Веселая артикуляционная гимнастика
методическая разработка по логопедии на тему

Бунецкая Наталья Викторовна

Серия  дидактических игр и методических пособий по совершенствованию артикуляционной моторики детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное   учреждение детский сад комбинированного вида № 14 «Солнышко»

«Веселая артикуляционная гимнастика»

(СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ)

Серия  дидактических игр и методических пособий по совершенствованию артикуляционной моторики детей

Возраст:  от 4 до 7 лет

Автор пособия:  

учитель – логопед Бунецкая Наталья Викторовна

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация

  • Формирование языковых умений и навыков (развитие  артикуляционной моторики, используя артикуляционную гимнастику,   умений чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного слово произношения);
  • Практическое овладение  нормами речи;
  • Совершенствование коммуникативных умений (стимулирование развития инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, воспитание  желания использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми).

Познание

  • Расширение кругозора;  
  • Развитие познавательной активности ребенка (формирование умения использовать знания в продуктивной деятельности), любознательности;
  • Воспитание бережного отношения к окружающим ребенка предметам.

Социализация

  • Воспитание  желания говорить правильно и красиво;
  • Развитие положительного отношения ребёнка к себе, к сверстникам, взрослым людям и окружающему миру;
  • Создание условий для формирования у ребёнка уверенности в себе, в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят;
  • Формирование социальных навыков: умений договориться, соблюдать правила игры и очерёдность.

Художественное творчество

  • Формирование эстетического вкуса, чувства прекрасного.

Описание  дидактических игр

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно.  Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий.  Ребенок вовлекается  в активный процесс, создается соответствующий эмоциональный настрой,  вызывается  живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения.

         Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а, следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. В игре обязательно  присутствует ь элемент соревнования, награды за успешное выполнение упражнений. Для  красочного и забавного оформления игры-занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.        

Перечень игр:

  • «Волшебные кубики»
  • « Разноцветные кнопочки»
  • «Королевское чаепитии»
  • « Поле чудес»
  • « Загадочные пазлы»
  • « Артикуляционное лото»
  • « Кто быстрее»
  • « Веселый поход»

Описание  методического пособия        

В методической части раскрыта значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения, даны краткие описания и методические указания по выполнению комплексов упражнений.

Перечень   методических пособий:

  • Картотека артикуляционных упражнений

При составлении дидактических игр и методических пособий использовались методическое пособие Т.В.Буденной «Логопедическая гимнастика» (С-Пб;  «Детство – Пресс» 2003).

Детям  четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.

Дети пяти – семи  лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

(игра для индивидуально – подгрупповой  деятельности с детьми)

Цель игры: развитие мышц органов артикуляционного аппарата, их подвижности; воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать  активность, самостоятельность, инициативность, поддерживать повышать  мотивационную потребность ребёнка к коррекционной непосредственно образовательной деятельности.

Описание игры:  дидактическая игра состоит из 6 цветных кубиков и  34 карточек - символов. В набор входит   картотека, с руководством по выполнению артикуляционных упражнений (для взрослого). На гранях кубиков  и с обратной стороны картинок  наклеена  текстильная застёжка (липучка). Она  позволяет производить смену картинок на кубиках.

Взрослый отбирает и закрепляет на гранях кубика картинки, с изображением различных артикуляционных упражнений (необходимых для совершенствования артикуляционного аппарата или для постановки звука).

Ход игры:

В игре принимают участие от 1 до 3 человек.

Перед началом игры взрослый размещает на гранях кубика необходимые картинки (упражнения для губ, щек, языка). В нале игры  ребенку  предлагают выбрать любой из кубиков.  Ребенок бросает кубик и выполняет  артикуляционное упражнение в соответствии с картинкой, выпавшей на верхней горизонтальной грани кубика.

Остальные  участники игры следят за правильностью выполнения упражнения, исправляют допущенные ошибки и производят оценку выполненного упражнения.

