Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Долгова Елена Ивановна

Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_razvitiyu_rechi.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре

Диалог является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний (реплик) двух или нескольких говорящих.

Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения. А чтобы ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем их многообразии, а также правилами ведения диалога — как речевыми, так и социальными.

Учитывая двухсторонний характер речевой деятельности, можно выделить два аспекта этого процесса: во-первых, ребенок учится принимать (воспринимать) разные функциональные единицы диалога, реагировать на выполнение (невыполнение) партнером по общению правил поведения в диалоге, а во-вторых, он учится пользоваться разными диалогическими репликами для вступления или поддержания разговора и следовать правилам диалога. Задача взрослого — помочь малышу усвоить это как можно быстрее.

Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.

Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.

Трудности, встречающиеся в игре, преодолеваются детьми охотнее и с удовольствием. Включение игровых приемов в процесс развития диалогической речи дошкольников актуально и в связи с ориентацией на гуманизацию педагогического процесса. Исследования физиологов доказали значение игры как деятельности, удовлетворяющей биологические, духовные и социальные потребности детей.

На предварительном этапе работы основной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом следует опираться на подражательные способности детей, так как известно, что дошкольники заимствуют те речевые образцы, которые наиболее часто слышат. Именно поэтому так важно обеспечить многократное восприятие детьми разнообразных диалогических реплик.

К источникам речевого подражания относятся: речь окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, фильмы. Используя художественные средства, нужно привлекать внимание детей к диалогам героев. Для этого в беседах после чтения литературных произведений или просмотров спектаклей и фильмов при помощи разнообразных обращений к детям (вопросом, сообщений, побуждений) выделять: инициативные диалогические реплики: «О чем хотел узнать Слоненок? Как он об этом спросил!»; «Листопадничек смотрел па птиц и мечтал полетать. Своей мечтой он поделился с мамой»; «Вспомните, как Мороз высказал свое мнение о том, что мужичок именно ему поклонился»; и ответные высказывания: «Что ответил Попугай Слоненку?»; «Как мама отнеслась к мечте Зайчонка? Что она сказала!»; Согласился ли Ветер с мнением Мороза? Вежливо ли он выразил своё несогласие?».

Особая роль в этой работе отводится художественной литературе, поскольку встречи с ней ежедневны, а методы приобщения к литературным произведениям содействуют не только восприятию форм диалога, но и их воспроизведению.

Вашему вниманию мы хотим предложить дидактические игры, способствующие развитию диалогической речи.

Дидактические игры с готовыми текстами-диалогами

Почта

Цель: учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Ход игры:

выбирают (назначают по жребию) ведущего игрока. Между остальными участниками игры, завязывается диалог:

—Динь-динь-динь.

—Кто там?

—Почта.

—Откуда?

—Из Рязани. (Называется любой город.)

—И что там делают?

—Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают,
крякают, ныряют, барабанят, стирают, пилят и т.д.).

Все играющие должны изобразить названные действия. Кто не успел или неправильно изобразил действие, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются.

Маковое зернышко

Цель. Закреплять у детей умения поочередно задавать вопросы и отвечать на них, развивать тему разговора.

Материал. Элементы костюма Вороны.

Ход игры:

Из участников игры выбирают Ворону. Остальные передают друг другу камушек. Ребенок, получивший камушек, задает Вороне вопрос:

—Ворона, Ворона, куда полетела?

—К кузнецу на двор. (К ковалю.)

Камушек передается следующему ребенку, и он задает вопрос:

—На что тебе кузнец? — Косы ковать.

—На что тебе косы? — Траву косить.

—На что тебе трава? — Коровок кормить.

—А на что коровы? - Молоко доить.

—А на что молочко? — Пастухов поить.

—На что пастухи? — Кабанов пасти.

—На что кабаны? — Гору рыть.

—На что горы? — На тех горах маковое зернышко.

—Для кого зернышко? — Отгадайте!

Ворона загадывает загадку. Кто первый отгадает загадку, тот становится Вороной. Игровой диалог повторяется, и новая Ворона загадывает следующую загадку.

Краски

Цель. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Ход игры:

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и называет его хозяину. Затем приходит покупатель:

- Тук-тук!

- Кто там? - Покупатель.

- Зачем пришел? — За краской.

- За какой? - За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!». Если покупатель отгадал цвет краски, то забирает ее себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так они по очереди разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.

Фанты

Цель. Развивать умения так ставить вопрос, чтобы добиться желаемого ответа и осознанно отбирать слова, избегая «запретных» слов.

Ход игры:

Ведущий обходит играющих и говорит:

— Нам прислали сто рублей

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

«Да» и «нет» не говорите!

После этого он задает детям разные вопросы, стараясь, чтобы при разговоре кто-то произнес одно из запрещенных слов. Ведущий ведет примерно такой разговор: «Что продается в булочной?» — "Хлеб», «Какой?» (черный и белый) - «Мягкий». - «А какой хлеб ты больше любишь, черный или белый?» — «Всякий» и т.д. Тот, кто произнес запрещенное слово, отдает водящему фант. В конце игры все, кто остался без фанта, выкупают его.

Все ли мы увидели?

Цель. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Материал. Картинка с изображениями различных предметов фишки.

Ход игры:

Воспитатель сообщает: «Сегодня мы посоревнуемся, кто больше увидит на картинке и кто больше задаст вопросов. Что такое вопрос? Мы задаем вопрос, когда что-то хотим узнать. Например, Саша, что ты делал сегодня утром? Я спросила, чтобы узнать, чем ты занимался утром. Задавать вопросы мы будем по картинке. Посмотрите на нее внимательно. Подумайте, какие вопросы можно задать, чтобы не упустить ничего из того, что изображено на это? картинке. Только действует такое правило: вопрос нельзя повторять. За повторяющийся вопрос фишка не дается».

Время на обдумывание — 1—2 минуты.

Затем дети задают вопросы. Воспитатель включается в процесс, если они задают в основном стереотипные вопросы. Это делается для того, чтобы дети меняли формулировку и чтобы показать, что воспитатель - равноправный участник игры. Воспитатель спрашивает: «Можно, я тоже задам вопрос?» и дает формулировку своего вопроса по картинке.

По окончании подводится итог: кто получил больше фишек, то и выиграл. Нужно обязательно похвалить всех участвовавших, сказать, что в следующий раз они обязательно смогут задать больше вопросов. Отметить и тех, кто не задал ни одного вопроса, сказать, что в другой раз у них все получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию мнестических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Методические рекомендации по развитию мнестических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

"Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР" (презентация)

презентация к педагогическому проекту "Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"...

Использование игровых технологий в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

В материале представлены игровые технологии:1.сюжетно-ролевые игры с использованием телефона.2. игры парами.3. дидактические игры4 Неподготовленный диалог воспитателя с детьми.5.Подвижные игры, где ес...

«Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир челов...

Консультация для родителей "Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети ...