Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОНР
консультация по логопедии на тему

Тонеева Ольга Владимировна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_chetverg1.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.

                                                           (консультация для воспитателей)

          “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго

           и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинкой

                                                                                                     и он их усвоит на лету”.
                                                                                                                     К. Д. Ушинский

          Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского

           сада  должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли,

           строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.

          Широко известно, что у детей с общим недоразвитием речи существуют

          следующие   проблемы:

  •   скудный словарный запас,
  •  неумение согласовывать слова в предложении,
  •  нарушение звукопроизношения.

Так же у детей отмечаются нарушения формирования высших психических

 функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:

           – ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет

              процесс   запоминания и усвоения;

          – нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на

             основе   словесной инструкции;

          – отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в

             овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

            Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи-

            это   очень сложное дело.

            В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание

          носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события,

          предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали,

          что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического

          запоминаниия у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно

          снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.

 

          При развитии речи детей с ОНР, вполне обосновано использование творческих

          методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

          Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного

          материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя

          их по-своему, в течение нескольких лет я использую  в работе по развитию речи

          детей приёмы мнемотехники.

         Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное

         запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

         Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К.

         называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. –

         предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами,

          Большева Т.В. –коллажем, Ефименкова Л.Н – схемой составления рассказа.

         Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический

         материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей.

         Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

         Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста различные навыки и

         умения, в детских садах широко используются алгоритмы процессов умывания,

         одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями, что заметно

         облегчает детям запоминание последовательности выполняемых действий.

         Использовать приёмы мнемотехники в своей работе следует начинать уже с

         младшей группы. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста

         необходимо   давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее

         остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая.

         Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы

         не   отвлекать внимание на яркость изображения.

         Детям младшего возраста дают готовые обозначения с обязательным пояснением –

         расшифровкой. А с детьми постарше можно играть в игры - упражнения на  

         самостоятельную шифровку слов.

         Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов. Таким образом проводится

         работа над словом.

         Например: Даётся слово - “девочка”, его символическое обозначение:

         Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово. Предлагают упражнение

         на  самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим

   

           условным  обозначениям.

   

          Освоив игру со словом, нужно переходить к поэтапному кодированию сочетания

          слов “большая машинка”:  

                                                                                                                                                                       

                                               

         Когда ребёнок будет называть сочетания слов по своим символам, переходим

         к   запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам.

         Например, “Маленькая девочка стоит”.

         Последовательно можно переходить к мнемодорожкам и работать уже

          над  четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой:

   

                             

                                            Сидит дед ,во 100 шуб одет.

                                Кто его раздевает –тот слёзы проливает.

          И после переходить к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это графическое или

          частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы,

          некоторых действий, то есть можно нарисовать то, что считаем нужным.

          Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности:

          любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения

          предметов и объектов к выбранному рассказу. Например: лиса состоит из

          геометрических фигур (треугольника и круга).

           Занятие состоит из нескольких этапов:

          1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

          2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из

                     символов в образы, например:

                      домик — ), волк —  

          3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на

                     символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

           Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь

            следующих результатов

      *    Вызвать у детей желание пересказывать сказки — как на занятии, так и

            в   повседневной жизни.

* Расширить круг знаний об окружающем мире.

      *Активизировать словарный запас.

      * Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно

         держаться перед аудиторией.

           Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что речевая деятельность  

           формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами.

           Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной

           программы логопедического воздействия, включающей не только развитие

          компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических

          функций. Следовательно, использование приёмов мнемотехники в работе

          по развитию речи детей, является наиболее актуальным поскольку:

         – наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью,

          т.к.  использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает

          запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную

          деятельность детей;
        – приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы

           памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания,

           сохранения и припоминания информации;

        – дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны

          самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОНР

Объем зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличаются от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. При раз...

Презентация по теме: "Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста"

Данная презентация предназначена для родителей дошкольников. Из презентации можно узнать об основных понятиях мнемотехники, этапах и результатах работы по развитию речи детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей по теме: «Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста».

Данная консультация предназначена для родителей дошкольников. Из консультации можно узнать об основных понятиях, этапах и результатах работы по развитию речи с использованием мнемотехники....

Методическая разработка «Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда»

Использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире. Появляется увере...

Отчет по самообразованию.Тема: «Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР»

Отчет учителя-логопеда по самообразованию по теме: "Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР"...

Перспективный план по самообразованию. Тема самообразования: «Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР»

Перспективный план по самообразованию учителя-логопеда по теме: "Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР"...

Семинар-практикум «Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Как правило,...