Главное не опоздать!
консультация по логопедии (младшая группа) на тему

Ольга Валерьевна Иванова

Когда следует обратить внимание на речь ребенка и обратиться к специалисту

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnoe_ne_opozdat.docx16.08 КБ

Предварительный просмотр:

   Все родители желают, чтобы их малыш родился здоровым, развивался в соответствии с возрастом, вовремя начал сидеть, ходить, говорить.

    Как же на ранних этапах распознать, есть ли у ребенка риск отставания в речевом развитии?

     Прекрасно, когда у родителей, ведущих здоровый образ жизни, рождается здоровый малыш – желанный, любимый, когда он становится смыслом жизни и общение с ним необходимо, как воздух. Скорее  всего такой ребенок будет нормально развиваться и заговорит вовремя, став ещё более желанным собеседником для близких.

    К сожалению, такая картина складывается не всегда! Здоровье родителей, образ жизни многих из них оставляет желать лучшего. Если мама во время беременности перенесла инфекционное заболевание, употребляла алкоголь или никотин, испытывала токсикоз или роды были осложнены, то у родившегося малыша очень вероятен риск отставания в речевом развитии, и распознать его можно на самых ранних этапах.

    Если в 2-2.5 мес. Ваш малыш реагирует на вашу улыбку, голос  комплексом оживления (машет ручками и ножками, улыбается), вы можете с удовлетворением отметить: «Какое счастье! Мой малыш меня видит, он меня слышит и понимает!»

      В 3-5 мес. Ребенок начинает издавать звуки, похожие на воркование голубя.

 Эта предпосылка речи так и называется – «гуление». И если ваш малыш «ворковал», «гулил» - это тоже хороший знак.

     В 6-8 мес. Дети начинают неосознанно повторять различные звуки и слоги, как бы разговаривая сами с собой: па-па-па, ба-ба, мамм-а. Этот период формирования речи называется «лепет», т.е. голосовые реакции выделяются из общего комплекса оживления, становятся активной формой общения ребенка с окружающими. Используя их для выражения своих желаний, ребенок заставляет взрослых обратить на него внимание.

     К 1 году «лепет» плавно переходит в отдельные слова, которые ребенок произносит осознанно: мама, папа, дай, на, еще, пить. Вспомните, что умел говорить в год ваш малыш?

     К 1.5 годам словарь расширяется и достигает 20-50 слов. В основном, это имена близких людей, названия предметов.

     К 2 годам происходит словарный «взрыв» - дети используют глаголы и прилагательные, т.е. называют действия и признаки предметов. Ребенок употребляет уже до 100 слов.

     К 2.5 годам бурно развивается фразовая речь – ребенок может строить предложения из двух-трех слов.

      К 3 годам словарный запас составляет от 300 до 1000 слов. Ребенок использует предложения из трех-четырех слов, называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых глаголов и предлогов.

     Вышесказанное можно оформить таблицей, в которой вы отметите, что и в каком возрасте умел делать и говорить ваш малыш. Каждую горизонтальную графу условно назовем возрастным периодом. Если какой-то период предпосылок или собственно речевого развития выпадает – поставьте прочерк.

Возраст

Развитие речи в норме

2 мес.

Комплекс оживления, отдельные звуки, неопределенные по артикуляции

3- 4 мес.

Гуление

6- 8 мес.

Лепет

1 год

Первые слова (5-10)

1 год 6 мес.

20- 50 слов

2 года

До 100 слов. Фраза из двух слов

2 года 6 мес.

Фраза из двух-четырех слов

3 года

От 300 до 1000 слов. Распространенные  предложения

     Если малыш отстает более чем на один возрастной период, это должно вас насторожить. Необходимо срочно обратиться к логопеду для обследования ребенка, который наметит план коррекционных мероприятий для нормального речевого развития.

     Многие родители допускают ошибку, считая, что ребенок научится говорить сам, что «он еще маленький, вот подрастет, тогда…». И пропускают самое благодатное время. Особенно неблагоприятным фактором является лишение ребенка эмоционального общения, недостаточное удовлетворение его потребностей в ласке, теплоте, любви.

     Подобная ситуация часто складывается в неблагополучных семьях. Если до года ребенок редко слышит обращенную к нему речь, если никто не вызывает у него потребности в речевом общении, он начинает говорить гораздо позже и усвоение языка идет у него с большим трудом. Общайтесь со своим малышом, разговаривайте с ним, побуждайте его к ответной речи, и в награду вы получите маленького человечка, смешно коверкающего звуки и слова, но зато такого интересного собеседника! Как гласит народная мудрость: «У говорливой мамы и дитя говорливое».

     Помните, возможность развиваться не остается неизменной. Именно в первые 3 года ребенок овладевает навыками, которые будет потом использовать на протяжении всей жизни. С годами же возможности эффективного развития постепенно угасают.

     Если  жизнь ребенка сводится к простому биологическому существованию (накормлен, напоен, уложен спать), то реализуется лишь небольшая часть его возможностей развития. Ребенок весел, упитан, физически здоров, а до 2.5 – 3 лет общается только жестами да отдельными звуками.

   


Нельзя забывать: чем дольше длится отставание в развитии речи, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия. Иногда отставание речевого развития, начавшееся в раннем детстве и вовремя неисправленное, может привести к значительной задержке умственного развития.

Вот почему надо начинать учить малыша говорить как можно раньше! Первые годы жизни – самое благоприятное время, когда занятия с детьми принесут богатые плоды; плоды, которые при всем желании нельзя вырастить позже.

Главное – не опоздать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей и детей "Читать главное. Главное - читать!"

небольшой теоретический материал для родителей как, зачем и почему нужно читать дома. В продолжении презентация-игра для совместного практикума детей и родителей....

«Важно не опоздать! Специфика логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста»

Один из основателей компании  Масуру Ибука в своей нашумевшей во всем мире книге «После трёх уже поздно»  пишет: «Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему  учить ...

«Мама - главный воспитатель и главный педагог»

Став мамой, вы подарили миру человека, принесли в мир любовь и радость новой жизни.Но появление в семье ребенка с нарушениями в развитии — не всегда радость, а для некоторых родителей — эт...

Спортивный праздник «Главное вместе! Главное дружно!» для старшей группы детского сада.

Спортивный праздник «Главное вместе! Главное дружно!» для старшей группы детского сада. Задачи:Создать положительный эмоциональный настрой.Развивать у детей выносливость, силу, л...

НОД по правилам безопасности на дороге для детей 2- ой младшей группы "Почему Хрюша и Степашка опоздали"

Учить детей различать дорожные знаки.Развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице.Воспитывать в детях чувство ответственности, объяснить детям к чему может привести нарушение правил доро...

Конспект по ФЭМП в подготовительной группе " Как Незнайке не опоздать"

Тема «Как Незнайке не опоздать»Цель: формирование временных представлений у детей на основе игровых упражнений и познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:- упражнять детей в опр...