Социокультурные инициативы как механизм повышения качества образования»
опыты и эксперименты по логопедии на тему

Ермензина Лариса Валентиновна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-sotsializatsiya.docx41.21 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация: «Социокультурные инициативы как механизм  повышения качества образования»

Название работы                                  

 !!!!!!!!!!!!!!

Автор разработки                                  

 Ермензина Лариса Валентиновна

Образовательное учреждение  

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Энергетик»

Должность

Учитель – логопед

г.Нерюнгри ул. Ленина д.25 кв. 31

Адрес учреждения, телефон

4-51-36 г Нерюнгри   Ул Карла Маркса  д.25

Адрес автора, телефон

 г.Нерюнгри ул. Ленина д.25 кв. 31

 

 

                                                             

Проект

 

 Тип проекта:

     по методу: познавательно-игровой; !!!!!!!

     по содержанию: …………..

     по составу: детско – взрослый……

     по форме организации: групповой

 Участники: дошкольники с нарушением речи (5-7лет)

 Срок реализации: 1 год.

 

Характеристика проекта.

Цель исследования:

                               

 Создание условий для успешной социализации дошкольников с нарушением речи посредством сюжетно- тематической организации образовательной деятельности.

Задачи исследования:
1. Изучить научно-теоретические основы роли   комплексного подхода к организации образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией   с использованием  игровых приёмов  в социализации личности дошкольника.

2. Создать условия  по использованию   игровых приемов, сказочных сюжетов ,специально изготовленных   пособий, элементов сюжетно- дидактической игры для успешной социализации детей  и эффективности коррекционной работы по исправлению нарушений звукопроизношения.

 3..Сормировать  практические умения  и навыки  пользования исправленной, фонетически чистой речью

4.   Развивать  коммуникативные навыки , эмоциональное понимание, принятие социальной перспективы и развитие сопереживания.

5. Развивать  созидательный  потенциал личности, как условие социализации ребёнка.!!!!!!

Ожидаемые результаты:

.

  1..Развитие коммуникативных умений детей (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.)

  2..Формирование практических умений  и навыков пользования исправленной, фонетически чистой речью.

3.Позитивное взаимодействие детей в коллективе;

  4. .Развитие у дошкольников с нарушением речи таких свойств личности , как активность, эмоциональное благополучие, социальная компетентность.

 Проблема

Активизация процесса социализации дошкольников с нарушением речи.!!!!!!

Пояснительная записка

Понятие «социализация»  представляет собой процесс вхождения в социальную действительность через развитие психики и личности ребенка.

Социализация ребенка происходит через первоначальное усвоение нормативного поведения, а затем формирование собственной позиции в отношении предъявляемых обществом требований через их переоценку и осмысление.

Социализация происходит на протяжении всей жизни, однако в детстве эти процессы характеризуются чрезвычайной интенсивностью и возрастной сензитивностью.

Детский сад выступает моделью общества, где ребенку передается вся система социальных требований. Включение ребенка в определенную систему получения знаний порождает возникновение ценности достижения, способствует формированию умения совершать выбор и превращает ребенка в  субъекта  социального познания.

К возрастным особенностям дошкольников  относится игровая деятельность, через которую ребенок воспроизводит систему социальных отношений

в обществе, а также особенности общения со взрослыми и сверстниками, особенности социального познания и развитие самосознания.

Среди множества видов детской деятельности игра в дошкольном возрасте является наиболее для детей доступной и способствующей переработке полученных из окружающего мира

Новизна опыта работы прослеживается в существенном отличии от учебно-дисциплинарной модели проведения коррекционной работы с детьми.

Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности в собственном опыте логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно-игровой метод организации фронтальных занятий.

В основу методики  занятий  положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, создающий условия для социализации  личности  дошкольников.

1 Актуальность педагогической разработки

Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на процессы социализации детей дошкольного возраста  и эффективность коррекционной работы по устранению  речевых нарушений . В основу проекта положена идея комплексного подхода к организации образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией   с использованием  игровых приёмов  для успешной социализации личности.

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.

Первые годы жизни - это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

Как известно, игра является ведущим типом деятельности в старшем дошкольном возрасте.  Игра - это способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребенка с обществом. В  игре дети учатся сотрудничеству и осваивают другие социальные навыки. Это возможность для коллективного обсуждения, рефлексивного мышления  Игра - средство освоения социальных ценностей, ролей и моделей поведения.

 

 Игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задаёт личностные смыслы, побуждающие к деятельности.  В игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы, произвольности ребенка и готовности ребенка к школе. Дошкольный возраст является сензитивным периодом формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов, складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции.

