Программа обучения чтению по методике Н.А.Зайцева детского клуба "Читалочка"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

Сунцова Светлана Сергеевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка детский сад №5 «Ёлочка» города Ишима

 

 

 

 

 

 

 

Программа обучения чтению

по методике Н.А.Зайцева

детского клуба «Читалочка»

 

 

 

                         Руководитель:

Сунцова Светлана Сергеевна

 

 

 

г.Ишим

 

Пояснительная записка.

 

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память,воображение, слуховые и звуковые анализаторы.

Психологи считают, что в 4 - 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7- 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.

Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка. Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры, которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:

- читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);

- читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;

- чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;

- многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;

- чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.

 

Программа обучения чтению по кубикам Н.А.Зайцева рассчитана на детей старшего возраста. Ведущая деятельность дошкольников – игровая. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в группах по 10-12 человек.

Продолжительность занятия – 30 минут.

Длительность реализации программы – 1 год. 

Цель: Обучение чтению по складам.

Задачи:

  1. Формировать навык слитного чтения;
  2. Обогатить словарный запас детей;
  3. Развивать внимание и память;
  4. Прививать интерес к чтению.

 

Особенности программы:

 

Чтение — прeвращeниe знакoв в звуки, самый быстрый и лёгкий путь к нему лежит через письмо. Этому способствуют кубики и таблицы Н.Зайцева.

Кубики различаются по цвету (золотые, железные, деревянные, белые с зелёными знаками препинания), объёму (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель — обеспечить непроизвольное, быстрое, надёжное запоминание.

  • Золотые кубики — для гласных.
  • Железные и деревянные (большие и маленькие) — для согласных и их сочетаний с гласнымитвёрдым и мягким знаком.
  • Железные — для звонких, деревянные — для глухих.
  • Большие — для твёрдых, маленькие — для мягких.

Для быстрого распознавания и надёжного запоминания кубиков используются такие приёмы:

  • деление на группы по цвету (5 различий),
  • по объёмам (4),
  • по звучанию и вибрации наполнителя (5),
  • по весу (как минимум 4).

 

В основе лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов:

  1. От общего к частному и от частного к общему.
  2. От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
  3. Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
  4. Системная подача материала.
  5. Алгоритмизация учебных действий.
  6. Учет физиологии восприятия учебной информации.
  7. Охрана здоровья учащихся.

Каждый кубик, каждая клеточка в таблице — конкретный образ. Кубики держим в руках, трясём, поворачиваем, складываем из них слова. По клеточкам водим указкой, можем писать слова, диктанты. Наглядно действуем. Постепенно, поначалу лишь в виде комментария, сопровождающего действия, вводим словесно-логическое, без всяких претензий на воспроизведение рассуждений, правил и формулировок обучающимися.

 Система таблиц создает информационное поле предмета, рассчитанное на быстрое в него погружение.

Программа обучения

1 период

2 период

3 период

  • Научить различать кубики Зайцева большие и маленькие.
  • Научить различать кубики Зайцева белые и желтые.
  • Научить различать 10-15 конкретных кубиков Зайцева.
  • Ознакомить с различным звучанием кубиков Зайцева.
  • Ознакомить с различным "пением" кубиков Зайцева.
  • Развивать мелкую моторику пальчиков.
  • Научить чтению складов и отдельных слов.
  • Научить распознаванию отдельных слов.
  • Запомнить несколько детских стихов с акцентированием ритма.
  • Расширить словарный запас.
  • Отрабатывать правильное произношение.
  • Развивать мелкую моторику пальчиков.
  • Научить осознанному чтению небольших связных текстов.
  • Запомнить ряд детских стихов и песен.
  • Расширить словарный запас.
  • Отрабатывать правильное произношение.
  • Развивать воображение.
  • Развивать мелкую моторику пальчиков.

 

Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.

Кубики и таблицы поются. Отслеживание песенок глазами (поначалу за указкой) тоже способствует запоминанию складов. Но это ещё и упражнение на удержание внимания, а также подготовка глазных мышц к движениям совершенно необходимым для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке слева направо, быстрое и безошибочное его перебрасывание справа налево с фиксацией на следующей нижней строчке и т. п.

