Использование игровых приемов для развития диалогической речи.
статья по логопедии по теме

Есипова Анастасия Викторовна

В статье представлены некоторые игровые приемы  для развития диалогической речи  у детей с элементами сюжетно-ролевой игры.  Раскрывается важное значение использования такой формы работы для повышения интереса к занятию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ.

      Работа по развитию диалогической речи направлена на полноценную коммуникацию ребенка в  социуме.

     Сюжетно–ролевая игра-это эффективное средство развития диалогической речи.

Диалогическую речь отличает краткость высказываний с преобладанием простых предложений, широкое использование неречевых средств (жестов, мимики); большую роль в диалоге играет интонация. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста.

    В своей работе логопед использует элементы сюжетно-ролевой игры, которые ребенок может применять в самостоятельной игре.

    Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Одним из игровых приемов является  «беседа». Например, беседа на тему «Транспорт».

Оборудование: автобус, сделанный из стульчиков, руль, кепка водителя, игрушечные машины – легковая, грузовая .

Итак, ребята, вы  вышли  из  дома  и  идете  к  остановке.

1. Беседа:

 - Куда  вы  идете?  (к  остановке  автобуса).

 - Автобус,  это  какой  вид  транспорта?  (наземный,  пассажирский).

 - А что еще можно отнести  к наземному  пассажирскому транспорту? (машину,  автобус,  трамвай).

 - А  как  называется  транспорт,   который   перевозит   грузы? (грузовой).

 - Какой  грузовой  транспорт  ты  знаешь?

 - Чем  отличается  автобус  от  троллейбуса?

 - Может  ли  трамвай  объехать  девочку?             и  т. д.

2. Игра «Водитель». Так же в этой теме можно предложить, такую игру как «Водитель».  

Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие? Мы поедем на автобусе. Кто управляет автобусом? (водитель).

 - Кто еще работает в автобусе? (кондуктор)

 Назначаются дети на роль водителя и кондуктора

 - А оставшиеся кем будут? (Пассажирами)

 - Чтобы ехать в автобусе, мы должны заплатить за проезд. Возьмите монеты.

( Каждому пассажиру раздать монеты.)  Кондуктор раздаст билеты.

 - Ну вот, за проезд все заплатили, автобус может отправляться. Водитель, нам пора в путь.

Водитель объявляет разные остановки ( «звуковички», «считалочка», «загадки»);

дети обыгрывают данные ситуации.

3. Игра : «Загадки».

 Оборудование: Маски с изображением разного вида «Транспорта». Один  ребенок  надевает на голову маску, по вопросам других детей ребенок пытается догадаться, что это за вид транспорта.

 Следующие игровые приемы, я бы хотела показать на примере лексической темы «Игрушки».

Оборудование: лента с кармашками (пособие "Поясок"), картинки для ленты (кубик, самолетик, машинка, зайка, кукла, клоун, мишка, пирамидка, мяч), "Волшебный мешочек", игрушки для «Волшебного мешочка» (погремушка, корова, кубик, машинка, кукла, мяч, матрешка, заяц),графические схемы.

1.Игра «Да-нет»:

Логопед: Вы можете задавать вопросы, на которые я только смогу отвечать ДА или НЕТ.

На доске вывешена лента с картинками (кубик, самолетик, машинка, зайка, кукла, клоун, мишка, пирамидка, мяч). С помощью вопросов дети отгадывают задуманную картинку (пирамидка). Педагог отвечает на вопросы только да или нет.

2.Игра «Волшебный мешочек»

Логопед: Ребята, давайте угадаем, что там за игрушки , вы сейчас по очереди будете подходить опускать руку в мешочек, брать только одну игрушку, не доставать сразу, ощупать её  и назвать, какую  игрушку вы сейчас достанете. Другие дети будут тебе помогать с помощью своих вопросов.

Подходит ребенок, опускает руку в мешочек и на ощупь отгадывает, какую игрушку он сейчас достанет.

