Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Заботина Лилия Петровна

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях.                                                

Направление:                                                                                                                                                        

- Познавательно-речевое развитие                                                                                                                           

- Социально-личностное развитие                                                                                                               

Ведущая образовательная область:                                                                                                                                      

- коммуникация                              

Цель: Научить правильно произносить звук [ч] в словах и предложениях.                                                                                                                                                                

Задачи:                                                                                                                                                          

Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [ч].                 

Учить четко произносить звук [ч]  в словах и предложениях.                                                          

Развивать фонематическое восприятие.                                                                              

Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.                                                                                                                  

Упражнять в образовании родственных слов.                                                                        

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.                              

Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.                                                                

Продолжать развивать мышление, память, внимание.                                                                                      

Продолжать развивать навык спокойного свободного общения с взрослыми.                                                                                                           

Оборудование:                                                                                                                              

·           Уточка и миска с водой.                                                                                                             

·           Сундучок с игрушками (мяч, ключ, бабочка, часы, Чебурашка, колокольчик, черепашка, чемоданчик, меч).                                                                                                                      

·           Сюжетная картинка «Дети на качелях».                                                                                          

·           Карточки с предложениями, заканчивающиеся картинкой.                                              

·           Карточки с изображениями животных и их детенышей.                                                      

·           Карточки к игре «Путаница».                                                                                           

·           Пирамидка с кармашками.                                                                                                                                 

·           Зеркало, платочек

·           ПК с игровым материалом и артикуляционной гимнастикой

Ход занятия:                                                                                   

 1.Артикуляционная гимнастика изображение на ПК

 2. Дыхательная гимнастика .                                                                                                                   

3. Произношение слогов со звуком [ч]. 

4. Автоматизация звука «Ч» в словах

-  Игра «Чудесный сундучок»

- Дидактическое упражнение «Закончи предложение».

- Дидактическое упражнение «Запомни и повтори».

- Игра «Назови ласково».                                                                                         

5. Автоматизация звука «Ч» в предложениях.

- Дидактическое упражнение «У кого кто?» 

- Игра «Путаница».                                                                                                                    

- Дидактическое упражнение «Найди и назови».

Инструкция: Рассмотри картинку.

Найди и назови предметы на звук «Ч».                                                                                                     

Ответь на вопросы:                                                                                                                           

- Кто изображен на картине?

-Что делают девочки?                                                                                                                                      

- Сколько девочек качается на качелях?                                                                                                                                    

- Где сидят бабочки?

-Сколько бабочек сидит на одуванчиках?

6. Автоматизация звука «Ч» в чистороворках.

-  Заучи чистоговорку                                                                    

7. Деление слов на слоги                                                                                                                                  

- Игра «Телеграф».

8. Звуковой анализ слов.

- Дидактическая игра «Пирамидка»

 Итог занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk_ch.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях.                                                

Направление:                                                                                                                                                        

- Познавательно-речевое развитие                                                                                                                          

- Социально-личностное развитие                                                                                                              

Ведущая образовательная область:                                                                                                                                      

- коммуникация                              

Цель: Научить правильно произносить звук [ч] в словах и предложениях.                                                                                                                                                                

Задачи:                                                                                                                                                         

Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [ч].                

Учить четко произносить звук [ч]  в словах и предложениях.                                                          

Развивать фонематическое восприятие.                                                                              

Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.                                                                                                                  

Упражнять в образовании родственных слов.                                                                        

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.                              

Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.                                                                

Продолжать развивать мышление, память, внимание.                                                                                      

Продолжать развивать навык спокойного свободного общения с взрослыми.                                                                                                          

Оборудование:                                                                                                                             

  • Уточка и миска с водой.                                                                                                            
  • Сундучок с игрушками (мяч, ключ, бабочка, часы, Чебурашка, колокольчик, черепашка, чемоданчик, меч).                                                                                                                      
  • Сюжетная картинка «Дети на качелях».                                                                                          
  • Карточки с предложениями, заканчивающиеся картинкой.                                              
  • Карточки с изображениями животных и их детенышей.                                                      
  • Карточки к игре «Путаница».                                                                                          
  • Пирамидка с кармашками.                                                                                                                                
  • Зеркало, платочек
  • ПК с игровым материалом и артикуляционной гимнастикой

Ход занятия:                                                                                  

 1.Артикуляционная гимнастика изображение на ПК

1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз. Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

  2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой  и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота». Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

 3. «Чистим зубки 2» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

 4. «Ириска» (для укрепления мышц языка и отработки верхнего подъема языка).

Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Рот открывать на 1,5-2 см Выполнять медленно.

 5. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку. Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

 6. «Вкусное варенье» (вырабатывать движение широкой передней части языка вверх) Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Нижняя челюсть должна быть  неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок», и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу.