Проговаривать и пропевать склады в порядке МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М, МЮ-МЁ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ гораздо легче, чем в любом другом, — так многие фонетисты, фонопеды, фониатры, преподаватели вокала считают.

Ритмическое проговаривание, пропевание, музыкальное сопровождение являются мощными средствами воздействия на память.

Основное правило: что пропеваем, то и в таблице показываем.

Следя за указкой и пропевая песенки хором, дети становятся внимательнее. Воспитываются навыки, необходимые для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке, перевод его на следующую, интонационное выделение знаков препинания.

Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает ещё и память тела: сверху, снизу, слева, посредине или справа

Характерной чертой является отсутствие перегрузок, ослаблений зрения и осанки. Занятия проводятся в игровой и соревновательной форме, с пропеванием учебных материалов (обеспеченных аудиозаписью), в движении, исключается монотонность, длительное пребывание обучающихся в сидячем положении. Значительную часть учебного времени обучающиеся проводят в движении (некогда присаживаться), с высоко (но не чрезмерно) поднятой головой. Стремясь побыстрее (естественный соревновательный эффект) дать правильный ответ, начинают считывать информацию не только с близкого, но среднего и дальнего расстояния, тем самым невольно тренируя и укрепляя зрение. Устранение обездвиженности, физической закрепощённости, неизбежной при работе в сидячем положении, позволяет активнее мыслить, дольше и без особого напряжения удерживать внимание на учебных задачах.

Перспективное планирование:

Месяц

Тема

Задачи, содержание

Кол-во занятий

сентябрь

Знакомство с кубиками.

 

 

Знакомство с таблицей.

 

Познакомить с кубиками, научить опознавать их по цвету, объёму, звучанию.

 

Пропевание гласных складов по таблице.

2

 

 

 

1

октябрь

Классификация больших и малых складов.

 

 

Классификация-3

 

Игра «Поезд»

 

 

«Братишки и сестрёнки» (у-ю)

Развивать умение различать твёрдые и мягкие склады.

Развивать умение различать звонкие и глухие склады.

 

Чтение складов с гласными «А», «Я»

 

Учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной гласной.

 

Дифференцировать мягкие и твёрдые звуки.

 

2

 

 

 

 

2

 

2

 

 

2

ноябрь

«Братишки и сестрёнки» (о-ё)

 

«Братишки и сестрёнки» (а-я)

 

«Братишки и сестрёнки» (э-е)

 

«Братишки и сестрёнки» (и-ы)

 

«Живое слово»

 

 

Загадки

 

 

Игра «Зоопарк»

 

«Складовые картинки»

 

Дифференцировать мягкие и твёрдые звуки.

 

Дифференцировать мягкие и твёрдые звуки.

 

Дифференцировать мягкие и твёрдые звуки.

 

Дифференцировать мягкие и твёрдые звуки.

 

Формировать навык складного синтеза

 

Выкладывание слов кубиками

 

 

Поиск нужного кубика

 

Знакомство с игрой

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

декабрь

«Складовые картинки» (птицы и животные)

 

Ударение

 

«Экономное письмо»

 

«Кубики разбежались»

 

Угадывание написанного на картинке слова.

 

 

Знакомство с новым кубиком.

 

Уметь ориентироваться по таблице.

 

 

Узнавать и читать склады на кубике.

2

 

 

 

1

 

2

 

 

1

январь

«Кто вокруг меня живёт»

 

«Что вокруг меня растёт»

 

«Детский мир»

 

«Продуктовый магазин»

 

 

Скороговорки

 

Учить интуитивному чтению разных слов

 

Учить интуитивному чтению разных слов

 

Учить интуитивному чтению разных слов

 

Учить интуитивному чтению разных слов

 

Учить читать простые предложения

1

 

 

1

 

 

1

 

1

 

 

1

Февраль

Работа с предложением

 

«Письмо слов по таблице 1»

 

«Задуманное слово»

 

«Чудесный мешочек»

 

Командная игра

 

«Кто знает, что это?»

