Конспект фронтального занятия по формированию грамматического строя языка
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Лазуткина Татьяна Сергеевна

В конспекте показаны виды работы по формированию у детей относительных прилагательных, использованию их в предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon laz._apr.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Относительные прилагательные (словообразование)
 Цель: Практическое усвоение

1. Относительных прилагательных по темам «Продукты питания», «Ткани».

2. Согласование относительных прилагательных в роде, числе и падеже с существительными.

3. Закрепление навыка, составление простых нераспространенных и

распространенных предложений.

4. Совершенствование произносительных навыков.

5. Закрепление навыка составления предложений по опорным словам.

6. Развитие целенаправленного внимания и памяти.

Оборудование: муляжи фруктов и овощей,  продукты питания: вермишель, рис, гречка, пшено, картофель, лук, капуста, мясо, рыба.

Ход занятия.

1. Орг. момент (с мячом) по рядам.

Отвечает за весь ряд Паша, Лена, Катя, Рустам, Ренат, Света: Я тебе - Ты ответ.

1. Суп из гороха. Какой суп? - гороховый.

2. Суп из вермишели - какой? - вермишелевый.

3. Котлеты из мяса. Какие котлеты? - мясные.

4. Компот из яблок. Какой компот? - яблочный.

5. Кисель из вишен. Какой кисель? - вишневый.

6. Пюре из картофеля. Какое пюре? - картофельное.

2. Постановка цели: Сегодня ребята будем учиться отвечать на вопросы
Какой? - повторите - (какой?)

Какая? - повторите - (какая?)

И еще на один Какие? - повторите - (какие?)

  1. Стук в дверь. – Ребята,  кто-то к нам стучится. – Ой, здравствуйте.

Ребята, к нам сегодня в гости пришел Крокодил Гена и сейчас сказал мне, что он ждет к себе гостей. Как вы думаете. каких гостей? – Это Чебурашка, Старушка Шапокляк, Лариска. - Правильно! А  вы знаете, что гостей встречают вкусным обедом.

Давайте поможем крокодилу Гене приготовить вкусный обед. Посмотрите какие продукты есть у Гены? Вермишель, гречка, лапша, горох, рыба и т.д. Давайте вспомним, из скольких блюд состоит обед?

- Обед состоит из 3-х блюд. - Правильно.

- Какие первые блюда вы знаете? - Супы.

Поднимаю пакет вермишели.

Суп из нее какой будет? - Вермишелевый. (Какой суп?) - все хором.
-  А посмотрите какой суп будет варить эта тетя? Что она режет? Как все это называется? - - Овощи.

- Какой суп получается? - Овощной. Какой суп? (хором)

А вот Крокодил Гена решил приготовить суп из этого овоща - ( показываю картофель). Какой суп получится? - Картофельный.

А вот я больше всего люблю суп из этого овоща – горох, суп какой? - гороховый.

Итак, с первым блюдом мы справились.

Теперь. давайте поможем Гене при готовить II блюдо.

Рыбу показываю. Вспомните, какое блюдо можно приготовить из рыбы?

- Котлеты. - Какие котлеты получатся? - Рыбные. - Правильно (Хором).- А с чем вы любите рыбу есть? - С кашей, картошкой.

- Какую бы ты приготовил себе кашу? (Спросить несколько человек). Пшенную. гречневую. (Я приготовлю рисовую) т. д. (5 человек)

- И со П блюдом мы справились, все приготовили вкусно, правильно. А сейчас давайте приготовим III блюдо.

- Что вы любите на III блюдо?

Давайте посмотрим. А вот эта обезьянка для крокодила Гены что приготовила? (Фрукты).

- Что можно сделать из фруктов и ягод? Компоты, соки, кисель - бывают разные.

- Что вы при готовите из яблок. из груши и т.д. (5 человек).

Физкультминутка (с мячом).

Я скажу слово,  а вы измените его так, чтобы оно отвечало на вопрос какой?
Бумага - бумажный (змей из бумаги какой? бумажный)

Песок - песочный (домик сделан из песка какой?)

Резина - резиновый (мяч какой?)

Мыло - мыльный (пузыри из мыла какие?)
Шоколад - шоколадный (торт из шоколада какой?) ЧУ~10К - чулочный

Cтекло - стеклянный

Грязь - грязный

Лес - лесной

Река - речной

Дерево - деревянный
Воздух - воздушный
Трамвай - трамвайный

2. Стук в дверь (Чебурашка)

- Дет, в гости к Гене первым пришел Чебурашка. Он часто говорит неправильно.

Послушайте, как говорит Чебурашка:«Я приготовлю молочный борщ».