(игра для индивидуальной деятельности с ребенком)

Цель игры: развитие мышц органов артикуляционного аппарата, их подвижности; воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность, поддерживать повышать  мотивационную потребность ребёнка к коррекционной непосредственно  образовательной деятельности.

Описание игры:  дидактическая игра состоит из 10 цветных крышек и  34 карточек - символов. В  набор входит   картотека, с руководством по выполнению артикуляционных упражнений (для взрослого). С внутренней стороны крышек  и с обратной стороны картинок  наклеена  текстильная застёжка (липучка). Она  позволяет производить смену картинок на крышках.

Взрослый отбирает и закрепляет на  крышках картинки, с изображением различных артикуляционных упражнений (необходимых для совершенствования артикуляционного аппарата или для постановки звука).

Ход игры:

В игре принимает участие 1 ребенок.  

Перед началом игры взрослый размещает на крышечках необходимые картинки (упражнения для губ, щек, языка).

Далее крышки раскладываются в произвольном порядке  так, чтобы картинка была спрятана внутри.  Ребенку  предлагают выбрать любую «разноцветную кнопочку» и рассмотреть спрятавшуюся картинку.

Ребенок переворачивает кнопочку  и выполняет  артикуляционное упражнение в соответствии с картинкой.

Взрослый следит за правильностью выполнения упражнения, исправляет допущенные ошибки и производит оценку выполненного упражнения.

(игра для индивидуально – подгрупповой  деятельности с детьми)

Цель игры: развитие мышц органов артикуляционного аппарата, их подвижности;  воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать  активность, самостоятельность, инициативность, поддерживать повышать  мотивационную потребность ребёнка к коррекционной непосредственно – образовательной деятельности.

Описание игры:  дидактическая игра состоит из  большой поля (в виде скатерти), набора картинок (20 штук) и  34 карточек – символов. В набор входит   картотека с руководством по выполнению артикуляционных упражнений (для взрослого).  С внутренней стороны картинок  карточек   наклеена  текстильная застёжка (липучка). Она  позволяет производить смену картинок на картинках.

Взрослый отбирает и закрепляет на   картинках карточки, с изображением различных артикуляционных упражнений (необходимых для совершенствования артикуляционного аппарата или для постановки звука).

Ход игры:

В игре принимают участие от 1 до 3 человек.  

Перед началом игры взрослый размещает на картинках необходимые карточки (упражнения для губ, щек, языка).

Далее картинки раскладываются  на игровом  поле в произвольном порядке  так, чтобы картинка была спрятана.  

Взрослый объясняет детям, что один из них может устроить королевское чаепитие. Картинки со сладостям  находятся уже на столе. Но ребенок сможет их получить только тогда, когда правильно выполнит артикуляционное упражнение в соответствии с картинкой.

Остальные  участники игры следят за правильностью выполнения упражнения, исправляют допущенные ошибки и производят оценку выполненного упражнения.

Если упражнение выполнено правильно, то картинка остается у ребенка. Если допущена ошибка, то картинку забирает взрослый.

В конце игры подсчетом картинок определяется победитель – организатор «королевского чаепития». Он называет картинки со сладостями, которые сумел   выиграть.

(игра для индивидуальной деятельности с ребенком)

Цель игры: развитие мышц органов артикуляционного аппарата, их подвижности;  воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать  активность, самостоятельность, инициативность, поддерживать повышать  мотивационную потребность ребёнка к коррекционной непосредственно образовательной деятельности.

Описание игры:  дидактическая игра состоит из  большой поля (в виде круга, разделенного на 12 цветных секторов), набора  из 34 карточек – символов  и волчка.  В набор входит   картотека с руководством по выполнению артикуляционных упражнений

(для взрослого).  

Ход игры:

В игре принимают участие  1 ребенок.  

В начале игры взрослый раскладывает карточки с изображением различных артикуляционных упражнений (необходимых для совершенствования артикуляционного аппарата или для постановки звука).

Взрослый объясняет ребенку, что он попал на поле чудес. На этом поле располагаются картинки – задания. Выполнить можно только то упражнение, на которое укажет волчок.

Ребенок раскручивает волчок и выполняет упражнения. Взрослый  следит за правильностью выполнения упражнения, исправляет допущенные ошибки и производит оценку выполненного упражнения.

Если упражнение выполнено правильно, то картинка остается у ребенка. Если допущена ошибка, то картинку забирает взрослый.

В ходе игры, на  освободившиеся места (по мере необходимости)  взрослый может докладывать карточки.

(игра для индивидуальной деятельности с ребенком)

Цель игры: развитие мышц органов артикуляционного аппарата, их подвижности;  воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать  активность, самостоятельность, инициативность, поддерживать повышать  мотивационную потребность ребёнка к коррекционной непосредственно образовательной деятельности, развитие мышления, внимания.

Описание игры:  дидактическая игра состоит из набора 4 пазлов, 34 карточек - символов.  В набор входит   картотека с руководством по выполнению артикуляционных упражнений (для взрослого).  На обратную стороне частей пазлов   наклеена  текстильная застёжка (липучка). Она  позволяет производить смену картинок на пазлах.

Перед игрой взрослый отбирает и закрепляет на   пазлах карточки, с изображением различных артикуляционных упражнений (необходимых для совершенствования артикуляционного аппарата или для постановки звука).

Ход игры:

В игре принимают участие 1 ребенок.  

В начале игры взрослый раскладывает карточки с изображением различных артикуляционных упражнений (необходимых для совершенствования артикуляционного аппарата или для постановки звука) в произвольном порядке на столе перед ребенком.

Перед выполнением упражнения взрослый объясняет ребенку, что если он выполнит все упражнения гимнастики правильно, то сможет собрать все кусочки  и сложить  пазл (демонстрируется картинка).

Ребенок выбирает карточку и выполняет упражнение. Взрослый следит за правильностью выполнения, добивается четкого и правильного выполнения упражнения.

После выполнения  упражнения ребенок собирает пазл.

(игра для индивидуально – подгрупповой  деятельности с детьми)

Цель игры: развитие мышц органов артикуляционного аппарата, их подвижности;  воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать  активность, самостоятельность, инициативность, поддерживать повышать  мотивационную потребность ребёнка к коррекционной непосредственно  образовательной деятельности, развитие мышления, внимания.

Описание игры:  дидактическая игра состоит из 6 больших карт, 34 карточек - символов и 34 черно-белых карточек – символов.  В набор входит   картотека с руководством по выполнению артикуляционных упражнений (для взрослого).

На больших картах и на цветных карточках наклеена  текстильная застёжка (липучка). Она  позволяет производить смену картинок на игровом поле.

Перед игрой взрослый отбирает и закрепляет на   игровом поле картинки, с изображением различных артикуляционных упражнений (необходимых для совершенствования артикуляционного аппарата или для постановки звука).

Игра позволяет объединить детей  с разным уровнем развития артикуляционной моторики и с  нарушениями разных групп звуков.

Ход игры:

В игре принимают участие от 1 до 5 детей.  

        Взрослый раздает детям большие карты. Далее детям демонстрируется черно-белое изображение картинок. Взрослый спрашивает: «У кого есть такая картинка?». Ребенок отыскивает картинку у себя на карточке и выполняет соответствующее артикуляционное упражнение. После правильно выполнения упражнения картинка закрывается.

        Выигрывает тот ребенок, кто быстрее всех правильно выполнит все упражнения.

Остальные  участники игры следят за правильностью выполнения упражнения, исправляют допущенные ошибки и производят оценку выполненного упражнения.

(игра для индивидуально – подгрупповой  деятельности с детьми)

Цель игры: развитие мышц органов артикуляционного аппарата, их подвижности; воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность, поддерживать повышать мотивационную потребность ребёнка к коррекционной непосредственно  образовательной деятельности.

Описание игры:  дидактическая игра состоит из  большого  поля (в виде тропинки), набора  карточек соответствующие цвету игрового поля (по количеству отрабатываемых упражнений) и  34 карточек - символов, мелких игрушек (по количеству играющих детей). В набор входит   картотека с руководством по выполнению артикуляционных упражнений ( для взрослого).  