 Игры могут оказывать влияние на развитие коммуникативных навыков, эмоциональное понимание, принятие социальной перспективы и развитие сопереживания.

Среди множества видов детской деятельности игра в дошкольном возрасте является наиболее для детей доступной и способствующей переработке полученных из окружающего мира впечатлений, представлений, знаний и отношений. Огромное ее значение в детстве определяется еще и тем, что в ней, по мнению ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

 Игра способствует развитию драматизации поведения и позволяет расширить представления детей об эмоциях и чувствах человека, а также активизировать поведенческий компонент

 Педагогическая целесообразность данного исследования объясняется тем, что

использование в непосредственной образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией (для дошкольников с нарушением речи)   разных  вариантов занятий (занятие-игра,занятие-спектакль)с использованием литературных персонажей,

игр с правилами,  сюжетно-дидактичнеских игр позволяет развивать интеллектуальные эмоции , способствующие овладению ребенком познавательной деятельностью, ее способами и приемами; успешно сочетать процесс социализации и коррекции произношения.

Структура проекта:

1 этап ПОИСКОВЫЙ

Цель: выявление проблемы в социальном и  речевом развитии дошкольников, определение основных направлений

2 этап КОНСТАТИРУЮЩИЙ

Цель: выявление осознания педагогами и родителями необходимости осуществления задач связанных с развитием речи, их готовность к работе.

3 этап ФОРМИРУЮЩИЙ

Цель: изучение педагогической литературы; разработка, проверка действенности и эффективности  развития процесса социализации дошкольников с нарушением речи  с помощью   комплексного подхода в  организации образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией   с использованием  игровых приёмов  в  с практической деятельности.

4 этап АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Разработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с решением проблемы:

1. Создание программы, в которой обозначены проблема, задачи социального развития  детей  в результате использования комплексно-тематического метода проведения коррекционной деятельности в сочетании с наглядными и игровыми приёмами; принципы реализации, основные направления, рекомендуемые методы и приемы, виды деятельности, организация учебно – воспитательного процесса, предложенная система, это:

       - ориентировка на создание условий для успешной  социализации  детей  с               помощью комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

  • Использование игровой деятельности, развивающей предметно – игровой среды, созданной в учреждении для  углубленного  развития речевой системы в течении всего учебного года;
  • организация разнообразной и регулярной совместной игровой деятельности детей , способствующей развитию социально- психологических  и личностных особенностей.
  • широкое использование различных вариантов организации занятий с использованием:

-сказочных сюжетов;

-воображаемых путешествий;

-литературных персонажей;

- элементов сюжетно-дидактической игры;

         - специально изготовленных пособий.

  • совместная  деятельность специалистов,   детей;

  • оптимальное соотношение и сочетание коррекционных и педагогических мероприятий в повседневной жизни: досуги, открытые занятия:
  • отражение в образовательной, игровой  деятельности ,  направленности на осознанный выбор ребёнком социальных норм и правил, воспитание у ребенка речевой культуры, внутреннего развития.

2. Разработка и практическое  применение конспектов с сюжетно-тематической организацией образовательной деятельности и   на учебный год для детей подготовительной групп, нуждающихся в коррекции звукопроизношения.

5.Диагностическая работа по определению эффективности педагогического и коррекционного воздействия.

6. Создание игротеки для использования педагогами и специалистамив своей работе.

       Новизна проекта

- акцент на своеобразие методов проведения образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией, позволяющих сочетать   процесс социализации и коррекции произношения.

- стимулирование  освоения социальной действительности детьми .

  • . В каждое логопедическое занятие, проводимое нами, входят элементы игровой деятельности. Игровые приемы, элементы занимательности включаются в каждый этап занятия, начиная с организационного момента. Хорошие результаты дает использование комплексно-игрового метода организации занятий. Задачи, направленные на развитие фонематических процессов, благодаря специфике детского возраста, легче решаются в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения.

- для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: развитие мимики, обучение жестам, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; задания для совершенствования грамматического строя речи, диалогической , игровых навыков и творческой самостоятельности;

-  побуждение детей через  взаимодействие в  игре  развивать  

       коммуникативные  навыки , эмоциональное понимание, сопереживание.

  • использование новых авторских пособий на этапе автоматизации и дифференциации звуков.
  • педагог учитывает речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы.и использует личностно-ориентированный подход
  • направленность воспитательно-образовательного процесса на самоценность детской личности.
  • расширение границ  и возможностей использования игры для активного включения  в социальную среду.

