Конспект занятия для детей с ОНР в подготовительной группе:Тема Звуки [Т] - [Д], [Т'] - [Д']
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Шевнина Мария Васильевна

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте для детей с ОНР в подготовительной группе

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Звуки [Т] - [Д], [Т'] - [Д']

Цели: Учить ребенка изменять темп движения в зависимости от изменения музыкального ритма. Развивать динамический праксис рук.Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т'] — [Д'] (дифференциация звонких и глухих согласных). Научить ребенка слоговому синтезу слов. Учить анализировать и сравнивать слова.

Оборудование: звуковые пеналы, кассы букв, тетради, ручки, предметные картинки со звуками [Т] — [Д], [Т'] — [Д'].

Ход занятия

1. Дидактическое упражнение «Слушай внимательно» (формирование общей координации движений под ритмичную музыку).

Логопед звенит бубном, а дети под звон бубна бегут. Затем логопед стучит в бубен, дети под эту музыку марширует. Игра повторяется несколько раз.

2. Упражнение «Кулачки — ладошки» (развитие динамического праксиса рук).

По заданию логопеда (по образцу, устной инструкции) дети выполняют следующие движения правой, а затем левой рукой: сжимают руку в кулак, показывают ладошку и т. д.

3. Дифференциация звуков [Т] — [Д]. Назвать первый звук в именах детей:

Таня, Толя, Тамара; Даша, Дуня, Данила.

Сравнить артикуляцию звуков [Т] и [Д] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»); вспомнить характеристику звуков [Т] и [Д], их обозначение.

-Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь слог, слово со звуком [Т]»:

т, д, д, т, т...; та, да, ду, ту, ты...; Таня, Даня, туфли, вода, молоток...

-Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: та-да, то-...; да-та, ду-...

Повторить за логопедом серию слогов:

та-та-да; да-да-та; да-та-та; та-да-да; да-та-да; та-да-та.

-Дидактическое упражнение «Составь слово»: логопед по слогам произносит слово, а ребенок называет его целиком.

Са-мо-лет, то-по-ры, то-ва-ри-щи, до-ро-га, за-са-да, ду-би-на...

-Логопед произносит ряд слов и просит детей назвать лишнее слово (по наличию в словах звуков [Т] и [Д]):

туфли, дом, дорога, дуб; топор, дрова, труба, ток.

4. Из ряда картинок выбрать те, названия которых начинаются на звук [Т] ([Д]); игры с картинками: «Что изменилось?», «Чего не стало?».

-Подобрать слова со звуками [Т] и [Д], определить место звуков в словах (при затруднении использовать карточку и синие кружки, с колокольчиком и без)

-Заменить звук [Т] на звук [Д] в словах. Какие слова получились? Придумать с ними предложения:

том — дом, точка — ..., тачка — ...

-Исправить ошибку. Какие звуки перепутаны?

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Мальчик уточкой ловит рыбу.

Удочка плывет по озеру.

5. Динамическая пауза

Упражнение для развития координации речи с движениями:

— Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял пастух ду-ду!

А я дудочку нашла,

Пастушку отдала.

- Ду-ду-ду...

(Дети имитируют игру на дудочке.)

6. Дифференциация звуков [Т'] — [Д']. Назвать первый звук в словах Тима, Дима.

Сравнить артикуляцию звуков [Т'], [Д'], обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику и обозначение этих звуков.

-Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д']»:

ть, дь, дь, ть...; тя, дя, ди, ти...; Тимур, Денис, девочка, тигр...

-Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

тя-дя, те-..., ди-ти, ти-..., дю-...

-Повторить за логопедом серию слогов:

тя-тя-дя, дя-тя-тя, дя-тя-дя, тя-дя-дя, тя-дя-тя, дя-дя-тя.

-Дидактическое упражнение «Составь слово»:

те-ле-фон, те-ле-ви-зор, де-ре-во, Ди-му-ля...

7. Из ряда картинок ребенок должен убрать лишнюю (по наличию в словах звуков [Т'] и [Д']), логопед при этом картинки не называет:

телевизор, диван, тигр, телефон.

-Дидактическое упражнение «Подари подарок Тиме и Диме» (подобрать слова со звуками [Т'] и [Д']).

-Заменить звук [Т'] на звук [Д'] в словах. Какие слова получатся? Придумать предложения с этими словами:

тело — дело, тень..., Тима..., тина...

8. Звуковой анализ и сравнение слов.

Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку, преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки.

Тима — Дима, том — дом.

9. Итог занятия.