Использование игровых технологий в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

В материале представлены игровые технологии:

1.сюжетно-ролевые игры с использованием телефона.

2. игры парами.

3. дидактические игры

4 Неподготовленный диалог воспитателя с детьми.

5.Подвижные игры, где есть диалог.

6. Беседы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие диалогической речи.28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Васильева Наталья Алексеевна,

воспитатель,

МБДОУ Д\с №136,

г. Иркутск

Основной формой общения дошкольников является диалог. Он является для них основной формой овладения всеми компонентами устной речи и средством формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.

Диалог, как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребёнка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно. Диалог является естественной средой развития личности в целом.

Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Не случайно в концепции непрерывного образования указывается, что в дошкольном возрасте специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи.

Наблюдая за детьми своей группы, могу отметить их недостаточную речевую деятельность, неумение большей части детей строить диалог, вести не стимулированную педагогом беседу. Учитывая результаты наблюдения и исходя из актуальности развития диалогической речи для развития дошкольников, я поставила перед собой цель - развить у детей диалогическую речь и научить их пользоваться ею как формой общения.

Опираясь на утверждения исследователей (В. И. Яшина, А. А. Павлова и другие), о том, что диалогу нужно учить, свою деятельность направила на создание целостного подхода к формированию диалогической речи у детей.

Среди условий, способствующих реализации поставленной задачи, выделила следующие:

  1. Организация пространства для общения, где дети имели бы возможность объединиться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий: создание мини-театра, мини-библиотеки, уголка для свободной изо деятельности.
  2. Обновление и обогащение игровых зон необходимым игровым материалом, предметными и сюжетными картинками, альбомами различной тематики.
  3. Создание доброжелательной атмосферы в группе.
  4. Работа с подгруппами для организации диалога детей со сверстниками.
  5. Организация пространства общения.
  6. Не дисциплинарные формы привлечения и удержания внимания.
  7. Игровая и коммуникативная мотивация занятия.

 Основным методом формирования диалогической речи в повседневной жизни и на занятиях является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). По мнению Е. И. Тихеевой, потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребёнку же она присуща ещё в большей мере.

Большое влияние на развитие диалогической речи оказывают игры и игровые упражнения. Преимущество игр в том, что они способствуют активизации диалогического взаимодействия как в подготовке к игре, так и во время самой игры. Игры включаются как в непосредственную образовательную деятельность, так и в совместную и самостоятельную деятельность детей. Детям преподносятся задания, ставящие их в ситуации, побуждающие вступать в диалог.

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н. Я.Михайленко и Н. А.Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем, развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие).

Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А. К.Бондаренко, О. С.Ушакова и другие): «Факты», «Согласен, не согласен», «Магазин», «Разговор по телефону», «В гостях у куклы».

Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси - гуси», «Обыкновенные жмурки», «Коршун», «Краски» и другие). В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.

Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры-драматизации. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Тематика игр оказывается самой разнообразной: она касается жизни детского сада и семьи, отражает сюжеты из жизни людей, животных и растений, в качестве персонажей игр используются игрушки, овощи и фрукты, предметы мебели, посуды и пр. Одновременно игра-драматизация прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру как виду искусства.

Игры-инсценировки – это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Ценность игр-инсценировок и в том, что дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.

Режиссерские игры – разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Для формирования диалогической речи в своей работе использую приём словесных поручений. Например, можно дать ребёнку поручение – попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, передать что-либо родителям и т. д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка, как он с ним справился.

Одним из методов формирования диалогической речи является чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях, направленных на формирование навыков составления диалога по речевой ситуации. Это развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать.

Чтобы обогатить речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик, знакомлю их с этикетом через обыгрывание сюжетов, и при этом обучаю, как правильно вести диалог.

Особое внимание уделяю составлению рассказа на понравившуюся ребенку тему.  Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества. Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование иллюстраций к рассказам.

Чтение стихов по ролям – один из методов подобного плана. Подбираю для этого стихи, с различными функциональными репликами, способствует усвоению разнообразия этих высказываний. Чтение стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму диалога, но и правила очередности высказываний, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации.

Дидактические игры (лото, домино, лабиринтные, разрезные картинки) строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, на этапе освоения этих игр, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно.

Игры парами («Я знаю…», «Отгадай предмет, который я загадала», «Закончи предложение», «Съедобное - несъедобное» и другие) также способствуют развитию диалогической речи:

- закрепляют и уточняют способы работы с языковой информацией, полученные в ходе специально организованной деятельности в групповой форме (активизация словаря, развитие грамматического строя речи, звуковой культуры речи и т. д.);

- ориентируют ребенка на партнера-сверстника, его практические и речевые умения.

Могу отметить следующие результаты организованной мною работы:

- сформированные умения участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы воспитателя, правильно задавать их;

- диалоги детей стали более обогащены прилагательными, существительными, новой лексикой;

- инициативность детей в организации общения друг с другом;

-  эмоциональный подъем в ходе бесед.

Хочется закончить словами великого педагога К.Д. Ушинского: «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы»

Литература:

1. Развитие связной речи детей 5-6 лет в экспериментально-поисковой деятельности// Дошкольная педагогика № 10 2014. -  26 с.

2. Игра как фактор развития диалога// Дошкольное воспитание № 5 2007. -  9 с.

3. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста// Дошкольное воспитание № 3 2007. -  114 с.

4. Арушанова А.Г., Дурова Н.В., Иванова Р.А., Рычагова Е.С. Истоки диалога. 5-7 лет. Книга для воспитателей/ А.Г. Арушанова. -М.: Мозаика-Синтез, 2004. -186 с.

5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада/ А. Г. Арушанова. -М.: Мозаика-Синтез, 2005. -272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР" (презентация)

презентация к педагогическому проекту "Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"...

Статья на тему «Использование современных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлены методы и приемы, используемые в работе по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, на основе современных игровых технологий....

«Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир челов...

Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре

Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре...

Конспект открытого интегрированного музыкального занятия с использованием инновационных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. «ПЕСНИ РАСПЕВАЕМ – НАСТРОЕНИЕ ПОДНИМАЕМ!»

Авторская разработка конспекта  открытого интегрированного музыкального  занятия с использованием инновационных игровых  технологий для развития певческих навыков у детей  старшего...