С внутренней стороны картинок и  карточек   наклеена  текстильная застёжка (липучка). Она  позволяет производить смену картинок на карточках.

Взрослый отбирает и закрепляет на   картинках карточки, с изображением различных артикуляционных упражнений (необходимых для совершенствования артикуляционного аппарата или для постановки звука).

В игре можно объединять детей, с разным уровнем развития артикуляционной моторики и с  нарушениями разных групп звуков.

Ход игры:

В игре принимают участие от 1 до 3 человек.  

Перед началом игры взрослый размещает на игровом поле (в виде дорожки) картинки с изображением необходимых артикуляционных упражнений.

Взрослый объясняет детям, что сегодня организуются соревнования кто быстрее пройдет  свою  дорожку.

Но вперед можно двигаться только тогда, когда правильно выполнится артикуляционной упражнение, изображенное на картинке.

Если ребенок выполняет упражнение правильно, то картинка переворачивается тыльной стороной вверх, и  дорожка не прерывается. Игрушка продвигается на один ход вперед. В случае неправильного выполнения упражнения картинка не переворачивается. Ребенок делает ход вперед игрушкой.

Участники игры следят за правильностью выполнения упражнения, исправляют допущенные ошибки и производят оценку выполненного упражнения.

Выигрывает тот ребенок, чья игрушка быстрее доберется до конца дорожки и у кого будет меньше всего неперевернутых картинок.  

(игра для индивидуально – подгрупповой  деятельности с детьми)

Цель игры: Цель игры: развитие мышц органов артикуляционного аппарата, их подвижности, формирование произносительных умений и навыков у детей; воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность, поддерживать интерес ребёнка к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребность в логопедических занятиях.

Описание игры:  дидактическая игра состоит из  игрового  поля (в виде тропинки), 34 карточек - символов, мелких игрушек (по количеству играющих детей), и 19 подставок для карточек, кубик. В набор входит   картотека с руководством по выполнению артикуляционных упражнений ( для взрослого).  

Взрослый отбирает и закрепляет на  подставках картинки, с изображением различных артикуляционных упражнений (необходимых для совершенствования артикуляционного аппарата или для постановки звука).

Ход игры:

В игре принимают участие от 1 до 3 человек.  

Перед началом игры взрослый размещает на игровом поле (на дорожке) картинки с изображением необходимых артикуляционных упражнений.

Взрослый объясняет детям, что сегодня отправляемся в поход.

Ребенок бросает кубик и «ходит» своей игрушкой по игровому полю в соответствии с числом, выпавшем на кубике. Затем игрок выполняет определенное артикуляционное упражнение.

Остальные участники игры следят за правильностью выполнения упражнения, исправляют допущенные ошибки и производят оценку выполненного упражнения.

Выигрывает тот ребенок, чья игрушка быстрее доберется до  финиша.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Описание: G:\для игры\распечатать\Презентация11.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веселая артикуляционная гимнастика

Веселая артикуляционная гимнастика...

Веселая артикуляционная гимнастика (автор Н.В.Нищева)

Эта занимательная гимнастика поможет Вам подготовить артикуляционный аппарат ребенка к овладению сложными звуками русского языка. Вы можете заниматься с ребенком и когда его речевое развитие соответст...

Проект "Веселая артикуляционная гимнастика"

Проект "Веселая артикуляционная гимнастика" для детей с нарушениями речи....

Веселая артикуляционная гимнастика Н.В.Нищева

Веселая артикуляционная гимнастика Н.В.Нищева...

Веселая артикуляционная гимнастика

Веселая артикуляционная гимнастика...

Веселая артикуляционная гимнастика Н.В. Нищева

Наглядно-дидактическое пособие...

Проект «Веселая артикуляционная гимнастика» в старшей и подготовительной логопедической группе Тема: «Веселая артикуляционная гимнастика».

Цели и задачи.Цели проекта:сформировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, нео...