 

«Составь слово»

Выкладывать из кубиков  простые предложения

 

Развивать зрительно-моторную координацию

 

Выкладывать слова кубиками

 

 

Поиск нужного склада в таблице на слух

 

Учить складывать слово из кубиков

 

Закрепить навык прочтения целого слова и понимание смысла

 

 Учить самостоятельно составлять слова из складов на кубиках

 

2

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

 

 

1

март

«Прочитай слова»

 

«Отгадай-ка»

 

 

«Домашние животные»

 

«Цветы»

 

«Прочитай загадку»

 

«Читаем сами»

 

Соотносить одинаковые слова

 

Узнавать слова и подбирать их на картинке

 

Учить детей распространять простое предложение

 

Формировать навык письма слов по таблице 1

 

Закреплять навык чтения

 

Закреплять навык чтения

2

 

1

 

 

2

 

 

1

 

 

1

 

1

апрель

«Игры по таблицам»

 

«Толковый словарь»

 

«Волшебники»

 

 

«Алфавит»

 

«Трансформер»

 

 

«Лото»

 

«Найди скороговорку»

 

Развивать быстроту чтения

 

 

Развивать словарный запас слов

 

 

Отрабатывать чтение слов сложной слоговой структуры

 

Познакомить с алфавитом

 

Составлять новые слова путём перестановки складов

 

Соотносить одинаковые слова

 

Закреплять навык чтения

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

 

 

1

 

2

май

«Эхо-чтение»

 

«Стихи-плакаты»

 

«Книжка-выставка»

 

«Прочитай сказку»

 

Итоговое занятие

 

Тренировать навык чтения

 

Тренировать навык чтения

 

Тренировать навык чтения

 

 

Тренировать навык беглого чтения

1

 

1

 

1

 

 

1

 

 

1

Прогнозируемый результат:

  • формируются навыки беглого чтения,
  • появляются навыки грамотного письма,
  • выправляются логопедические недостатки,
  • речь становится чище и отчётливей, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов,
  • быстро расширяется словарный запас,
  • формируется логическое мышление,
  • развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные знания.

Раннее обучение чтению детей дошкольного периода при правильно подобранной методике и с использованием специальных наглядных пособий обеспечивает формирование условий для успешного обучения в школе.

Овладение началами грамоты важный этап в умственном и речевом развитии детей. Обучаясь чтению, печатанью, дети учат довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи, делят предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Приобретая элементарные технические навыки чтения, учатся понимать смысл написанных слов, коротких предложений.

Обучение чтению способствовало развитию произвольности психических процессов, так как усвоение грамоты обусловлено высокой степенью произвольности акта чтения: необходимо произвольно сосредоточить зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на всем читаемом слове или предложении.

Ознакомление с графическими знаками (буквами) помогает наглядно увидеть, что наша речь состоит из слогов, слов, предложений. Знакомство с буквами при помощи рисунков-символов, шуточных стихов способствует формированию оптико-пространственного образа букв. Печатанье букв, слогов, слов, предложений стало возможным при достаточном развитии тонкой моторики.

Методы и приемы, использованные при обучении чтению, способствуют развитию у детей познавательных способностей, что позволит в дальнейшем избежать ошибок при чтении и письме во время обучения в школе.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Методическое обеспечение:

  1. Н.А.Зайцев Методика обучения чтению. «Кубики Зайцева», Санкт-Петербург, 2012
  2. Методики Зайцева. Марки: собаки и кошки. Издат.Дом «Нева», 2004.
  3. Н.Пятибратова. «Домашняя тетрадь к занятиям по «кубикам Зайцева», М.: ИФ «Унисерв», 2013
  4. DVD-диск «Методики Н.Зайцева. Обучение чтению.»
  5. DVD-диск «Первые Ксюшины уроки. 85 игр-занятий для обучения чтению по методике Н.А.Зайцева.»
  6. DVD-диск «Скороговорки.Чистоговорки.»
  7. Н.Зайцев, Г.Струве. «Читай и пой. Детям вместо букваря.», С.Петербург

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_chitalochka.docx37.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка детский сад №5 «Ёлочка» города Ишима

Программа обучения чтению

по методике Н.А.Зайцева

детского клуба «Читалочка»

                         Руководитель:

Сунцова Светлана Сергеевна

г.Ишим

Пояснительная записка.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память,воображение, слуховые и звуковые анализаторы.

