Нарушение лексики у умственно-отсталых детей
презентация по логопедии по теме

Стародубова Юлия Борисовна

Исследователи, причины, особенности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narushenie_leksiki_u_umstvenno_otstalyh_detey.pptx123.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нарушение лексики у умственно отсталых детей Выполнила студентка 5 курса Заочного отделения Стародубовой Ю.Б. .

Слайд 2

Исследователи Особенности словарного запаса умственно отсталых детей изучались А.Р. Лурией , О.С. Виноградовой, В . Г. Петровым, Г. И. Данилкиной , Н. В. Тарасенко, Г. М. Дульневым , которые отмечали нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря. Prezentacii.com

Слайд 3

Особенности нарушения лексики у детей с умственной отсталостью

Слайд 4

По данным Н. В. Тарасенко, умственно отсталые школьники младших классов редко употребляют прилагательные, обозначающие внутренние качества человека. Количество наречий в словаре весьма ограничено (здесь, там, туда, потом). По данным В. Г. Петровой, умственно отсталые школьники I класса не знают названий многих предметов, которые их окружают (перчатки, будильник, кружка), особенно названий отдельных частей предметов (обложка, страница, рама, подоконник).

Слайд 5

Наиболее важными причинами бедности словарного запаса у этих детей является низкий уровень их умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в речевых и социальных контактах, а также слабость вербальной памяти.

Слайд 6

В активном словаре умственно отсталых детей отсутствуют многие глаголы , обозначающие способы передвижения животных (скачет, ползает, летает). Ученики 1—2-х классов говорят «лягушка идет», «змея идет», «птичка идет». Глаголы с приставками заменяют бесприставочными глаголами (пришел, перешел — шел). Умственно отсталые дети употребляют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета: цвет (красный, синий, зеленый), величину (большой, маленький), вкус (сладкий, горький, вкусный). Противопоставления же по признакам «длинный — короткий», «толстый — тонкий» и т. д. используются очень редко . В словаре детей преобладают существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера (мебель, посуда, обувь, одежда).

Слайд 7

Пассивный словарь умственно отсталых детей больше активного, но он с трудом актуализируется, часто для воспроизведения слова, требуется наводящий вопрос. Трудности вызываются, с одной стороны, склонностью умственно отсталых детей к охранительному торможению в коре головного мозга, с другой — особенностью формирования семантических полей.

Слайд 8

Неточное употребление слов Встречается неточное употребление слов, парафазии. Преобладающими являются замены слов по семантическому сходству. Например: (скачет , ползает — «идет», толстый, высокий — «большой»). Наблюдаются смешения слов одного рода, вида. Так, словом ботинки дети называют сапоги, туфли, галоши; словом рубашка — кофту, рубашку, свитер, куртку. Причинами неточности в употреблении слов у умственно отсталых детей являются трудности дифференциации, различения как самих предметов, так и их обозначений. Умственно отсталые школьники вследствие слабости процесса дифференцировочного торможения легче воспринимают сходство предметов, чем их различие, поэтому они усваивают прежде всего общие и наиболее конкретные признаки сходных предметов. Таким общим и конкретным признаком может быть, назначение предметов (ложка, вилка). Различия предметов не усваиваются, а обозначения не разграничиваются.

Слайд 9

Несформированность семантических полей Исследование семантических полей на основе ассоциативного эксперимента, проведенное А. Р. Лурия и О. С. Виноградовой, показало их недостаточную сформированность . В норме выбор слова-реакции осуществляется на основе смысловых ассоциаций, т. е. смысловому сходству (высокий — низкий, яблоко — груша, скрипка — смычок). У умственно отсталых он осуществляется часто по случайным, иногда звуковым, ассоциациям (врач — грач), что свидетельствует о недостаточной сформированности у них семантических полей, лексической системности.

Слайд 10

Список литературы Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе .Кн. для учителя. / Под. ред. В.В.Воронковой . - М.: Школа Пресс, 1994. 2. Логопедия : Учебник для студентов дефектол . фак. пед . вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 1998 . 3 . Данилкина Г.И. Усвоение слов, обозначающих родовые понятия учениками I класса вспомогательной школы. // Научно-теоретическая конференция // Дефектология.- Л., 1967. 4 . Дульнев Г.М. Об усвоении учащимися вспомогательной школы словарного состава родного языка. // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. Вып.4. М., 1952. 5. Лурия А.Р., Виноградова О.С., Мещеряков А.И. Особенности словесных связей у детей- олигофренов . // Умственно отсталый ребенок. - М., 1960 . 6 . Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1977 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие лексики умственно отсталых детей

В работе представленны игры на: обагощение словарного запаса; уточнение значения слова; расширение семантики существительных, прилагительных и глагола детей старшего дошкольного и младшего школьного в...

Особенности лексико-семантической стороны лексики у детей с умственной отсталостью умеренной степени.

У детей с умственной отсталостью особенности психических функций, познавательной деятельности, обусловленные бедностью представлений об окружающем мире, ограниченностью знаний о пространственных, врем...

Презентация "Дети с нарушением интеллекта и умственной отсталостью"

Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом....

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) И ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями (далее - Программа) МБОУ «Прогимназия «Эврика» (далее ...