Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе Тема: «Волшебный мир звука «С»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе

Тема: «Волшебный мир звука «С»

Цель: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста для четкого произношения звука «С»

Задачи:

Воспитательные: воспитывать внимание, активность, работать в коллективе.

Развивающие: развивать четкое звукопроизношение, память, мышление, мелкую моторику.

Образовательные: учить детей отчетливо произносить звук «С» в словах и фразах, упражнять детей в определении места звука в слове (начало, середина, конец); закреплять умение изменять темп речи и силу голоса;

Предварительная работа: Д/и «Поймай звук», «Назови звук», повторение чистоговорок, скороговорок.

Материал и оборудование: фланелеграф, карточки с изображением предметов, в которых встречается звук «С», стол для экспериментирования, посылка, конверты в  виде березовых листиков, листочки с буквами С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе

Тема: «Волшебный мир звука «С»

Цель: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста для четкого произношения звука «С»

Задачи:

Воспитательные: воспитывать внимание, активность, работать в коллективе.

Развивающие: развивать четкое звукопроизношение, память, мышление, мелкую моторику.

Образовательные: учить детей отчетливо произносить звук «С» в словах и фразах, упражнять детей в определении места звука в слове (начало, середина, конец); закреплять умение изменять темп речи и силу голоса;

Предварительная работа: Д/и «Поймай звук», «Назови звук», повторение чистоговорок, скороговорок.

Материал и оборудование: фланелеграф, карточки с изображением предметов, в которых встречается звук «С», стол для экспериментирования, посылка, конверты в  виде березовых листиков, листочки с буквами С.

Ход занятия.

Организационный этап:

- Ребята, сядьте прямо, выпрямите спины. Давайте вспомним наши правила, которые помогают нам быть внимательными, думать и отвечать правильно на вопросы:

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Выразительно и четко,

Потому что не спешим.

- Ребята, а какие помощники нам сегодня понадобятся? (игра-массаж «Наши помощники»)

Будет сложная игра,

Думай, думай голова! (гладят по голове рукой)

Разминка для глаз,

Поиграем мы сейчас! (моргают глазами)

Надо руки нам размять

Будут пальчики играть (сжимание и разжимание пальцев)

Каждый день, всегда везде

На занятиях, в игре,

Смело четко говори

И тихонечко сиди.

-Молодцы, вот мы с вами вспомнили, какие помощники нам сегодня нужны. 

Ход занятия:

-Ребята, а теперь подумайте пожалуйста и скажите, вы знаете, что такое волшебство? А где бывает волшебство? (ответы детей: в сказке, в новогоднюю ночь.)

А еще ребята существует волшебный мир звуков, так же, как и в сказках, в волшебном мире звуков, много разных царств  – государств, ведь звуков тоже много. Послушайте внимательно, я сейчас назову много разных слов, а вы постарайтесь догадаться, какой звук придет сегодня к нам в гости? Я произношу следующие слова со звуком «С»: сок, санки, самолет, сабля, Саша, лиса, ананас, нос, коса,… и т.д. (Дети слушают внимательно, угадывают и отвечают, что это звук «С». На магнитной доске появляется буква «С», открываются предметные картинки на звук «С»).

Молодцы ребята, вы правильно определили! Это звук «С». Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звука «С».

Ребята, сейчас вам  расскажу очень интересную сказку про лису. (сопровождаю  с показом на фланелеграфе). Летела мимо леса сорока и увидела на поляне лису с лисятами. Кого увидела сорока на поляне?  (ответы детей) Сорока была очень любопытной. Решила она послушать, о чем это лиса говорит со своими малышами. Подлетела поближе, села на ветку и слушает. А лиса в это время учила своих лисят (это была лисья школа) правильно и четко говорить звук «С». Какой звук? Скажет лиса какое-нибудь слово, а лисята повторяют вслед за ней это слово так, как она сказала. Скажет лиса: «Ссснег». И лисята так же: «Ссснег». Скажет она: «Хвоссст ». Лисята повторяют. Как? (ответы детей) «Усссы»,— говорит лиса. И лисята произносят: ... Как? Занятие продолжается. ( Предлагаю детям повторить слова, которые произносит лиса, например, ссскамейка, сссанки, лиссс, сссамолет, колесссо, носсс, лесс и др. При этом, важно проследить, чтобы ребенок четко, протяжно произносил в данных словах звук «С»)

Утром прилетела сорока на поляну, а лиса и лисята уже сидят на своих местах. «Сейчас,— говорит лисятам лиса,— я проверю, умеете ли вы сидеть тихо и внимательно слушать. Я буду называть слова, а вы, когда услышите в слове звук «С», поднимете свои лапки. Что вы должны услышать? Еще раз напоминаю,— говорит лиса,— вы поднимете лапку лишь тогда, когда услышите в названии предмета звук «С». Какой звук? А если в слове звука «С» нет, поднимать лапку не надо». Когда не надо лисятам поднимать лапку? (Если ребенок молчит, повторяю вопрос еще раз или предлагаю  другим детям) И вот лиса стала называть слова: сссахар. Надо поднимать лисятам лапку? Для упражнения в правильном выделении слов со звуком «С» можно использовать такие слова: ссстол, дерево, кусст, трава, елка, лесс, ссорока, часссы, ветка, сссобака, гриб. (При этом надо следить за реакцией ребенка на каждое названное слово; если он ошибается, взрослый спрашивает: «В слове дерево есть звук «С»? Если нет, руку поднимать не надо»). Молодцы ребята!