Психологи считают, что в 4 - 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7- 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.

Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка. Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры, которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:

- читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);

- читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;

- чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;

- многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;

- чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.

Программа обучения чтению по кубикам Н.А.Зайцева рассчитана на детей старшего возраста. Ведущая деятельность дошкольников – игровая. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в группах по 10-12 человек.

Продолжительность занятия – 30 минут.

Длительность реализации программы – 1 год.  

Цель: Обучение чтению по складам.

Задачи:

  1. Формировать навык слитного чтения;
  2. Обогатить словарный запас детей;
  3. Развивать внимание и память;
  4. Прививать интерес к чтению.

Особенности программы:

Чтение — прeвращeниe знакoв в звуки, самый быстрый и лёгкий путь к нему лежит через письмо. Этому способствуют кубики и таблицы Н.Зайцева.

Кубики различаются по цвету (золотые, железные, деревянные, белые с зелёными знаками препинания), объёму (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель — обеспечить непроизвольное, быстрое, надёжное запоминание.

  • Золотые кубики — для гласных.
  • Железные и деревянные (большие и маленькие) — для согласных и их сочетаний с гласнымитвёрдым и мягким знаком.
  • Железные — для звонких, деревянные — для глухих.
  • Большие — для твёрдых, маленькие — для мягких.

Для быстрого распознавания и надёжного запоминания кубиков используются такие приёмы:

  • деление на группы по цвету (5 различий),
  • по объёмам (4),
  • по звучанию и вибрации наполнителя (5),
  • по весу (как минимум 4).

В основе лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов:

  1. От общего к частному и от частного к общему.
  2. От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
  3. Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
  4. Системная подача материала.
  5. Алгоритмизация учебных действий.
  6. Учет физиологии восприятия учебной информации.
  7. Охрана здоровья учащихся.

Каждый кубик, каждая клеточка в таблице — конкретный образ. Кубики держим в руках, трясём, поворачиваем, складываем из них слова. По клеточкам водим указкой, можем писать слова, диктанты. Наглядно действуем. Постепенно, поначалу лишь в виде комментария, сопровождающего действия, вводим словесно-логическое, без всяких претензий на воспроизведение рассуждений, правил и формулировок обучающимися.

 Система таблиц создает информационное поле предмета, рассчитанное на быстрое в него погружение.

Программа обучения

1 период

2 период

3 период

  • Научить различать кубики Зайцева большие и маленькие.
  • Научить различать кубики Зайцева белые и желтые.
  • Научить различать 10-15 конкретных кубиков Зайцева.
  • Ознакомить с различным звучанием кубиков Зайцева.
  • Ознакомить с различным "пением" кубиков Зайцева.
  • Развивать мелкую моторику пальчиков.
  • Научить чтению складов и отдельных слов.
  • Научить распознаванию отдельных слов.
  • Запомнить несколько детских стихов с акцентированием ритма.
  • Расширить словарный запас.
  • Отрабатывать правильное произношение.
  • Развивать мелкую моторику пальчиков.
  • Научить осознанному чтению небольших связных текстов.
  • Запомнить ряд детских стихов и песен.
  • Расширить словарный запас.
  • Отрабатывать правильное произношение.
  • Развивать воображение.
  • Развивать мелкую моторику пальчиков.

Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.

Кубики и таблицы поются. Отслеживание песенок глазами (поначалу за указкой) тоже способствует запоминанию складов. Но это ещё и упражнение на удержание внимания, а также подготовка глазных мышц к движениям совершенно необходимым для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке слева направо, быстрое и безошибочное его перебрасывание справа налево с фиксацией на следующей нижней строчке и т. п.

Проговаривать и пропевать склады в порядке МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М, МЮ-МЁ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ гораздо легче, чем в любом другом, — так многие фонетисты, фонопеды, фониатры, преподаватели вокала считают.

Ритмическое проговаривание, пропевание, музыкальное сопровождение являются мощными средствами воздействия на память.

Основное правило: что пропеваем, то и в таблице показываем.

