НОД по «Развитию речи» «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях» в подготовительной группе ЗПР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Перфилова Людмила Валерьевна

Игровые упражнения направленные на автоматизацию звука [Р], в словах и предложениях с учетом особенностей детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perftlova_l.v._nod.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Гимназия  № 1596»

119633, г.Москва, ул.Приречная, д.1

Тел (495) 733-54-10,  731-10-01, факс 733-54-10

school1016@mail.ru

ОКПО 45936756, ОГРН 1037739184560, ИНН/КПП 7732117313/772901001

СПДО № 1757

Подгрупповая

непосредственно образовательная деятельность

по «Развитию речи»

«Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях»

в подготовительной группе ЗПР.

учитель-логопед

Перфилова Людмила Валерьевна

Тема: Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Цели: автоматизация правильного произношения звука [Р], в словах и предложениях.

Задачи:

  1. расширить словарь по теме “Насекомые”;
  2. автоматизировать произношение звуков [Р] в словах и предложениях;
  3. развивать фонематический слух;
  4. развивать логическое мышление.

Оборудование: игрушка «муха на палочке»; карточки с изображением насекомых; игрушки: муравей, паук, сверчок, сороконожка; индивидуальные зеркала по количеству детей, салфетки по количеству детей.

Ход занятия.

Организационный момент. Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик». 
Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать под счет до 5.

«Трубочка».
Зубы сомкнуты, губы вытянуть вперед – "трубочкой". Зубы не размыкать. Удерживать под счет до 5.

«Вкусное варенье».
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу.
«Почистить верхние зубы».
Приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
«Лошадки».
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
«Маляр». 
Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.
«Грибок».
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.

«Барабанщик».
Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком  «Д-Д-Д». Стучать язычком  7 – 15 секунд (на весь выдох)

Логопед: Молодцы ребята. У вас очень хорошо получается. И вы готовы к знакомству со звуком [Р].

Прослушайте предложение (логопед голосом выделяет звук [Р]). Какой звук в нем часто слышится?

Барабанщик громко барабанит на барабане: та-ра-ра!

Логопед показывает перед зеркалом и объясняет детям артикуляцию звука [Р]:

— губки свободны;

— зубки сближены, но не соприкасаются;

— кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубками и вибрирует;

— посередине язычка идет теплая воздушная струя;

— горлышко «работает».

Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Логопед: Вы знаете  сказку про Муху-цокотуху? Сегодня мы узнаем еще одну историю про Муху. И для этого отправимся в сказку.

Жила-была Муха-цокотуха. (появляется «муха на палочке»)

Однажды, когда наступила весна и весело зажурчали ручейки (волнообразные движения рукой, произнесение звука [р] вверх- вниз на одном дыхании),

муха очнулась от зимней спячки, потянулась, умылась (поглаживание лба, крыльев носа, щёк, подбородка) и решила пригласить гостей.

А вы хотите побывать у мухи в гостях и узнать, кто к ней придет? Тогда вам надо произнести волшебные слоги и повернуться вокруг себя на правой ноге в правую сторону.

ра-ро-ру-ры...,                 ар-ор-ур-ир...,

А теперь:

бра-бро-бру-бры...,         абр-обр-убр-ибр...,                здра-здро-здру-здры.

и повернуться вокруг себя на левой ноге в левую сторону.

Вот мы и у Мухи в гостях. Проходите, присаживайтесь. Что-то нет никого. Прислушайтесь, Муха поет какие-то песни. Отгадайте, про что она поет.

Си-си-си, роп-роп-роп наварила я …….

Нек-нек-нек, тар-тар-тар с луга принесла……..

Логопед: В гости приполз Муравей (достаем игрушку) и принес картинки.

Игра: Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Р]. Придумать с каждым словом предложение, сосчитать количество слов в нем. (комар, водомерка, сороконожка, стрекоза, гусеница, бабочка, муха)

Логопед: А потом пришли сороконожки. Давайте, ребята, поиграем в любимую игру сороконожек.

Две сороконожки (руки вертикально перед собой)

Бежали по дорожке. (руки ладонями друг к другу, пальцы шевелятся)

Бежали, бежали, друг друга увидали. (пальцы сомкнуты)

Так друг друга обнимали, (одноименные пальцы поочередно сцепляются)

Так друг друга обнимали, 

Что едва мы их разняли. (все пальцы сцеплены, с силой потянуть и расцепить)

Логопед: Вдруг появился (Паук). Он был ужасно голоден и зол. Покажите, какой он был злой. Муха ужасно испугалась. (Дети изображают)

Но как раз вовремя подоспел (Сверчок). Это был не простой сверчок, а сверчок-волшебник. Он увеличил гостей-насекомых.

Давайте и мы поиграем в игру “Увеличь”: с помощью “ИЩ” надо изменить слова… (муравей, комар, сороконожка, водомерка). (Дети изменяют слова)

Паук испугался и убежал. Волшебник Сверчок уменьшил насекомых. Давайте снова их назовем (Дети называют). 

А еще Сверчок подарил Мухе интересную историю с заколдованными словами. Помогите Мухе услышать эти слова и расколдовать их.

 Му-вей-ра полз по дорожке. (Ребёнок исправляет искажённое слово и повторяет предложение целиком)

Он хо-за-тел напиться и спустился к ручью. Не удержался и упал в ду-во.

Мимо пролетала голубка. Она несла тик-пру.

Этот прутик она си-ла-бро муравью. Муравей ся-вы-брал на рег-бе.

Давайте повторим эту историю для Мухи правильно.

Подведение итога занятия.

Тема: Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Цели: автоматизация правильного произношения звука [Р], в словах и предложениях.

Задачи:

  1. расширить словарь детей по теме: «Освоение космоса»;
  2. совершенствовать фонематический слух и восприятие;
  3. развивать общую и мелкую моторику;
  4. развивать понимание лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.

Оборудование: индивидуальные зеркала на каждого ребенка, картонная фигурка астронома (или кукла бибабо), картинный материал «Планеты Солнечной системы».

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: Давайте поиграем в игру «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Р]»:        р, б, ж, р...;                 ра, жа, бу, ры...;                 ар, ам, ур...;

рак, мороз, кошка, ежик, игры, топор, чемодан.

Логопед: Молодцы. Сегодня к нам в гости пришел астроном. Он изучает звезды и планеты. Давайте вместе с ним отправимся в космос. Во время полета астроном будет давать нам задания.

- А на чем мы полетим в космос? (дети: «На ракете!»)

- Перед вылетом нам нужно сделать гимнастику для язычка:

«Заборчик». 
Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать под счет до 5.

«Маляр». 
Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.
«Грибок».
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.

«Барабанщик».
Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком  «Д-Д-Д». Стучать язычком  7 – 15 секунд (на весь выдох)

Заведем мотор ракеты РРРРР…

- Внимание! Внимание! Отправляемся в полет!

Вокруг нашего солнца вращаются девять планет, а вот и первая планета Меркурий. За ней – Венера. Давайте вместе произнесем эти слова МЕРКУРИЙ, ВЕНЕРА.

Игра «Посчитай слоги»:

- Сколько слогов в слове Меркурий?

- На какую гласную падает ударение? Назовите ее.

- Сколько слогов  в слове Венера?

- На какую гласную падает ударение? Назовите ее.

- Какой первый звук в слове Ракета?

- Сколько слогов в слове Ракета?

- На какую гласную падает ударение? Назовите ее.

- Сколько слогов в слове Астроном?

- На какую гласную падает ударение? Назовите ее.

- Сколько слогов в слове Скафандр?

- На какую гласную падает ударение? Назовите ее.

- Отправляемся дальше! Планета Марс. Планета Юпитер. Повторим МАРС, ЮПИТЕР.

Игра: Отгадайте загадку, произноси отгадку по звукам, определяя количество звуков в слове, количество гласных, согласных и «соседей» определенного звука.

1.Что за птица, алый хвост, прилетела в стаю звезд? (ракета)

2. Телескопом сотни лет изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем умный дядя … (астроном)

Следующая планета Сатурн. Повторим вместе САТУРН.

Игра: «Скажи наоборот»

Враг – друг

Зло — …

Вражда — …

Печаль — …

Ярко — …

Улетать — …

Планета Уран. Повторим вместе УРАН.

Физкультминутка.

Раз-два, стоит ракета.                        (дети поднимают руки вверх)

Три-четыре, скоро взлет.                (разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца                (круг руками)

Космонавтам нужен год.                (берется руками за щеки, качает головой)

Но дорогой нам не страшно                 (руки в стороны, наклоны корпусом вправо

– влево)

Каждый ведь из нас атлет                (сгибают руки в локтях)

Пролетая над землею.                        (поднимают руки вверх и машут)

Логопед: Мы приближаемся к планете Нептун. Повторим вместе НЕПТУН.

Игра: Поменяйте первый звук в слове на звук Р, чтобы получилось новое слово.

Хобот – робот

Танец — …

Забота — …

Мычать — …

Пугать — …

Макеты — …

Логопед: Впереди нас ждет планета Плутон. Произнесите это слово ПЛУТОН

Игра «Составь предложение»

Корабль, на, летит, космический, Луна.

Яркие, небо, большие, на, звезды.

Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планета.

Люди, Земля, планета, на, живут.

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.

А теперь посмотрите в иллюминаторы. Мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля.

Подведение итога занятия.

item_49341-400x317

Список литературы:

  1. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М.: Издательство «Гном», 2014г.
  2. Лынская Л.С. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А.. 2012г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях.

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях. ...

подгрупповое занятие в подготовительной группе по автоматизации звука "Л" в словах, слогах, предложениях.

конспект занятия в подготовительной группе по автоматизации звука "Л". Тема: "Спасение слоненка"....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука «Ш» в словах и предложениях.

Материал предназначен для логопедов и воспитателей подготовительной группы....

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР « Поможем Марсику вернуться на свою планету» Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР « Поможем Марсику вернуться на свою планету». Автоматизация звука [Р] в словах и пр...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе по теме « Космос. Автоматизация звука Р в словах и предложениях»

Тема занятия « Космос. Автоматизация звука Р в словах и предложениях»Тип : подгрупповойВозраст: 6-7 летЗадачи:Коррекционно-развивающие: коррегировать произношение звука р, ...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком старшей группы с нерезко-выраженным общим недоразвитием речи обусловленной стёртой формой дизартрии. Тема: «В гостях у Буратино. Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком старшей группы с нерезко-выраженным общим недоразвитием речи обусловленной стёртой формой дизартрии.Тема: «В гостях у ...