Ой, кто – то стучится в дверь, (стук в дверь) ребята, это сорока принесла нам посылку, давайте откроем и посмотрим, что в посылке. А  тут у нас задания от лисы. Давайте и мы поможем лисятам выполнить задания. В посылке очень много конвертов. И в каждом конверте есть задания. Если вы услышите в словах звук «С», вы должны хлопать. А если в слове  нет звука «С», хлопать не надо. (Предлагаю следующие слова детям: ссстол, дерево, кусст, трава, конфета, елка, лесс, ссорока, часссы, ветка, гриб.)

Какие вы  молодцы, задание выполнили правильно. А теперь предлагаю отдохнуть, а то у нас впереди еще надо выполнять задания

Физ. минутка

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)

Вот лиса идет по лесу.

Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают. (Бег на месте)

Вот голодная лиса (Ходьба на месте)

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)

Тяжело вздыхает. (Глубокий вдох и выдох)

Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)

Вот мы и отдохнули и готовы выполнить следующее задание. Лиса очень любит чистоговорки и хочет, чтобы мы с вами повторили чистоговорки. (предлагаю детям четко, с обычной громкостью повторить чистоговорки)

Со-со-со – у Вовы колесо.

Са-са-са - вот летит оса.

Су-су-су - было холодно в лесу

Сы-сы-сы – не боимся мы осы

Ас-ас-ас - у нас свет погас

Ос-ос-ос - на полянке много ос

Ребята, лиса еще приготовила скороговорки, которые мы должны с вами произнести:

Купили Соне сумку? – Произнести в форме вопроса

Купили Соне сумку – Произнести в утвердительной форме  (индивидуальные и хоровые ответы детей)

У маленькой Сани, сани едут сами - Произнести, выделяя голосом слово Саня. (Индивидуальные и хоровые ответы детей)

Молодцы ребята, открываем следующий конверт. Лисята любят отгадывать загадки, но лиса и для нас приготовила загадки. Следующее задание от лисы отгадать загадки (при этом напомнить детям, что они должны слушать внимательно)

  1. Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернётся — под лучами

Отливает серебром. (Самолёт)

  1. В дом собаку не пущу,

Без хозяина грущу. (Собака)

  1. Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры - помчались с горы. (Санки)

  1. Спереди - пятачок,

Сзади - крючок,

Посередине спинка,

А на ней щетинка. (Свинья)

Вот мы и с этим заданием справились. В посылке остался последний конверт. Ребята, лиса нам отправила следующее задание. Посмотрите, здесь спрятаны картинки. Давайте мы найдем картинки и скажем, что там нарисовано (Дети подходят к столу экспериментирования, находят картинки, спрятанные в крышках, камнях и песке и называют что там нарисовано. Указывают,  если в этом слове звук «С»  и определяют место звука в слове (в начале, в середине, в конце)

Молодцы ребята, вот мы выполнили все задания от лисы, которые нужно было выполнить лисятам. Скажите пожалуйста, Какой звук нам сегодня приходил в гости? Какие задания вам понравились? Какое задание было трудным?

 Мы сегодня выполняли задания от лисы: повторили чистоговорки, скороговорки, отгадали загадки, находили картинки со звуком «С», а теперь давайте оживим наш звук «С». (Каждому ребенку дается листочек с буквой С. Дети должны оживить букву: нарисовать глазки, ротик, ручки, ножки на фантазию ребенка)

Молодцы ребята, и в посылке остался пакетик, в котором лежат угощения от лисы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое занятие по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ы.»

Подгрупповое занятие по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ы.»Задачи:Развитие силы голоса.Уточнение правильной артикуляции звука  «Ы».Дифференциация понятий «...

НОД по звуковой культуре речи в старшей группе Тема: «Волшебный мир звуков (З-С)»

Учить дифференцировать звуки «С – З»; развивать фонематический слух. Упражнять в отчетливом произношении заданных звуков; продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот и...

МДОУ № 45 «Рябинка» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ по звуковой культуре речи в старшей группе по теме: «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Воспитатель: Рожкова Ирина Алексеевна Дата проведения: 26.11.2015. г. Клин

Программное содержание: Учить детей отчетливо произносить звуки [с]-[ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком.Закреплять умение ...

НОД по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: «Знакомство со звуком «М»

Задачи занятия:Познакомить детей со звуком «М». Развивать способность находить заданный звук в словах, интонационно выделять этот звук, подбирать слова на заданный звук, находить место зву...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: " Дифференциация звуков с- з".

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе .Тема: " Дифференциация звуков с-з "....

Конспект занятия По звуковой культуре речи В старшей группе Тема: «Слоговой состав слов по теме Мебель»

Предлагаю вам конспект по звуковой культуре речи. Уточнение и активизация словаря по теме «Мебель». к данному конспекту требуется презентация....