Следя за указкой и пропевая песенки хором, дети становятся внимательнее. Воспитываются навыки, необходимые для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке, перевод его на следующую, интонационное выделение знаков препинания.

Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает ещё и память тела: сверху, снизу, слева, посредине или справа

Характерной чертой является отсутствие перегрузок, ослаблений зрения и осанки. Занятия проводятся в игровой и соревновательной форме, с пропеванием учебных материалов (обеспеченных аудиозаписью), в движении, исключается монотонность, длительное пребывание обучающихся в сидячем положении. Значительную часть учебного времени обучающиеся проводят в движении (некогда присаживаться), с высоко (но не чрезмерно) поднятой головой. Стремясь побыстрее (естественный соревновательный эффект) дать правильный ответ, начинают считывать информацию не только с близкого, но среднего и дальнего расстояния, тем самым невольно тренируя и укрепляя зрение. Устранение обездвиженности, физической закрепощённости, неизбежной при работе в сидячем положении, позволяет активнее мыслить, дольше и без особого напряжения удерживать внимание на учебных задачах.

Перспективное планирование:

Месяц

Тема

Задачи, содержание

Кол-во занятий

сентябрь

Знакомство с кубиками.

Знакомство с таблицей.

Познакомить с кубиками, научить опознавать их по цвету, объёму, звучанию.

Пропевание гласных складов по таблице.

2

1

октябрь

Классификация больших и малых складов.

Классификация-3

Игра «Поезд»

«Братишки и сестрёнки» (у-ю)

Развивать умение различать твёрдые и мягкие склады.

Развивать умение различать звонкие и глухие склады.

Чтение складов с гласными «А», «Я»

Учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной гласной.

Дифференцировать мягкие и твёрдые звуки.

2

2

2

2

ноябрь

«Братишки и сестрёнки» (о-ё)

«Братишки и сестрёнки» (а-я)

«Братишки и сестрёнки» (э-е)

«Братишки и сестрёнки» (и-ы)

«Живое слово»

Загадки

Игра «Зоопарк»

«Складовые картинки»

Дифференцировать мягкие и твёрдые звуки.

Дифференцировать мягкие и твёрдые звуки.

Дифференцировать мягкие и твёрдые звуки.

Дифференцировать мягкие и твёрдые звуки.

Формировать навык складного синтеза

Выкладывание слов кубиками

Поиск нужного кубика

Знакомство с игрой

1

1

1

1

1

1

1

1

декабрь

«Складовые картинки» (птицы и животные)

Ударение

«Экономное письмо»

«Кубики разбежались»

Угадывание написанного на картинке слова.

Знакомство с новым кубиком.

Уметь ориентироваться по таблице.

Узнавать и читать склады на кубике.

2

1

2

1

январь

«Кто вокруг меня живёт»

«Что вокруг меня растёт»

«Детский мир»

«Продуктовый магазин»

Скороговорки

Учить интуитивному чтению разных слов

Учить интуитивному чтению разных слов

Учить интуитивному чтению разных слов

Учить интуитивному чтению разных слов

Учить читать простые предложения

1

1

1

1

1

Февраль

Работа с предложением

«Письмо слов по таблице 1»

«Задуманное слово»

«Чудесный мешочек»

Командная игра

«Кто знает, что это?»

«Составь слово»

Выкладывать из кубиков  простые предложения

Развивать зрительно-моторную координацию

Выкладывать слова кубиками

Поиск нужного склада в таблице на слух

Учить складывать слово из кубиков

Закрепить навык прочтения целого слова и понимание смысла

 Учить самостоятельно составлять слова из складов на кубиках

2

1

1

1

1

1

1

март

«Прочитай слова»

«Отгадай-ка»

«Домашние животные»

«Цветы»

«Прочитай загадку»

«Читаем сами»

Соотносить одинаковые слова

Узнавать слова и подбирать их на картинке

Учить детей распространять простое предложение

Формировать навык письма слов по таблице 1

Закреплять навык чтения

Закреплять навык чтения

2

1

2

1

1

1

апрель

«Игры по таблицам»

«Толковый словарь»

«Волшебники»

