Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: " Дифференциация звуков с- з".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Назаркина Ольга Валентиновна

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе .Тема: " Дифференциация звуков с-з ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_differents._zvukov.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Новомичуринский детский сад №2»

Конспект НОД по звуковой культуре речи (О.О. «Речевое развитие») в старшей группе

Тема: «Дифференциация звуков С – З»

                                                                                     

                                                                                           Составила: воспитатель

                                                                                            О.В. Назаркина

Сентябрь, 2021г.

Вид занятия: Звуковая культура речи.

Цель: Закрепление правильного произношения звуков С– З;

Задачи:

Образовательные задачи:

Учить детей дифференцировать звуки С и З: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками. Развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово.

Развивающие задачи:

Развивать фонематический слух.

Воспитательные задачи:

Воспитывать внимательность, активность.

Подготовка воспитателя к занятию:

1. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

2. Пособие по развитию речи в старшей группе «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Предварительная работа: разучивание чистоговорок.

 Оборудование и дидактический материал: иллюстрации зайца и совы, карточки с изображениями слов со звуками Си З, корзинки.

Организация детей: на ковре, на стульчиках.

Ход занятия

Организационный момент, введение в тему.

Дети стоят на ковре, образовав круг.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство? А где бывает волшебство? А вы хотите попасть в сказку? Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звуков. В волшебном мире звуков, так же, как и в сказках, много разных царств – государств, ведь звуков тоже много. А в гости, к каким звукам мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете из загадок:

2. Объявление темы занятия.

Итак, первая загадка:

Всю ночь летает

Мышей добывает. 

Станет светло, 

Спать летит в дупло (сова). 
Угадали, кто это? А теперь скажите мне, с какого звука начинается слово Сова? 
Правильно, в этом царстве Сова –хозяйка звука «С». 
Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком «С», живет еще один звук, а какой, угадайте. 

Это что за зверь лесной 

Встал, как столбик под сосной 

И стоит среди травы 

Уши больше головы. (Заяц). 

Молодцы, угадали. А вы знаете с какого звука начинается слово Заяц?

Правильно. Зайка –хозяин звука «З» в волшебном царстве. 

Вы уже догадались, в царство каких звуков мы попали? Царство звуков «З и С». 

А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся. 

Почему – то наши хозяева царства грустные, что же могло случиться? Хотите узнать? Оказывается, злая черная колдунья заколдовала их замок и все звуки «З» и «С» пропали. Теперь в эти звуки не звучат в их царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и Сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда снова появятся в царстве пропавшие звуки. Ребята, а, чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий. Как вы думаете, справитесь? А Зайка и Сова будут нам помогать.

Выделение звука на слух

- Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть звуки, слоги и слова, где есть звуки З и С. Если вы услышите звук С, то хлопните в ладоши, а если звук З - топаете. (а, с, п, р, з, с, т, в, д, з, с, с; ар, за, ас, са, ро, зы, де, се, фа, ву, ес, зу, зы, со, шо; мак, мука, суп, лес, ведро, заяц, дерево, бусы, сова, тетрадь, ручказебра,). 
- Молодцы, ребята, вы внимательно слушали, поэтому правильно справились с заданием.

 Произношение звука С в словах. Определение заданного звука в слове.

- Дети, перед вами две коробки – зеленого и синего цветов, которые принесли нам Зайка и Сова. А также они принесли нам карточки, которые перемешались между собой. Наши звери просят нас им помочь. Сейчас я каждому из вас раздам по две карточки, вы должны подумать и положить в коробку зеленого цвета – карточки, слова на которых начинаются на звук З, а в синюю – карточки, слова на которых начинаются на звук С. Чтобы вам понять, на какие звуки начинаются слова, вам нужно произнести слова вслух. Затем мы все вместе проверим, как вы выполнили задание.

В процессе выполнения контролирую детей, помогаю при необходимости.
- Молодцы, ребята, вы все справились с заданием и правильно разложили карточки: в синюю коробку со звуком С, а в зелёную со звуком З.

Чтение чистоговорок. 

Ребята, вот Сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Сова предлагает вам поиграть. Я буду называть предложения, а вы за мной повторяйте:


Са-са-са – вот летит оса. 
Су-су-су – не боюсь осу. 
Сы-сы-сы – нет осы. 
Со-со-со – у Сони колесо.
Ся-ся-ся – мы видели гуся. 
Се-се-се – еду на гусе. 
Си-си-си – сено принеси.
За-за-за – вот идет коза. 
За-за-за - вот летает стрекоза. 
За-за-за - у куклы синие глаза. 
Зу-зу-зу - накормлю козу. 
Зу-зу-зу – не боюсь козу. 
Зы-зы-зы – нет козы. 
Зы-зы-зы - у меня две козы. 
Зя-зя-зя – мы видели язя. 
Зи-зи-зи – резину привези.

Физкультминутка

- А сейчас давайте немного отдохнем и поиграем. Повторяйте за мной слова и движения:

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,

(шагаем на месте, показываем рожки над головой)

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

(прикладываем растопыренные пальчики к голове - корона)

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

(легкие прыжки)

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

(выбрасываем поочередно вперед ноги)

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

(хлопаем руками)

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

(топаем ногами)

Головкой покачаем

(качаем головой вправо-влево)

И снова начинаем!

Звуковой анализ слова

-Дети, назовите все звуки в слове СОВА. 

Проводится звуковой анализ слова СОВА.

- Давайте пропоём слово сова (сссссооооовввввааааа).

- Назовите первый звук в слове с-с-с-сова. Какой это звук? Звук С - согласный. Твердый или мягкий? Твердый. Звонкий или глухой? Глухой. Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? Правильно, синим цветом. 
- Какой второй звук в слове со-о-о-ва? Звук А. Какой это звук? Гласный. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Правильно красным цветом. 
- Какой третий звук в слове сов-в-в-ва? Звук В. Какой это звук? Звук В согласный. Твердый или мягкий? Твердый. Звонкий или глухой? Звонкий.. Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? Правильно, синим цветом. 
- Какой последний звук в слове сова-а-а? Звук А. Какой это звук? Гласный. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Правильно красным цветом. 
- Ребята, а как узнать, какой слог ударный? 
- Молодцы, ребята, вы все правильно сказали.

- А теперь каждый самостоятельно за столами разберёт слово заяц, а Маша разберёт его у доски. А затем проверим друг друга.

Устно опрашиваю детей.

8.Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей.

- Какие звуки мы сегодня проходили? 

- Давайте вспомним, во что мы играли на сегодняшнем занятии?

- Назовите слова со звуком С, со звуком З.

- Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями. Сегодня мы продолжили знакомство со звуками. Мне понравилось, что вы сегодня активно работали, были внимательны. 

Выделяю детей, которые активно работали.