Содержание проекта

Коррекционная работа с детьми в дошкольном  учреждении  в условиях логопункта  направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальной, подгрупповой  непосредственной образовательной деятельности .

В основу методики  занятий  положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.

 Артикуляционные упражнения связаны с определенной темой, например «Птицы», «Звери», или игрой. На этапе автоматизации звука в слогах реализуется комплексный метод, так как одновременно ведется работа над просодией и мимикой. Дети перевоплощаются в инопланетян, героев сказок, зверят и т. д., и таким образом у них развивается воображение, творческая фантазия, отрабатывается интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура.

На подгрупповые занятия объединяются дети со сходными речевыми нарушениями. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря.  В каждое занятие по автоматизации звуков  включаю задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. Все задания объединяются одной лексической темой или сюжетом сказки, рассказа, который порой по ходу действия  сочиняют дети.

В основу этого метода положены комплексность и игровые приемы.

В предлагаемой системе занятий реализуется основной принцип специального образования — принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно:

коррекционное воспитание,

коррекционное развитие,

коррекционное обучение.

Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

•  развитие сенсорных и моторных функций;

•  формирование кинестетической основы артикуляторных движений;

•  развитие мимической мускулатуры;

•  развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);

•   развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

•  формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).

-создание условий  для успешной социализации детей.

Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом Занятия по автоматизации звука или дифференциации звуков подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга.

 Предлагаю детям  разнообразное построение занятий: в одном случае — это игра, в другом — занятие-спектакль, где дети — и участники спектакля, и зрители, в третьем — они учителя, а не ученики и т. д. Использую  разные варианты занятий с использованием литературных персонажей, специально изготовленных панно; сюжетов сказок; элементов сюжетно-дидактической игры; сюжетных картин ,

Авторские пособия  направлены на развитие коммуникативных навыков ,развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.

Подвижные игры также систематически используются воспитателями и музыкальным  руководителем, они помогают развивать динамическую сторону общения, чувство эмпатии,  эффективно происходит  становление мотивационной сферы и произвольности ребенка .

Необходимо отметить, что такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всей образовательной деятельности.

Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем.

Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:

•  развитию всех компонентов речи;

•  формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

•  развитию познавательных процессов;

•  развитию творческих способностей детей;

•  воспитанию нравственно-этических чувств.

- успешной социализации детей втом числе её эмоционального компонента

Сюжетно-тематические занятия обращены к душе

ребенка, его чувствам. Они пробуждают з детях доброту, учат понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного, происходит формирование социальных переживаний. Дети, включаясь в процесс общения со сверстниками учатся  ориентироваться в конфликтных ситуациях, обобщать свой социальный опыт , принимать правильные решения  в коммуникативных и эмоциогенных ситуациях .

  Выводы:

1.Игры  помогают детям овладеть способами эффективной коммуникации со сверстниками;  игра позволяет отображать переживания, получить социальную поддержку от товарищей по игре.

2. Процесс социализации личности ребенка-дошкольника в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если в ДОУ будут соблюдены условия  для усвоения ребёнком социального опыта благодаря постепенному вступлению в систему социальных связей, воспроизведения ребёнком системы социальных связей за счёт активной деятельности.

  1. В коррекционной и педагогической деятельности  систематически использовать различные игры, через которые дошкольник воспроизводит систему социальных отношений в обществе, а также особенности социального познания и развитие самосознания.
  1. групповая социализация дошкольника в детском саду является основой формирования его социометрического статуса и становления таких сторон социальной идентичности, как оценка сверстника, образ Я в группе, новые роли .

Дошкольное образовательное учреждение должно реализовывать социально-педагогическую деятельность как технологию перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую, образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую.

.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для Международной научно-практической конференции «Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы» по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И сама...

Международная научно-практическая конференция "Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы" г.Казань, г.Нижнекамск

Презентация пособия. Тема «Использование нетрадиционных методов работы в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников «Умные ладошки»....

2.9. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского  профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования...

2.9.Награды,поощрения органов управления образованием,общероссийского профсоюза образования,свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

( муниципального и регионального уровня -за межаттестационный период; федерального уроовня - за межаттестационнный период)[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21211169","attributes":{"al...

Организационно – педагогические условия использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.

Статья посвящена выделению организационно-педагогических условий использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образователь...

2.14.. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования.

Почетная  грамота от Упраления образования Сут-Хольского кожууна.Почетная грамота от администрации муниципального района Сут-Хольского кожууна....