- Нет, Чебурашка, неправильно.

Давайте, ребят,. поучим его не делать ошибок.

Надо сказать: «Я приготовлю овощной борщ». - Ребята, какой борщ? Овощной. Чебурашка говорит: «Я приготовлю мясной компот».

Нет, Чебурашка, неправильно.

А как, ребята, сказать правильно? «Я приготовлю фруктовый компот».

Чебурашка:«Я приготовил вермишелевый кисель». Дети, как надо сказать?

Я приготовил сливовый кисель.

А сейчас, ребята, я расскажу, что раньше говорил Чебурашка. Вы внимательно послушайте и подумайте как его исправить. Чебурашка говорит «Я приготовлю яблочные котлеты».

Как надо сказать ребята? - Мясные.

Чебvрашка:«Я готовлю клубничный суп».

Как надо сказать?

Я готовлю рыбный суп.

Ну вот какие мы молодuы, научили Чебурашку говорить правильно, и теперь Крокодил Гена справится без нас. Ему поможет Чебурашка. (Закрывается занавес).

З. Ну, а теперь пришло время поиграть.

Я предлагаю игр,. которая называется магазин «Ткани». Мы пришли с вами в магазин.

Ребята, как вы думаете, зачем нам продают ткани? Дети, надо купить ткань для того, чтобы сшить одежду.

В этом магазине продают такие ткани: ситец, шерсть, шелк, байка, и еще мех. Я – продавец,  а вы -  покупатели.

Я предлагаю вам ситец.

Какую одежду из этой ткани вы сошьете?

Ребенок: Я купила ситец и сошью ситцевое платье. Логопед: А что ты сошьешь из ситца?

Ребенок: Я сошью ситцевый халат.

Логопед: А кто еще хочет купить ткань в магазине? Ребенок: Я куплю ситец и сошью ситцевый сарафан. Логопед: А какую ткань ты хочешь купить в магазине?
Ребенок: Я куплю шерсть и сошью шерстяное платье. Логопед: А что ты сошьешь из шерсти?

Ребенок: Я сошью шерстяной костюм.

JIогопед: А что ты сошьешь из шерсти?

Ребенок: Я сошью шерстяные брюки.

 Jlогопед: Ты какую ткань купишь?

Логопед: Кто еще хочет купить ткань и сшить из нее одежду? Ребенок: Я куплю шелк и сошью шелковое платье.

Логопед: А что ты сошьешь из шелка?

Ребенок: Я сошью шелковую рубашку.

Логопед: Дети. в магазине осталась байка. Какую одежду можно сшить из байки? Ребенок: Я сошью байковую пижаму.

Ребенок: Я сошью байковый халат.

Ребенок: Я сошью байковую рубашку.

Ребенок: Я куплю мех и сошью меховые варежки. Jlогопед: А что ты сошьешь из мexa?

Ребенок: Я сошью меховое пальто.

Логопед: А что ты сошьешь из меха?

Ребенок: Я сошью меховую шапку.

Итак,  игра закончилась. Молодцы.

Я распродала все ткани из магазина. (Занавес закрывается).

Физкультминутка (наш гусак).

4. Поиграли, отдохнули, пора и поработать (Незнайка хлюпает). Опять Незнайка не знает как правильно говорить предложение. Послушайте, как он говорит.

5. Итог.

Ой, какие вы молодцы. Какие грамотные, как хорошо все говорят. Мы научились отвечать на вопросы. Кто помнит на какие?

Что можно ответить на вопрос какой? какая? какие?

Молодцы. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе

Цель: Расширить и уточнить представления детей о лесных животныхЗадачи:1. Закрепить знания детей о диких животных наших лесов: вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как назыв...

КОНСПЕКТ коррекционного занятия по формированию грамматического строя речи на тему «Перелетные птицы»

Цель занятия: Уточнять и расширять знания детей о признаках весны и перелётных птицах....

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе

Цель: Расширить и уточнить представления детей о лесных животныхЗадачи:1. Закрепить знания детей о диких животных наших лесов: вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как назыв...

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы с заключением «задержка психического развития» по теме «Зимующие птицы» с использованием малых фольклорных форм.

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы детского сада с заключением "задержка психического развития" по теме "Зимующие птицы" с использованием малых фольклорных фо...

Конспект подгруппового занятия по формированию грамматического строя речи «Домашние животные потерялись».

Конспект подгруппового занятия по формированию грамматического строя речи «Домашние животные потерялись»....

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей подготовительной группы «Зимующие птицы»

Цель: обобщение и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».Задачи:Коррекционно-образовательные: расширение и активизация словаря детей по теме «Зимующие птицы», совершенство...