3.Игра в уголке "Магазин"

Логопед: Ребятки, мы с вами  сейчас представим, что мы продавцы и покупатели. Одни ребята будут  покупателями, они будут загадывать  игрушку, которую они хотят купить, расскажут про неё, а другие дети будут продавцами, им надо будет  отгадывать.

Выходит пара детей. Один ребенок - продавец, второй ребенок - покупатель. Ребенок с опорой на графическую схему описывает игрушку, другой ребенок отгадывает.

Следующие игровые приемы, я бы хотела показать на примере лексической темы «Семья».

1. Сценка-миниатюра «Федя одевается». Оборудование: костюмы для детей.

Участвуют четверо детей и логопед: двое ведущих, папа , мама , бабушка .

1 ведущий: Кто визжит, как поросёнок

 Рано утром в выходной?

 Удивляются спросонок

 Все соседи за стеной.

2 ведущий: Пусть никто не удивляется,

 Это Федя одевается.

 Он, запутавшись в штанах,

 На полу сидит в слезах.

Папа: Папа Федю осмотрел,

 Как же ты штаны надел?

 В них ходить наоборот надо.

 Задом наперёд!

Бабушка: Смотрит бабушка в тревоге,

 Протерев свои очки,

 Или Федя спутал ноги,

 Или спутал башмаки.

Мама: Мама, глянув, рассмеялась:

 Вот дела – и смех, и жалость,

 Всё надел навыворот,

 Всё надел нашиворот,

 Выворот - нашиворот,

 Шиворот - навыворот!

После сценки обсуждение.

2.Распространение предложений. Оборудование :сюжетная картинка.

 По сюжетной картинке первый участник составляет простое нераспространенное предложение, каждый следующий добавляет к нему по слову.

3. Ответы на вопросы после просмотра  мультфильма «Семья».

Оборудование: Мультфим :  Не только называть действия героев, но и давать оценки поступкам, объяснять их причины и последствия.

4. «Кто больше?»

 Необходимо назвать как можно больше существительных на  тему «Семья». Дети работают парами, вместе подбирают слова, выбирают, кто из двоих будет отвечать. Если пара называет только свое слово, ей присуждается 0 очков; только чужие слова – 1 очко; свое и 1-3 чужих – 2 очка.

    Таким образом, используя различные игровые приемы, можно развивать диалогическую речь детей. Работая над развитием диалогической речи ,мы решаем ряд задач:

Формирование навыка слушать и отвечать на вопросы в процессе диалога;

Формирование навыка  выражать свои эмоции в интонации и жестах.

Формирование просодической стороны речи –  темпа речи, ритма, интонации.

Формирование навыка уважительного отношения к  сверстникам в качестве объекта взаимодействия;

Формирование навыка к программированию процесса игры;

Формирование ролевого поведения.

Формирование  связной речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

В материале представлены игровые технологии:1.сюжетно-ролевые игры с использованием телефона.2. игры парами.3. дидактические игры4 Неподготовленный диалог воспитателя с детьми.5.Подвижные игры, где ес...

Значение игровой деятельности в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе ...

Игровые приемы для развития диалогической речи с использованием техники ниткография

Игровые приемы для развития диалогической речи с использованием техники ниткография...

Использование театральной деятельности в развити диалогической речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи

Развитие речи- это целенаправленная и последовательная работа. Одной из важнейших задач на пятом году жизни является целенаправленное развитие диалогической речи. Театральная деятельность так же позво...

ООД с использованием игровых приемов по развитию речи в старшей группе.

Цель: выявить полученные знания, умения, представления по развитию речи детей.Образовательные задачи:-развивать лексико-грамматический строй речи путём формирования умений, подбирать антонимы, о...

Доклад на тему: «Использование игровых приемов для развития речи детей дошкольного возраста»

Доклад на тему: «Использование игровых приемов для развития речи детей дошкольного возраста»...