Занятие развитию связной речи: "Пересказ"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Стародубова Юлия Борисовна

Для детей с ОНР III уровня, старшая группа III период.

Тема: Пересказ сказки «Дружба»

Цель: учить детей составлять подробный пересказ заданного текста с использованием наглядного иллюстрационного  материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_svyaz.rechi_._peresskaz._logopediya.docx61.63 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие развитию связной речи.

Для детей с ОНР III уровня, старшая группа III период.

Тема: Пересказ сказки «Дружба»

Цель:

  • учить детей составлять подробный пересказ заданного текста с использованием наглядного иллюстрационного  материала.

Задачи: 

  • закреплять навыки ответов детей полными предложениями;
  • развитие монологической и диалогической речи детей;
  • совершенствовать навыки образовывать притяжательные прилагательные;
  • закреплять навыки составления сложносочинённых и сложноподчинённых предложений в пересказе.
  • развитие мелкой моторики;
  • развивать слуховое и зрительное восприятие детей, память и мышление;
  • воспитывать у детей умение слушать друг друга и следить за речью товарища;

Материал: Игрушечная сова, наглядные иллюстрации по тексту, два комплекта раздаточных картинок, бумажные геометрические фигуры.

Предварительная работа в группе: чтение сказки с воспитателем, обогащение пассивного и активного словаря, введение в словарь слов: дупло, хищники, могучий и рыжая; работа с логопедом по составлению сложносочинённых и сложноподчинённых предложений; занятия с логопедом по образованию притяжательных прилагательных; составление животных из  плоскостных геометрических фигур с воспитателем;

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Логопед: ребята, к нам в гости прилетела тётушка Сова, она вам расскажет интересную сказку.

Т.Сова: Здравствуйте, ребята! Прежде чем я вам расскажу сказку, мне бы хотелось у вас спросить: Какое сейчас время года?

Дети: Сейчас весна

Т.Сова: А какой  сейчас месяц весны?

Дети: апрель.

Т.Сова: Какое время года наступит после весны?

Дети: Лето

Т.Сова: А после лета?

Дети: Осень

Т.Сова: Ну, а после осени?

Дети: Зима.

  1. Коррекционно-развивающий этап
  1. Чтение сказки с установкой на пересказ

Т.Сова: Какие вы молодцы, а теперь внимательно послушайте сказку, которая называется «Дружба», а я потом задам вам вопросы.

 (тётушка Сова рассказывает и параллельно выставляет иллюстрации)

Как-то летом  в одном лесу подружилась белочка с зайчиком.  

Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький.

Каждый день они встречались на полянке и там угощали друг друга.

Белочка приносила грибы и орешки, а зайчик – капусту и морковку. Но вот прошло лето. Наступила осень, а потом зима.  Выпал белый пушистый  снег. Белочка спряталась к себе в дупло, а зайчик — под густую ветку ели. Однажды белочка  высунулась из дупла, и  не узнала  зайчик, потому что он был не серый, а белый.  Зайчик тоже увидел белочку и тоже не узнал ее. Он ведь был знаком с рыженькой белочкой, а это была серая.

Но наступит весна, и они снова узнают друг друга.  

  1. Беседа по тексту. Словарная работа.

Логопед: вспомните, как называется сказка?

Дети: Сказка называется «Дружба».

Логопед: Где подружились зайчик и белочка?

Дети: В лесу.

Логопед: Какое было время года, когда подружились белочка и зайчик?

Дети: Было лето.

Логопед: Чем угощали друг друга белка и заяц?

Дети: Белочка угощала грибами и орешками, а зайчик капустой и морковкой

Логопед: какое время года наступило после лета? А после осени?

Дети: После лета наступила осень, а после осени зима.

Логопед: Где спряталась белка, когда выпал снег?

Дети: Белка спряталась в дупле.

Логопед: а что такое  дупло?

Дети: Это пустота в стволе  дерева, где живёт белка    

Логопед: А куда спрятался заяц?

Дети: Заяц спрятался под ветку ели.              

Логопед: Почему заяц и белка не узнали друг друга зимой?

Дети: Потому, что заяц стал белый, а белка серая.

Логопед: Почему  шубки зверей зимой стали другого цвета?

Дети: Потому, что белый и серый цвет не так заметен зимой, и они могут спастись от хищников.

Логопед: А летом, какого они были цвета?

Дети: Заяц был серый, а белка рыжая.

Логопед: Что значит рыжий цвет?

Дети: Это красно-жёлтый цвет.

  1. Физкультминутка: « Ёлки, берёзки, пеньки»

Когда логопед говорит Ёлки, дети  встают и расставляют руки в стороны, как лапы у ели. Когда говорит берёзки – дети встают на носочки и тянут высоко руки вверх, а когда называет пеньки – дети приседают на корточки. Логопед нарочно путает детей,  говорит одно, а показывает другое. Дети должны быть внимательны, чтобы не запутаться.

  1. Закрепляющий этап.
  1. Игра «Угадай, кто спрятался» На доске стоит изображение дуба, а из-за него видны беличьи и заячьи уши, лапы и хвост.

Логопед: Ребята, посмотрите, какой красивый могучий дуб в лесу. Давайте посмотрим, кто за ним спрятался?

Дети: Заяц и белка.

Логопед:  Я вижу длинные уши – это чьи?

Дети: это уши заячьи.

Логопед: Посмотрите, какой пушистый хвост. Чей он?

Дети: Это хвост беличий.

Логопед: А вот короткий хвост. Чей он?

Дети: это заячий хвост.

Логопед: Чья это рыжая лапка?

Дети: Это лапка беличья.  

  1. Разбери картинки по порядку

Логопед: Ребята, Тётушка Сова перепутала все картинки и не может вспомнить сказку, давайте ей поможем? (дети делятся парами, и  каждая пара выкладывает картинки в той последовательности, чтобы получился рассказ)

  1. Пересказ цепочкой.

Логопед: Давайте теперь попробуем вспомнить и пересказать сказку.  Начнёт (имя ребёнка), а теперь продолжит (имя ребёнка). Каждый ребёнок рассказывает по одному предложению, опираясь на картинки. 

  1. Индивидуальный пересказ по картинкам.

Логопед: Кто запомнил всю сказку и сможет её пересказать?

Дети пересказывают сказку, а логопед при необходимости подсказывает.

III. Подведение итога. 

Воспитатель: Давайте подойдём к тётушке Сове и напомним ей, чем мы сегодня занимались.

Дети: мы учились пересказывать сказку…

Т.Сова: какие же вы молодцы, вам моя сказка понравилась? А мне понравилось, как вы сегодня работали, поэтому я всем вручаю медали и прощаюсь с вами. До свиданья!

C:\Users\Стародубовы\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\oak-picture-color-2.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» Подготовительная к школе логогруппа.

Конспект занятия по развитию связной речи.Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»Подготовительная к школе логогруппа....

Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ рассказа Л.Толстого "Косточка"

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности  Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка»...

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи .Пересказ рассказа В.Катаева «По грибы»

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по развитию связной речи Пересказ русской народной сказки У страха глаза велики

Развитие связной монологической речи. Учить детей объяснять значение сслов, упражнять  в образовании существительных с уменьшительно-лоскательными суффиксами...

Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики».

Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»...

Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»

Цель: Учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм, развивать у детей умение распространять предложения определениями, развивать мыслительную деятельность, расши...