 7. «Чашечка»     (вырабатывать правильную форму языка)                                           Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

 Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

 8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

 2. Дыхательная гимнастика .                                                                                                                   Предложить ребенку подуть на уточку, которая плавает в тазике с водой    

3. Произношение слогов со звуком [ч]. На ПК  появляется обезьянка Чи-Чи

Прямые:  ча-чо-чу

                 чу-че-чи

 Обратные: ач-оч-уч

                     уч-эч-ич

В середине:  ача-оча-уча

                   уча-ича-еча                                    

4. Автоматизация звука «Ч» в словах:

  • Игра «Чудесный сундучок»

Инструкция: В чудесном сундучке лежит что-то интересное. Чтобы открыть его надо сказать слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Ребёнок повторяет слова, открывает сундучок, смотрит что там. Инструкция: - Достань игрушку, чётко называя её.

  • Дидактическое упражнение «Закончи предложение».

Инструкция: Я начну предложение, а ты закончи его, назвав изображение на картинке. (На ПК поочередно появляются картинки)

     На участке ... (бочка).

     Девочка уронила ... (мяч).

     В окошечко залетела ... (бабочка).

     Белочка скачет по ... (ёлочке).

     В траве стрекочет ... (кузнечик).

  • Дидактическое упражнение «Запомни и повтори».

Инструкция: Внимательно послушай, запомни и повтори цепочку слов.

     Бабочка - удочка - девочка - уточка.

     Удочка - уточка - бабочка - девочка.

     Девочка - удочка - уточка - бабочка.

•     Игра «Назови ласково». (На ПК появляются изображения больших и маленьких предметов)

Инструкция: Назови большой и маленький предметы.                                                                

Пример: Мяч - мячик.

Заяц -             Ключ -             Сумка -

Стакан -          Носок -             Туча -

Замок -            Звонок -           Дача -

Палец -           Овца -               Печь -                                                                                                            

5. Автоматизация звука «Ч» в предложениях.                          

  • Дидактическое упражнение «У кого кто?» (На ПК появляются изображения  сначала взрослого животного, затем одного детеныша и нескольких).

Инструкция: Назови животное и его детёныша (детёнышей). Пример: У волка - волчонок, волчата. У зайца - У белки -

  • Игра «Путаница».

Инструкция: Расскажи, что неправильно на этих картинках.                                                              

Пример: У волка - беличий хвост, а должен быть волчий.                                                                                                                                        

Дидактическое упражнение «Найди и назови».

Инструкция: Рассмотри картинку.

Найди и назови предметы на звук «Ч».                                                                                                      

Ответь на вопросы:                                                                                                                          

- Кто изображен на картине?

-Что делают девочки?                                                                                                                                      

- Сколько девочек качается на качелях?                                                                                                                                    

- Где сидят бабочки?

-Сколько бабочек сидит на одуванчиках?

6. Автоматизация звука «Ч» в чистороворках:

  • Заучи чистоговорку                                                                    

Инструкция: - Повтори за мной:

Ча-ча-ча - на столе стоит свеча,        Чу-чу-чу - чудо видеть я хочу,

Чо-чо-чо - по доске идёт бычок,        Че-че-че - сидит муха на плече.

7. Деление слов на слоги                                                                                                                                 

•      Игра «Телеграф».

Инструкция: Раздели слова на слоги с помощью хлопков.

Часы        Туча        Бабочка

Чай        Почта        Ключи

Качели        Мяч        Мальчик

Чашка        Человек        * Девочка

Чулок        Плечо

8. Звуковой анализ слов.                                                                                                                                                     • Дидактическая игра «Пирамидка»

Инструкция:                                                                                                                                        

На верхнюю ступеньку поставь картинки в названиях, которых 3 звука.

На среднюю ступеньку - картинки в названиях, которых 4 звука.

На нижнюю ступеньку - картинки в названиях, которых 5 звуков.

(Чай, мяч, часы, ключ, врач, обруч, сачок, чайка, чашка.)                                                                                             9. Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине на основе предметно- моделирующей деятельности .

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картин...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: «Старые сказки на новый лад»

Познавательно-речевое развитие детей  на материале русских народных сказок с  использованием театрализованной деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности (аппликация и конструирование в технике квиллинг) в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. ТЕМА: «К НАМ ВЕСНА ШАГАЕТ БЫСТРЫМИ ШАГАМИ»

Конспект  непосредственно образовобразовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество»  (аппликация и конструирование в технике квиллинг) в старшей логопедическ...

Конспект комплексной интегрированной непрерывной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи по закреплению темы «Животные жарких стран».

Конспект - игра "Виртуальное путешествие" методически разработан и направлен на закрепление материала по теме "Животные жарких стран", на развитие и совершенствование фонетико-фонематических процессов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »Коррекционно-о...

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »

Коррекционно-образовательные цели.ü Закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков [з], [з’];ü Развивать фонематический слух, умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости...

Конспект индивидуальной совместной деятельности с ребенком 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Тема: автоматизация звука [р] в словах.

В даннном конспекте индивидуальной совместной деятельности по автоматизации звука  [р]  включены элементы су-джоук терапии, позволяющей повысить эффективность логопедической работы, за ...