» и будет писать кафЭ – склад такой дан, значит надо применить. Хорошо, если родители при этом имеют филологическое образование и объяснят ребенку, что надо писать все же букву «е». А если нет? «Е» - и все тут?

 Следующее сомнение у противников методики – в эффективности обучения. Дело в том, что многие мамы действительно покупают эти кубики детям с рождения и вертят перед малышами ими в «образовательных» целях. Однако много ли смысла ребенок поймет в словах, прочитанных в год? Ученые говорят, что у совсем маленьких детей с абстрактным мышлением туго, поэтому дети с трудом ассоциируют прочитанные слова с И уж совсем малореальными можно назвать рекламные заявления фанатов «Кубиков», что ребенок учится читать едва ли не за неделю. Кубики-то научится складывать, а понимать, ЧТО он сложил?

 Третья причина недовольства методикой Зайцева – сложности при дальнейшем обучении в школе. Когда ребенок-«зайчонок» приходит в первый класс, его могут окружать дети, которые учились читать по-другому, а то и вовсе читать не умеют. И тут начинается все с нуля. С азбуки. Со слогов (о которых «зайчонок» даже не слыхивал). Представляете потрясение? У ребенка на этой почве может возникнуть как невроз, так и стойкое отвращение к чтению вообще. А все из-за смены системы обучения (кстати, поклонники системы Зайцева всячески ругают имеющуюся школьную систему, потому что она, якобы, уравнивает всех – и глупых, и умных). Дело все в том же звуко-буквенном анализе, который методикой Зайцева не признается вообще (действительно, зачем она трехлеткам?), но очень важен для обучения русскому языку не как чужому, иностранному, а как системе речи и мышления (не даром же logo по-гречески означает и «слово», и «мысль»).

 Кто же прав? Наверное, те, кто выбирает промежуточный вариант. Кто знакомит ребенка с кубиками Зайцева, но при этом обучает и азбуке, и звуко-буквенному анализу. Ведь не секрет, что даже в советское время некоторые дети умели читать еще до школы, а первый класс с его чтением по слогам был лишь закреплением и отработкой навыков, приведением в определенную систему полученных знаний. Ведь систематизировать разрозненное гораздо проще, чем сломать одну систему, а на ней возвести другую.

Обучение дошкольников  чтению по методике Н.А. Зайцева я начинала со второго полугодия в средней группе.(Дети 4-5 лет). Сначала дети знакомились с кубиками, слушали как звучат кубики, находили большие и маленькие кубики, большие и маленькие квадратики в таблице. Первые песенки, которые пели дети, были «золотые склады» (А О У Ы Э я ё  ю и е ). Следующим этапом был поиск всех кубиков, на гранях которых были «золотые» склады. Затем мы «пели» с детьми остальные склады, следя за тем, что бы речевой материал соответствовал произносительным возможностям ребенка с ОНР. Затем дети выкладывали на кубиках и пели по таблице простейшие слова: до-м, ко-т, ша-р и т. д.

Вместе с чтением мы учили детей «писать» по таблице. Взрослый вместе с ребенком указкой находит и показывает в таблице необходимый склад: ко-ш-ка, о-са, к-ры-ша и т. д. Первыми словами для письма и чтения были имена детей, имена их родителей и другие наиболее значимые слова(любимые игрушки, мультгерои, домашние животные и т. п.). Свободный выбор речевого материала позволяет поддерживать интерес ребенка на протяжении всего занятия.

К концу обучения в средней группе все дети овладели следующими навыкками:  знали всю таблицу, могли по просьбе взрослого найти любой склад, «писали» по таблице и кубиками слова в 2-3 склада, наиболее сильные дети читали первые слова(мама, папа, Оля, Саша и т. п.) Постоянное соотнесение звукового образа склада и его написания способствовало развитию фонематического слуха ребенка, работа с таблицами развивала зрительно-пространственную координацию.

За время обучения в старшей группе практически все дети овладели чтением по таблице слов различной сложности.

В подготовительной группе основное внимание уделяется подготовке детей к школе. На этом этапе методика Зайцева выполняет вспомогательную роль.

Основными задачами являются:

  • Научить детей правильно использовать прописную букву.
  • Употреблять точку на письме.
  • Делить предложения на слова, слова на слоги, устанавливать порядок слов в предложении.
  • Предотвращать появление дисграфии.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Продолжать работу по формированию у детей навыка звуко-буквенного анализа (совмещая логопедическую и инновационные методики и готовя к традиционным символам звуков)
  • Совершенствовать технику чтения.

По итогам работы дети показывают хороший уровень развития навыка чтения.

Список литературы

  1. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно: устранение недостатков устной и письменной речи.-СПб.-М.:1996.
  2. Городилова В.И , Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: обучение, развитие и исправление недостатков.-М.-Л.1995.
  3. Зайцев Н.А. Письмо, чтение,счет: учебник нового типа для учителей, воспитателей, родителей.-СПб.:1997.
  4. КУБИКИ ЗАЙЦЕВА. Учебное пособие. — Санкт-Петербург, 1999.
  5. Комплект для дома, группы, класса. Зайцев Николай Александрович, автор, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по обучению чтению по методике Н.А.Зайцева

Данная программа является ориентиром по обучению чтению старших дошкольников по уникальной методике Н.А.Зайцева....

Конспект занятия в обучению чтения по методике Н,А, Зайцева

В конспекте указана методика Н.А. Зайцева в обучении чтения детей дошкольного возраста...

Конспект занятия по обучению чтению по методике Н.А. Зайцева «Знакомство с друзьями Ушастика» (разновозрастная группа)

Цель:учить распознавать кубики по условным признакам (глухой - звонкий, большой – маленький, железно – золотой, деревянно – золотой, золотой);составлять и читать новые слова по кубик...

Конспект занятия по обучению чтению по методике Н.А.Зайцева в старшей группе.

На занятии закрепляются и обобщаются знания по обучению грамоте, умению детей читать простые слова, соотносить прочитанное слово с предметом, составлять предложения по схеме. Развивается речь и мышлен...

Программа обучения чтению по методике Н.А.Зайцева детского клуба "Читалочка"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребёнка детский сад №5 «Ёлочка» города Ишима       Программа обучения...

Итоговое открытое занятие в подготовительной группе по обучению чтению по методике Н.А.Зайцева

Занятия по программе «Обучение чтению по кубикам Зайцева» это игры – занятия, в основе которых лежит складовой принцип обучения Н.А.Зайцева (заучивание складов, их пропевание).Принци...