«Алфавит»

«Трансформер»

«Лото»

«Найди скороговорку»

Развивать быстроту чтения

Развивать словарный запас слов

Отрабатывать чтение слов сложной слоговой структуры

Познакомить с алфавитом

Составлять новые слова путём перестановки складов

Соотносить одинаковые слова

Закреплять навык чтения

1

1

1

1

1

1

2

май

«Эхо-чтение»

«Стихи-плакаты»

«Книжка-выставка»

«Прочитай сказку»

Итоговое занятие

Тренировать навык чтения

Тренировать навык чтения

Тренировать навык чтения

Тренировать навык беглого чтения

1

1

1

1

1

Прогнозируемый результат:

  • формируются навыки беглого чтения,
  • появляются навыки грамотного письма,
  • выправляются логопедические недостатки,
  • речь становится чище и отчётливей, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов,
  • быстро расширяется словарный запас,
  • формируется логическое мышление,
  • развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные знания.

Раннее обучение чтению детей дошкольного периода при правильно подобранной методике и с использованием специальных наглядных пособий обеспечивает формирование условий для успешного обучения в школе.

Овладение началами грамоты важный этап в умственном и речевом развитии детей. Обучаясь чтению, печатанью, дети учат довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи, делят предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Приобретая элементарные технические навыки чтения, учатся понимать смысл написанных слов, коротких предложений.

Обучение чтению способствовало развитию произвольности психических процессов, так как усвоение грамоты обусловлено высокой степенью произвольности акта чтения: необходимо произвольно сосредоточить зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на всем читаемом слове или предложении.

Ознакомление с графическими знаками (буквами) помогает наглядно увидеть, что наша речь состоит из слогов, слов, предложений. Знакомство с буквами при помощи рисунков-символов, шуточных стихов способствует формированию оптико-пространственного образа букв. Печатанье букв, слогов, слов, предложений стало возможным при достаточном развитии тонкой моторики.

Методы и приемы, использованные при обучении чтению, способствуют развитию у детей познавательных способностей, что позволит в дальнейшем избежать ошибок при чтении и письме во время обучения в школе.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Методическое обеспечение:

  1. Н.А.Зайцев Методика обучения чтению. «Кубики Зайцева», Санкт-Петербург, 2012
  2. Методики Зайцева. Марки: собаки и кошки. Издат.Дом «Нева», 2004.
  3. Н.Пятибратова. «Домашняя тетрадь к занятиям по «кубикам Зайцева», М.: ИФ «Унисерв», 2013
  4. DVD-диск «Методики Н.Зайцева. Обучение чтению.»
  5. DVD-диск «Первые Ксюшины уроки. 85 игр-занятий для обучения чтению по методике Н.А.Зайцева.»
  6. DVD-диск «Скороговорки.Чистоговорки.»
  7. Н.Зайцев, Г.Струве. «Читай и пой. Детям вместо букваря», С.Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по обучению чтению по методике Н.А.Зайцева

Данная программа является ориентиром по обучению чтению старших дошкольников по уникальной методике Н.А.Зайцева....

Приёмы обучения чтению по методике Н.А. Зайцева

В консультации представлен алгоритм обучения чтению дошкольников по необычным кубикам, таблицам и развивающему материалу....

Конспект занятия в обучению чтения по методике Н,А, Зайцева

В конспекте указана методика Н.А. Зайцева в обучении чтения детей дошкольного возраста...

Конспект занятия по обучению чтению по методике Н.А. Зайцева «Знакомство с друзьями Ушастика» (разновозрастная группа)

Цель:учить распознавать кубики по условным признакам (глухой - звонкий, большой – маленький, железно – золотой, деревянно – золотой, золотой);составлять и читать новые слова по кубик...

Конспект занятия по обучению чтению по методике Н.А.Зайцева в старшей группе.

На занятии закрепляются и обобщаются знания по обучению грамоте, умению детей читать простые слова, соотносить прочитанное слово с предметом, составлять предложения по схеме. Развивается речь и мышлен...

Программа дополнительного образования ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ по методике Н.А.Зайцева кружок «Волшебные кубики»

Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте. По словам Л.С.Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развити...